Новички в Формуле-1, как и в любом другом виде спорта, это всегда хорошо. Когда новички приходят, и с ходу начинают выигрывать – хорошо вдвойне. Это дополнительный интерес. Но он был бы не полным, если рядом с дебютантами не было тех, на кого можно равняться – ветеранов. Как говориться ''Старый конь борозды не испортит''. И это в полной мере относится к Рубенсу Баррикелло, который на прошедшем Гран-при Бельгии провёл свою 300-ую гонку, установив рекорд по количеству проведённых Гран-при.

 

Предыдущий рекорд итальянца Риккардо Патрезе в 256 гонок держался аж с 1993 года, как раз тогда и дебютировал в ‘’Больших призах'' Рубенс Баррикелло. Удивительно: многие говорят о чрезмерном омоложении современной Формулы-1 – мол, приходят слишком молодые гонщики. Но так было всегда, и тот же Рубенс дебютировал в ‘’Королевских гонках'' в возрасте 20 лет.

За рулём Jordan в 1994 году.

 

‘’Баррикелло не из тех пилотов, кого можно назвать ''хищником''. И если есть в Формуле-1 приятный парень, то это Рубенс. Никто не кроме него, так не рыдает после победы или схода. Несмотря на то, что Баррикелло – уроженец латинской Америки, горячность это не его’’

 

Дебютировав в Jordan, где перспективный бразилец провёл следующие четыре года, Рубенс застал эпоху Сенны и Проста, и стал свидетелем её заката. В конце 1993 года из гонок ушёл Ален Прост, а потом была Имола 1994…Которая стала, пожалуй, самым страшным моментом карьеры Баррикелло. Именно, с его ужасной аварии в пятницу на квалификации, где он чудом остался жив, началась цепочка трагических событий, которая завершилась гибелью его наставника и друга Айртона Сенны.

 

Таким вот не самым лучшим образом, новое поколение гонщиков того времени Шумахер, Хилл, Ирвайн, Хаккинен, Баррикелло, получило шанс выйти на лидирующие позиции в Формуле-1. Но сделать это Рубенсу также как его партнёру по Jordan Эдди Ирвайну, и Мике Хаккинену, было сложно из-за низкого уровня техники, и ничего не оставалось делать, как ждать лучших времен. Как известно всем трое дождались этого самого момента, но Рубенсу пришлось ждать дольше всех. После тяжёлых сезонов в Jordan, где Баррикелло лишь раз сумел финишировать подиуме, последовали три подобных сезона в Stewart. И Рубенс из многообещающего гонщика превратился в крепкого середняка, особенно если учесть, что Мика Хаккинен к концу 1999 года стал двукратным чемпионом, а Эдди Ирвайн вице-чемпионом. Баррикелло же всего несколько раз финишировал на подиуме, да и  то по счастливому стечению обстоятельств.

 

При том, что стоит отметить хроническое невезение Рубенса. Даже, когда всё складывалось в его пользу, особенно это случалось на домашнем Гран-при Бразилии, и Рубенс лидировал и на безнадёжном Jordan, и на Stewart, постоянно что-то случалось. Лишь один раз в 1994 году, Баррикелло смог финишировать на трассе в Сан-Пауло, это было четвёртое место. Интересно, но проклятие ''домашнего Гран-при'' преследует Рубенса до сих пор, даже в самом идеальной ситуации, всё начинает ''валится из рук''.

В Stewart

 

 

Ну а после 1999 года в карьере Рубенса Баррикелло началась новая глава. Любой гонщик мечтает выступать за Scuderia Ferrari. А тот кому это удалось, вспоминает эти годы с особым чувством и гордостью. Но не Рубенс. Для него 6 лет в Ferrari бок о бок с Михаэлем Шумахером превратились в отбывание второго номера при ''Красном Бароне''. Безусловно, подписывая контракт в конце 1999 года, Рубенс понимал куда идёт, но что всё будет именно так, едва ли он предполагал. Если первый год прошёл относительно спокойно, из-за того что Рубенс серьёзно уступал Шумахеру, но при этом всё-таки одержал свою первую победу, то уже в 2001 году, когда бразилец сумел прибавить, прозвучал первый ‘’тревожный звоночек''. На Гран-при Австрии Рубенс шёл на втором месте перед Михаэлем Шумахером, когда бразильца попросили подвинуться. После длительных дискуссий по радио, Баррикелло пропустил напарника и не мог сдержать слёз после финиша.

