Второй год подряд за чемпионскую корону в личном зачёте и за победы в отдельно взятых Гран При вели борьбу несколько пилотов, которые, по-видимому, и являются будущим формулы-1 на ближайшую перспективу  Добавятся ли к их новообразованному кругу новые имена покажет время, а пока заглянем в историю, давнюю и не очень, и попытаемся ответить на вопрос: кто же они – эти пилоты нового поколения?

 

За последние несколько лет формула-1 значительно преобразилась. Королевские автогонки стали другими после ухода Михаэля Шумахера, а меняться начали ещё при нём. Эта мысль сама по себе не нова и обычно трактуется таким образом: в эру доминирования “Красного Барона” все забыли о простеньком, но очень важном слове – интрига, - тогда как рождение нового чемпиона Фернандо Алонсо вернуло его в формульный лексикон. Но возрождение интриги в первенстве – далеко не единственное, чем условная  “новая” формула отличается от себя самой  конца 90-х - 2005/2006 годов. 

 

Нужно помнить о том, что на наших глазах формируется и уже во многом сформировалось новое поколение пилотов со своими индивидуальными особенностями, не только гоночными, но и со своей спецификой характера, амбиций, потребностей.

Формула-1 при всех её порою не самых приятных закулисных делах, по сути, является одной большой семьёй (пусть и не самой благополучной), в которой, разумеется, находится место ссорам, дружбе и даже изменам, когда затрагиваются обоюдные интересы.

 

В отличие от многих видов спорта, того же футбола, к примеру, где существует огромное количество клубов, формула-1 очень компактна. На старт очередного сезона выйдет двадцать пилотов из десяти команд и эта цифра последние годы меняется минимально. Инженеры также на перечёт. С отдельно взятой “конюшней”, как правило, долгое время работают одни и те же механики. Владельцы и руководители остаются во главе порой десятилетиями. Что и говорить –  богатейшая деревня или, как принято её называть – “Большой цирк”, где все друг друга знают. Однако его лицом в первую очередь являются именно пилоты, в самую первую – успешные. И каждой формульной эпохе всегда сопутствует разная, а потому уникальная атмосфера, пропитывающая королевские гонки изнутри.

 

На заре формула-1 по духу напоминала одно из произведений великого французского писателя Экзюпери, писавшего и прославлявшего пилотов-первооткрывателей,  пилотов-романтиков. Правда, управляли они не болидами, а самолётами, но это не суть. Сейчас ставки изменились. Формула стала куда более безопасна, технологии ушли далеко вперёд, но главным составляющим автогонок были и остаются гонщики.

 

80-е и начало 90-х прославляли Прост, Сена, Бергер, Мэнселл. Эстафетную палочку подхватили М. Шумахер, Хилл, Вильнёв, Хаккинен, Ирвайн, Култхард Френтцен.

У этих поколений было своё лицо, описанию которого можно при желании посвятить целую книгу.  

 

Теперь, на смену солировавшему в начале тысячелетия “Красному Барону” пришло новое поколение. Уже второй год подряд судьба титула чемпиона мира висит на волоске и лишь последние мгновения заключительного этапа расставляют все точки над “i”. Борьба за право называться чемпионом мира идёт нешуточная, как это бывало прежде.

 

Так в чём же сходства и различия современных пилотов и тех, что, казалось, гонялись за рулём болидов ещё совсем недавно? Вчера, позавчера – не позже. Безусловно, вы правы, делать глобальные выводы об этом ещё слишком рано, но для прогнозов и предположений – самое время.

 

Во-первых,  состав пилотов омолодился. Стоящим у истоков формульного действа чемпионам было около сорока лет, когда они завоёвывали свой первый титул. В 1951-м году, ровно в сорок лет, легендарный Хуан Мануэль Фанхио выиграл чемпионат мира впервые, а потом он сделал это ещё целых четыре раза! Сейчас, когда пилоты постоянно обновляют такие рекорды как: самый молодой участник Гран-при,  победитель гонки или чемпионата в целом, - подобная ситуация кажется невозможной. Тот же Дэмон Хилл, завоевавший в 1996 году титул в возрасте тридцати шести лет, уже через три года покинул формулу-1.

 

В прошлое воскресенье Льюис Хэмилтон возглавил список самых молодых пилотов, завоёвывавших титул, оттеснив на вторую строчку по этому показателю опытного двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо, которому в свою очередь в конце июля этого года исполнилось аж(!) двадцать семь лет. А Себастьена Бурдэ, которому всего-то двадцать девять (кстати, как и экс-чемпиону мира Кими Райкконену) тим-босс “Рено”  Флавио Бриаторе как-то раз назвал слишком старым для его команды.

 

Во-вторых, молодые чемпионы и претенденты на титул ещё только раскрываются  как личности. Нет пока в них той яркости, энергии вне трассы, которая была у предыдущего поколения. Бразильский этап, венчавший нынешний сезон стал заключительным в карьере шотландца Дэвида Култхарда, заставшего те весёлые времена и активно принявшего в них участие.

 

Вспомнить хотя бы его знаменитую перепалку с Шумахером-старшим в 98-м или яростную борьбу с напарником Микой Хаккиненом, в ходе которой шотландец не раз разворачивал болид партнёра по команде. Обратить взор на, возможно, самого оригинального и экстравагантного пилота за всю историю ф-1 – Эдди Ирвайна, который в своей дебютной гонке умудрился разгневать самого Айртона Сену, пришедшего после финиша “проведать” дерзкого новичка (кстати, Эдди тогда было столько же лет, сколько сейчас Алонсо). Как ни сказать о калоритнейших Жане Алези, Герхарде Бергере, Хайнце-Харальде Френтцене… А ведь никто из них так и не стал чемпионом мира, но все или почти все они останутся в истории королевы автоспорта не на последних строках.   

 

 “Последним из Могикан” остаётся Рубенс Барикелло, да и неизвестно пока точно – остаётся ли бразилец в свои тридцать шесть действующим пилотом. Можно назвать ещё Джанкарло Физикеллу и Ярно Трулли. Итальянцы уже могут причислить себя к старожилам формулы, но основные успехи пришли к ним уже после 90-х.

 

Впрочем, в том, что формула-1 стала более практичной и деловой, нет ничего плохого. Посмотрите на трассу, и вы сразу поймёте почему. Практически каждая гонка в этом году держала зрителя в напряжении от старта до финиша. Да и отрыв топ-команд от преследователей значительно сократился, а в случае с “БМВ” в начале сезона и с “Рено” в его конце и вовсе был равен нулю.

 

В-третьих, что-то не припомню, когда в последний раз на формульном небосклоне разгоралось сразу столько ярких, талантливых пилотов. Некоторым из них, как скажем Хэмилтону, Кубице, Феттелю прочат лавры великих (впрочем, Льюис уже вписал своё имя в историю золотыми буквами), к другим: Глоку, Пике, Росбергу пока присматриваются. Алонсо, Райкконен, Масса и вновь Хэмилтон (попадающий и в эту категорию) уже являются опытными бойцами, на которых ориентируется молодёжь. А остаются ещё и Ковалайнен, Хайдфельд, Трулли, тот же Батон, которого, несмотря на форму нынешней “Хонды” нельзя сбрасывать со счетов.

 

Словом, дивное нам выпало время. На наших глазах ещё совсем юные таланты матереют, набирают вес в формуле-1. Нет больше одного Великого, есть много быстрых и амбициозных гонщиков. И в подобной ситуации ни для кого не станет откровением очередной тиутл того же Алонсо или первый в карьере у Массы или у Кубицы или у Феттеля или…

 

Николай Никифоров, Sport.ru