Всё идёт к тому, что в следующем сезоне Россия останется без своего пилота в Формуле-1.  Очень тяжело даётся вхождение в семью королевских гонок "Маруси". На фоне других новых трасс чемпионата, @Sport.ru не видит внятных доводов того, почему российское Гран-при Ф-1 должно проходить в Сочи.

 

 

Виталий Петров, Гран-при Сочи, "Маруся"... Русские идут! Мир королевских автогонок долгое время оставался для нас закрытым клубом. Шикарным, дорогим, интересным, манящим, но закрытым. Что, казалось, Россия, со своими "Ладами" да "Волгами", может предложить этакого, что заставит удивиться "Феррари" и "Мерседес"? Да, в "Дакаре" мы давно завоевали лидирующие позиции в классе грузовиков, где нашим КАМАЗам равных нет. Но "Дакар" и Ф-1, согласитесь, не одно и то же. Если на "Дакаре" можно выиграть, будучи лишь лучшим среди ширпотреба, то тут надо быть лучшим в эксклюзивности. Толк в ширпотребе, прошу прощения за подобные аналогии всех любителей "Ралли Дакар", сам являюсь его поклонником, не фанатичным, правда, но всё же, так вот, толк в ширпотребе мы хорошо знаем ещё со времён СССР. Да и, к тому же, на "Дакаре" куда сильнее развито заимствование, чем в Формуле-1.

 

В общем, мир Ф-1 - уникальный мир новейших, а порой уникальнейших технологий, которые опережают современный мир автомобильной индустрии на десятки лет. В последнее время предпринимаются усилия поставить интересы команд Формулы в значительную зависимость от интересов индустриальных, но, признаюсь, на мой взгляд это путь в никуда. Вам, к примеру, КЕРС, чтобы поехать забрать ребёнка из школу нужен? Или для того, чтобы на выходных съездить в мега-маркет и отовариться на неделю? Наверное, он нужен для преодоления пробок, с которым приходится сталкиваться по дороге на работу и обратно домой. У автомобильной индустрии и конструкторских бюро команд Ф-1 очень разные задачи. И если они иногда будут пересекаться - очень хорошо, но ставить Формулу на служение индустрии глупо.

 

А что мы, со своей автомобильной индустрии в России? Наши автомобили конкурентные лишь у себя на родине, да в странах, где машина, будь хоть двадцатилетнего возраста, уже предмет роскоши. Я не думаю, что в профессиональном плане наши техники и автослесаря уступают своим заграничным коллегам, имел опыт убедиться в том, что отечественные мастера ничем не хуже. Но это всё на уровне индустрии, ширпотреба. А Формула-1 казалась чем-то недостижимо технически продвинутым. Но время идёт, всё меняется, и сегодня мы уже со всей уверенностью можем говорить о том, что Россия стала такой же неотъемлемой частью королевских гонок, как и другие страны. Чемпионов у нас нет, как и классного болида. Но и Москва не сразу строилась. Зато у на с есть свой пилот, своя команда, а вскоре будет своё Гран-при. Прогресс налицо. Не так ли?

 

"Ничего плохого в государственной модели развития спорта нет, только у нас в России она принимает несколько извращённый вид…"

 

Но, боюсь, как бы все наши начинания не вышли напрасными. Любое дело развивается постепенно, проходя этап за этапом. Но мы в России так не привыкли. Нам подавай всё и сразу. Если уж включаться в Формулу, не страшно, что с нуля, надо включаться во всё, и как можно быстрее. Такое впечатление, что мы боимся опоздать. Это касается не только Формулы, но и других видов спорта. Взять тот же футбол. За последние несколько лет российская Премьер Лига утвердилась, как одна из сильнейших в Европе. Если быть более верным, то она стала лучшей среди худших. А это уже немало. Но как это делается? За счёт денег. За счёт админресурса и команд из Кремля. Ничего плохого в государственной модели развития спорта нет, только у нас в России она принимает несколько извращённый вид.

 

Вместо того чтобы развивать инфраструктуру, вкладывать деньги в развитие детского футбола, готовить базу, которая сделать нас по-настоящему футбольной державой, у нас вбухивают сотни миллионов долларов на приезжих гастролёров, которые сегодня дают замечательный спектакль, но завтра уедут и оставят по себе выжженное поле. Примерно так, думаю, у нас и с Формулой. Давайте нам всего, побольше, и сейчас. Почему Гран-при в Сочи? Ладно. Тут можно предположить, раз Сочи стала самой крупной в стране строительной площадкой, а по совместительству и самой большой ямой для закапывания бюджетных средств, то для строительства трассы под Ф-1, как опробованное и прибитое место подходит как нельзя лучше. Тогда вопрос - почему зимняя олимпиада в Сочи, а не в Ханты-Мансийске, например?

 

"Следующим шагом, думаю, можно ожидать перевод в Сочи из Севастополя Черноморского флота…"

 

Зачем вся эта олимпийская инфраструктура Сочи после 2014-го года? Востребована ли будет трасса? Если уж появилось такое желание, сделать из Сочи образцово-показательный город юга России, то можно было бы  все эти деньги направить на более конкретные и нужные дела - полную замену коммуникаций, развития рекреационной зоны, рекламу города в стране и за рубежом. Нет же, решили действовать по-нашему. И город пиарить, и построить кучу ненужных на юге спортивных комплексов для биатлона, лыжников, конькобежцев, и Формулу привести, и Сочи разрекламировать. Следующим шагом, думаю, можно ожидать перевод в Сочи из Севастополя Черноморского флота (новое строительство века - военной-морской базы), строительство вокруг города мощных промышленных комплексов. Чего уж мелочиться и останавливаться?

 

Есть хорошая пословица, в которой говориться о том, что нельзя гнаться сразу за двумя зайцами - не догонишь ни одного. К сожалению, на всех трёх фронтах Формулы-1 у нас пока что успехи не ахти. Да, в Сочи ещё не состоялось ни одно Гран-при, но горький опыт новых трасс говорит о том, что Гран-при ради самого Гран-при - затея не слишком удачная, как с точки зрения экономической выгоды, так и с привлечения интереса к самой гонке. Не смог задержаться в "Lotus Renault" и Виталий Петров. После аварии Кубицы, на россиянина выпала отнесенность первого номера команды. И хотя в грязь лицом не ударил, прыгнуть выше головы не сумел. А критика в адрес команды в конце сезона, похоже, стала последней каплей, подтолкнувшей "Lotus Renault" к полной смене своих пилотов. Говорят, что Петров может оказаться в "Марусе"…

 

Александр Нешта, @Sport.ru

Sport.ru