Мы так привыкли к тому, что Берни Экклстоун это зло, что иногда не в состоянии трезво смотреть на любой конфликт, разгорающийся между ним и главными спонсорами чемпионата, ним и командами, ним и организаторами этапов. Но так ли плох Берни? @Sport.ru попытался взглянуть на старца под несколько другим углом.

 

Вы всё ещё не любите Берни Экклстоуна? Тогда он идёт к вам! Можно по разному оценивать деятельность Берни на посту главы Формулы-1, но глупо, думаю, не отметить его вклад в развитие королевских гонок. То, что чемпионат мира Ф-1 стал одним из самых знаковых спортивных событий в мире спорта - заслуга именно этого старика, которого многие называют то алчным, то маразматиком, то убийцей традиций Формулы. Ему инкриминируют полную коммерциализацию гонок, но смогли бы они выжить при иных раскладах? Да, география разрослась до небывалых размеров. Да, некоторые этапы, как то, например, в Бахрейне, Индии или Малайзии мало интересны главным донорам команд, да и по своей престижности они заметно уступают традиционным трассам в Монако, Спа, Мельбурне или Монце. Но неужели так ли бесперпективна эта идея? Что, скажите, плохого в  том, что один из этапов сезона вскоре примет Россия?

 

Экклстоуна обвиняют в том, что ради большей выгоды, он готов пойти на то, чтобы вычеркнуть из сезона Гран-при Австралии, Бельгии, перенести гонку Гран-при Италии из Монцы в Рим. Но, пока что, кроме разговоров и предположений, Берни ничем подобным очернить свою репутацию не успел. Даже больше. Благодаря его жёсткости, Сильверстоун на днях получил чуть ли не лучшую трассу во всём чемпионате. Да, не всё там так гладко, и серьёзный конфликт между Берни владельцами трассы имел место. Но представьте, что было бы, если бы Берни поступил по логике и отступил? Если бы он не продвигал идею переноса этапа из Сильверстоуна в Донингтон-парк? Гран-при Великобритании так бы и проходило дальше на отличном покрытии, при стечении большого количества разбирающихся в гонках болельщиков, но при достаточно слабенькой и устаревшей инфраструктуре. Это ли благо?

 

"То, что поначалу казалось борьбой против Сильвесртоуна, на деле оказалось борьбой за его будущее.  Точно так же и Гран-при России должно стать ещё одним кирпичиком в строительстве фундамента, который прослужит королевским гонкам долгие годы"

 

В итоге главному менеджеру Ф-1 и British Racing Drivers' Club удалось сойтись на том, что с трассой в Сильверстоуне подписывается контракт на 17 лет, но та, в свою очередь, обязуется построить новые боксы и технические помещения. Что в итоге и было выполнено. На днях в присутствии многих известных людей был торжественно открыт новый комплекс. Неужели и тут Берни руководствовался желанием сугубо личного обогащения? То, что поначалу казалось борьбой против Сильвесртоуна, на деле оказалось борьбой за его будущее.  Точно так же и Гран-при России должно стать ещё одним кирпичиком в строительстве фундамента, который прослужит королевским гонкам долгие годы. Трасса в Сочи позволит выйти на новый уровень, открыть большой рекламный рынок, найти новых инвесторов. В конце концов, это отличная возможность получить новую и самобытную команду с новой для Ф-1 пропиской.

 

Я сам очень много критиковал Берни за бездумную, на первый взгляд, политику, касательно внедрения Формулы на ближневосточный рынок. Да, кроме выкачки денег ни Бахрейн, ни ОАЭ чем-то интересными быть не могут. По крайней мере, сегодня. Но не кажется ли вам, что этот шаг продиктован не только желанием заработать, но и возможностью заставить традиционные трассы хоть немного шевелиться. Ведь каждый из этапов, который помнит победы не только Айртона Сенны или Алана Проста, но и Эмерсона Фитипальди, уверен, что уже только этим  весь мир им обязан. Ведь, по сути, кроме вздохов и жалоб о своей тяжёлой жизни и финансовом кризисе, они ничего делать не хотят, требуя уменьшения финансовых обязательств. Как, скажите, в такой ситуации с ними может бороться Экклстоун? Ведь он далеко не дурак, и прекрасно понимает, что для Ф-1 означают и Спа, и Сильверстоун, и Монца, и Мельбурн. При всей категоричности австралийцев, Берни жёстко держит свою позицию, но, всё же, оставляет им пространство для манёвра.

 

"Больше Формулу убивает не Гран-при в Абу-Даби, а отсутствие к ней интереса. И не вина Берни, что уже на ближайших нескольких этапах вся интрига в чемпионате может кануть в лету"

 

К тому же, Экклстоун крайне последователен в действиях и предан своим партнёрам. Но лишь с теми, кто согласен работать, а не сидеть сложа руки и ждать манны небесной. После того, как из-за парадных волнений выпал первый этап в Бахрейне, Берни запросто мог бы поставить на нём крест, но до последнего пытается втащить этап в сезон, не сейчас, так осенью. Как бы не плакал Стамбул, он и с Турцией будет возиться до тех пор, пока та не найдёт пути выхода из сложившейся непростой ситуации. Разрезать узел легче, чем его распутать, но тот ли этот путь, который всегда приводит  к верному решению? Сколько будет позволять время, Берни будет возиться с сомневающимися, и если увидит, что те ни в какую не хотят меняться и совершенствоваться, просто  выкинет их. Правда, мы пока лишь можем рассуждать о том, как бы он повёл себя, если бы на дыбы встали, к примеру, держащие себя из последних сил Монца и Спа. Всё же, думаю, Берни путём тайных переговоров и скрытых договорённостей не доведёт ситуацию до критической отметки, при которой встанет  вопрос о выходе этих трасс из чемпионата.

 

То же самое касается и его войны с главными спонсорами. Если мы упрекаем его, что во главу всего он ставит экономическую выгоду, порой забывая о спортивной составляющей гонок, то, что тогда мы можем сказать о главных донорах команд - главных спонсоров чемпионата? Если Берни алчный, то определение, которое бы оптимально в этом случае подходило для определения крупных компаний, желающих, чтобы их реклама была наиболее эффективной, и при меньших затратах приносила максимумом дивидендов, просто нет. Этим господам спортивная часть Ф-1 ещё меньше интересна, чем Экклстоуну, если мы уж так решили, что для старца королевские гонки не более чем игрушка или бизнес-проект. Тогда тут ничего не логичного нет. Ф-1 разговаривает с донорами их же языком. Сухой расчёт, ничего более. Каждый защищает свои личные интересы, и думаю, глупо утверждать, что интересы Экклстоуна идут вразрез с интересами гонок больше, чем интересы спонсоров. Другое дело, что команды в данном случае оказываются в роли наковальни. Но делить деньги, это, как раз не их забота. Вот, кого больше всего должна волновать спортивная составляющая. Больше Формулу убивает не Гран-при в Абу-Даби, а отсутствие к ней интереса. И не вина Берни, что уже на ближайших нескольких этапах вся интрига в чемпионате может кануть в лету.

 

Александр Нешта.  @Sport.ru