 

‘’Любой гонщик мечтает выступать за Scuderia Ferrari. А тот кому это удалось, вспоминает эти годы с особым чувством и гордостью. Но не Рубенс. Для него 6 лет в Ferrari бок о бок с Михаэлем Шумахером превратились в отбывание второго номера при ''Красном Бароне''

 

Повторилось всё и через год, но тогда Рубенс уже шёл к победе, причём он был быстрее Шумахера весь уик-энд, но команде было всё равно, несмотря на тотальное преимущество Ferrari в том году. Что заставляло его поддаваться командным приказам? Что двигало Рубенсом в такие моменты, знает только он сам. Может быть, его характер. Баррикелло не из тех пилотов, кого можно назвать ''хищником''. И если есть в Формуле-1 приятный парень, то это Рубенс. Никто не кроме него, так не рыдает после победы или схода. Несмотря на то, что Баррикелло – уроженец латинской Америки, горячность это не его. Другой латиноамериканец, правда из Колумбии, Хуан-Пабло Монтойя, едва ли стал бы терпеть командные приказы, и в такой ситуации давно бы всех послал куда подальше. Но Баррикелло повиновался команде, и никогда дальше слёз эта ситуация не заходила.

 

 

Даже, натерпевшись к концу 2005 года, Рубенс Баррикелло без лишнего шума покинул Ferrari, разорвав контракт на 2006 год. За шесть лет в Скудерии бразилец одержал 9 побед, но безусловно, их могло быть и больше.

 

Дальше были три сезона в Honda. Да, о победах оставалось только мечтать, но Рубенс наконец-то смог облегчённо вздохнуть и работать в команде в равных условиях со своим напарником Дженсоном Баттоном. А когда Honda трансформировалась в BrawnGP, Баррикелло оказался даже претендентом на титул. Первый раз карьере, Рубенс реально, а не математически как это было в Ferrari, имел шансы стать чемпионом. Но, увы, помешала, ещё одна черта всей его карьеры: в решающий момент бразилец всегда уступал по скорости своему напарнику. Так было на Нюрбургринге 1999, когда первую победу Stewart принёс не Рубенс, а Джонни Херберт, который уступал ему весь сезон в скорости. Так было с Эдди Ирвайном, с которым Ferrari подписала контракт на 1996 год, а не с Баррикелло. В 2009 году BrawnGP, после ухода Honda, досталось великолепное наследие в виде чемпионской машины, но Рубенс, который в предыдущем сезоне на слабом болиде разгромил Дженсона Баттона, оказался в тени англичанина. Дженсон выиграл семь гонок, Рубенс только две. Постоянно что-то мешало: то проблемы на старте, то прокол шины.

 

’Рубенс стал только третьим по итогам сезона, уступив ещё и Себастьяну Феттелю. Но он сражался, боролся на равных с тем же Себастьяном, который младше него на 15 лет, доказав что ещё способен на многое. Жаль только, что сказка о золушке по имени BrawnGP закончилась так быстро’’

 

 

Казалось бы, мелкие проблемы, но именно из их отсутствия складывается успех, и наоборот. Да и стоит признать, что сам Баррикелло оказался психологически не готов к неожиданной борьбе за чемпионство. В итоге Рубенс стал только третьим по итогам сезона, уступив ещё и Себастьяну Феттелю. Но он сражался, боролся на равных с тем же Себастьяном, который младше него на 15 лет, доказав что ещё способен на многое. Жаль только, что сказка о золушке по имени BrawnGP закончилась так быстро. С Рубенсом не стали продлять контракт, а потом команда и вовсе сменила вывеску на Mercedes. И любопытная ситуация образовалась бы, если бы Баррикелло всё-таки остался бы, а потом бы стало известно, что его напарником станет Михаэль Шумахер. Остаётся только представлять, как бы Рубенс после ''кошмарных лет'' в Ferrari воспринял бы эту новость.

 

 

 

Но к его счастью, он оказался в Williams, где сейчас учит ''уму разуму'' молодого Нико Хюлкенберга. Бразилец идеально вписался в команду, утвердившись в роли лидера. И судя по всему, об отставке он пока и не думает. По крайне мере, предпосылок к этому нет: он по-прежнему в форме, никаких проблем с мотивацией нет, и его опаснейшее сражение с Михаэлем Шумахером на Хунгароринге – лучшее тому подтверждение. Поэтому, 300 Гран-при это ещё далеко не предел. Жаль лишь одно, что за столько гонок Баррикелло так и не стал чемпионом…

 

Иван Беликов, Sport.ru