На днях перестало быть вакантным последнее остававшееся таковым место боевого пилота Формулы 1 2009 года. Есть, конечно, гипотетически вероятные варианты с всё ещё продающей себя “Хондой”, но круг претендентов там уже сформирован, и обсуждать следует то, что реально здесь и сейчас. А то, что французский пилот Себастьян Бурдэ остаётся в “Торо Россо” ещё на один сезон – теперь уже факт свершившийся.

 

Очень непросто сложился для Бурдэ сезон 2008 года в “королевских” автогонках. Переходить из заокеанских серий в Ф-1 – задача, решаемая далеко не для каждого пилота. В своё время с ней удалось справиться Жаку Вильнёву и Хуану-Пабло Монтое. А вот у Майкла Андретти, Алекса, Занарди и Кристиано Да Матты откровенно не заладилось. Притом только у последнего предоставленная ему машина оказалась довольно слаба (“Тойота” в 2003 году, мягко говоря, не блистала).

 

Болид Бурдэ также не претендовал на многое в прошлом сезоне. Привыкшему выигрывать гонки французу, который в 2002-м стал чемпионом Формулы 3000, а с 2004 по 2007 годы неизменно выигрывал престижную серию “Чэмп Кар”, было непросто перестроиться и в плане спортивных результатов тоже. Скромная “конюшня” “Торо Россо” не ставила перед собой никаких сверхцелей, а потому просто попасть в очки значило уже проявить себя. Никто и не предполагал, что сезон окажется столь успешным для всей команды. За исключением Бурдэ.

 

“Переходить из заокеанских серий в Ф-1 – задача, решаемая далеко не для каждого пилота”

 

Себастьян начал карьеру боевого пилота Формулы-1 в 29 лет. Гоночного опыта ему было не занимать, но в Ф-1 всё предстояло доказывать заново. Возраст француза, несомненно, играл против него, ведь те ошибки, которые прощаются молодым и перспективным (например, таким как его бывший напарник Себастьен Феттель), как правило, становятся роковыми для пилотов “под 30 и старше”. Уже по завершении чемпионата, когда в командах хватало вакантных мест, и слухи сватали Себастьяна в команду-соотечественницу “Рено”, Флавио Бриаторе вмиг развеял их, заявив, что Бурдэ уже слишком стар.

 

Впрочем, если переход в “Рено” после неудачного сезона казался фантастическим изначально, то возможность продолжить выступления в “Торо Россо” выглядела вполне реальной даже после проигранного вчистую сезона Феттелю. Ведь лидер команды перебрался к старшему товарищу в лице “Ред Булла”, который несмотря на лидерские задатки уступил в прошлом году “Торо Россо”. В условиях кардинальных перемен и сокращения тестов в пару к молодому швейцарцу Буэми был нужен либо человек знающий команду, либо просто опытный гонщик.

 

“Гоночного опыта ему было не занимать, но в Ф-1 всё предстояло доказывать заново”

 

Главным конкурентом француза за место в составе стал Такума Сато. Первый уже проработал с “Торо Россо” целый год, тогда как второй обладал богатым опытом выступлений в Формуле-1 на разных машинах. Японца в его 32 года уже язык не повернётся назвать перспективным, тем более, что даже в более молодые годы он уступал напарникам и лишь в “Супер Агури” стал по-настоящему первым номером. С другой стороны Сато никогда не был медленным, скорее, ненадёжным и слишком горячим, а эти недостатки как раз уходят с обретёнием опыта. Японец нуждался в “Торо Россо” и, казалось, не упустит своего раз за разом пусть на десятую, но опережая Бурдэ на тестах. Всё это очень походило на последний шанс.

 

Впрочем, нельзя говорить, что Себастьян проиграл Такуме в очном споре. Круги они наматывали либо в разные дни, либо, преследуя установки команды, а не принцип “я его сделаю”. В пользу Бурдэ говорило то обстоятельство, что если “потолок” Сато вполне осязаем, то француз ещё только набирает ход в Ф-1. Да, обычно это делают гораздо более молодые пилоты, но с фактами не поспоришь. А они говорят о том, что Бурдэ долго “вкатывался”, зато потом быстро гнал. Пропасть между ним и Феттелем (а ведь оба дебютанты!) сокращалась ближе к концу сезона. Немец по-прежнему опережал своего напарника, но уже не намного, а тот прибавлял от старта к старту.

 

В общем и целом выбор пал на Бурдэ. Такуме Сато придётся снова размышлять о продолжении карьеры, тем более, что он не теряет надежды вернуться за руль болида первой Формулы. После ухода “Хонды” и “Супер Агури” он сам себе в поле воин, чему вряд ли очень уж рад. Чуть ли не единственным шансом для Такумы могут оказаться изменения в правилах. Если борьба на трассе будет действительно более плотной, а умение агрессивно атаковать выйдет на первый план, то японец вполне может оказаться востребован.

 

“В пользу Бурдэ говорило то обстоятельство, что если “потолок” Сато вполне осязаем, то француз ещё только набирает ход в Ф-1”

 

Что же до Бурдэ, то вновь он оказывается не в самой лучшей для себя ситуации. Презентация нового болида “Торо Россо” намечена только на начало марта, что даёт преимущество конкурентам. Шестое место в Кубке конструкторов в прошлом году и первая победа команды за её короткую историю также накладывают отпечаток на восприятие. Если болид будет откровенно хуже, чем прошлогодний неминуемы сравнения типа “будь за рулём Феттель, то…”.  (Даже если Себ будет опережать Буэми). В таком случае Бурдэ надо будет цепляться и упираться всеми силами. Бороться так, как он боролся в конце сезона. Не верите, сможет? Спросите у Массы или у Трулли. Впрочем, не только у них.

 

Сезон 2009 станет определяющим для Себастьяна Бурдэ в любом случае. В конце февраля ему исполнится 30 лет, и никто не спросит у него, сколько сезонов провёл француз в Формуле-1. Понимает это и сам Бурдэ, а потому постарается изо всех сил показать результат. А вот, что значит для “Торо Россо” “показать результат” в будущем сезоне – это мы узнаем только после первых Гран-При. Удачи, Сэб, она-то точно пригодится!

 

Николай Никифоров, Sport.ru      

Sport.ru