На прошлой неделе ФИА приняла несколько решений. Среди них есть как вполне резонные, так и не совсем понятные.

 

Во-первых, за первую смену мотора в новом сезоне штрафовать не будут. То есть можно с уверенностью сказать, что в первом Гран-при после квалификации мы не увидим перестановок в связи со сменой мотора – более того, мало их будет и на второй гонке сезона, так как все постараются максимально оттянуть это первую смену. Но вот за смену коробки передач штраф будет и в первый раз. Так что, вполне возможно, что уже в первой гонке кто-то решит её сменить, и, соответственно, получит штраф: -5 позиций на старте. Но, как и в случае с мотором, при сходе в гонке, на следующий Гран-при разрешается установить новую КПП.

 

Другим решением изменена часть регламента, касающаяся стюардов. Последние два года на каждом Гран-при было три стюарда, при том один из них был постоянен и присутствовал на всех гонках – Тони Скотт-Эндрюс. Однако в этом сезоне все три маршала будут назначаться отдельно для каждой гонки, причём они должны быть представителями стран, которые не представлены в Формуле-1. Это призвано увеличить объективность принятия решений, но получится ли? Ведь кроме гражданства есть и личные пристрастия к гонщикам и командам. Впрочем, поживём-увидим.

 

Следующее изменение коснулось гонщиков. Повышается стоимость суперлицензии, без которой гонщик просто не может участвовать в Гран-при. Если раньше сама лицензия стоила 1690 евро в год + 447 евро за каждое очко, заработанное в предыдущем сезоне, то теперь же её стоимость существенно возросла – 10 тысяч евро + 2 тысячи за каждое очко. Таким образом, несложно посчитать и сравнить, к примеру, стоимость лицензии Кими Райкконена в 2007 году и в 2008. В прошлом году ему пришлось заплатить за лицензию 30 тыс. 745 евро. В году же нынешнем стоимость его лицензии составит 230 тысяч евро. На 200 тысяч больше! Если бы не это нововведение, то лицензия финского чемпиона была бы “всего лишь” 50 тысяч 860 евро. Дешевле всех лицензия обойдётся тем, кто либо не набрал в 2007 году ни одного очка, либо вообще не принимал в нём участия – им придётся заплатить только 10 тысяч евро. Всего же ФИА лишь на лицензиях гонщиков, которые примут участие в гонках, заработает 1 миллион 462 тысячи евро. И это не считая тест-пилотов! Очевидная причина этого изменения – увеличить доход Федерации. Однако в свете другого решения, которое собирается принять ФИА, это нововведение выглядит странным, и даже противоречащим.

 

А решение это – резко сократить бюджет команд, и ограничить его 150 миллионами долларов. Под это ограничение не попадут расходы на развитие двигателя (которое заморожено до 2013-ого года), зарплаты гонщикам и руководителям команд, а также маркетинговые и рекламные расходы. Но ведь огромные деньги тратятся на зарплату сотрудникам, на перевозку оборудования и тех же сотрудников, на закупку материалов, на использование аэродинамической трубы – ведь абсолютно всё стоит денег. Да, транспортировку на гонки оплачивает Берни Экклстоун, но проживание, еда, и прочее тоже не бесплатно. Конечно, был в Формуле-1 Пол Стоддарт, который умудрялся экономить на всём (на Гран-при члены его команды пользовались одноразовыми стаканчиками), но ограничить современную команду бюджетом в 150 миллионом представляется не особо возможным.

 

Этот проект призван заменить другой – серьёзное ограничение на развитие аэродинамики. Однако “Феррари” не поддерживает это нововведение, в отличие от остальных команд. Оно и понятно – итальянская команда находится в хорошем финансовом положении – она получает огромные деньги от “Мальборо” (которая, кстати, оплачивает и контракты пилотов).

 

Почти все эти нововведения исходят о президента ФИА – Макса Мосли. Однако зачастую эти самые “реформы Мосли” выглядят противоречащими. Он увеличивает стоимость суперлицензий, при том что уже не один год стремится ограничить бюджет команд, и одновременно с этими намерениями он говори то том, что Формула-1 должна всегда оставаться вершиной автоспорта – с технологической точки зрения в том числе. Однако, чтобы оставаться “Королевой Автоспорта”, нужно тратить на развитие технологий большие суммы денег, и с этой точки зрения никак нельзя ограничить бюджет суммой в 150 млн $. Технологический прогресс сильно замедлится при таком ограничении.

 

Но с другой стороны, это может привлечь новые команды в Формулу-1 – ведь тогда будет ясно, какую именно сумму необходимо собрать. Посмотрим, сможет ли Мосли, несмотря на всё, реализовать эти идеи, но смею предположить, что сделать это будет нелегко…

 

Пётр Геллер, Sport.ru

Sport.ru