В этот уик-энд Формула 1 возвращается на Сузуку. Долгожители пелотона успели соскучиться по уникальной трассе, а для молодняка она, без сомнений, станет открытием, ведь компьютерные симуляторы никогда не сравнятся с реальностью.

 

Буквально через считанные часы состоится квалификация Гран При Японии. После двухлетней разлуки и гонок на Фудзи, Формула 1 возвращается на Сузуку, а это значит, что зрители смогут насладиться видами уникальной трассы, имеющей форму восьмёрки, опытные гонщики вновь поведут свои автомобили по дороге, которую они уважают, а молодое поколение, наконец, почувствует вызов этого автодрома – собственный опыт куда лучше наматывания кругов даже на самом высокотехнологичном симуляторе.

 

Удивительно многое изменилось в Формуле 1 со времени последней гонки на Сузуке. Например, восемь гонщиков из современной двадцатки впервые прокатятся по этой трассе. А последняя гонка здесь представила всему миру сражение за титул Фернандо Алонсо и Михаэля Шумахера, немногим после которого немец покинул спорт.

 

Шестикилометровая трасса ни на минуту не даёт гонщикам расслабиться – чего стоят знаменитые "эски" на первом секторе, или фантастический левый вираж "130R", где скорости достигают 300 км/ч.

 

В середине двухтысячных инфраструктура Сузуки слегка устарела, и боссы Формулы 1 решили перебраться на Фудзи, которая только что стряхнула с себя строительную технику и пыль – иными словами на автодроме завершилась дорогостоящая модернизация. Однако даже в лучшей форме Фудзияма не может потягаться с Сузукой, ведь у последней есть не только конфигурация. Сузука имеет огромный исторический вес, который делает её сумоистом, способным перебороть любого конкурента в островном государстве.

 

Приняли было решение чередовать две трассы, но "Тойота" сочла проведение Гран При Японии на своём автодроме нерентабельным, и оставила Сузуке право принимать Формулу 1, по крайней мере, в ближайшие три года. И всё это несмотря на то, что владелец Сузуки - "Хонда" – покинул вершину автоспорта в конце минувшего сезона.

 

За время отсутствия Сузука успела принарядиться – к примеру, на половине дистанции уложен новый асфальт, расширены зоны безопасности. Но гонщиков в первую очередь порадует то, что осталось неизменным – конфигурация.

 

"…чего стоят знаменитые "эски" на первом секторе, или фантастический левый вираж "130R", где скорости достигают 300 км/ч"

 

Впрочем, Сузуку нельзя назвать идеальной. Ей тоже доставалось за небольшие возможности для обгонов, поскольку, да, шпилька и шикана требуют жёсткого торможения, но прямая перед шпилькой очень короткая; а преследование в "130R" затруднено так называемым эффектом "грязного воздуха". Впрочем, серьёзно воспринимать жалобы стало довольно трудно после захватывающей дух гонки 2005 года, по ходу которой Кими Райкконен с 17-го стартового прорвался на первое место на финише. За круг до финиша по внешней траектории первого поворота Райкконен обошёл Физикеллу и стал настоящим триумфатором того воскресного дня.

 

Ярче этого обгона был только манёвр Фернандо Алонсо: испанец промчался по внешней траектории "130R", уделав самого Михаэля Шумахера.

 

Обгоны на Сузуке всё-таки возможны, если гонщики достаточно грамотно подойдут к делу.

 

Интересно, что стартовая решётка в 2005 была словно вывернута наизнанку – всё смешал дождь, обрушившийся на трассу во время квалификации. Сузука вообще очень восприимчива к переменам погоды, если можно так выразиться. Хотя есть любопытная тенденция – дождь чаще проливается здесь в пятницу во время свободных заездов или осыпает гонщиков во время квалификации, а вот воскресенья обычно сухие. Последними исключениями стал ливень во время гонки в 1994 году, старт на влажной трассе в 1995 и дождь на середине дистанции в 2000 году.

 

Японцы – одни из самых страстных поклонников Формулы 1 в мире. Они очень любили Айртона Сенну, автомобиль которого был оснащён двигателем "Хонда". А последним объектом их обожания был Такума Сато, вышивавший дивные пируэты за рулём машины заводской команды японского автогиганта.

 

Впрочем, сейчас в Гран При не участвуют ни "Хонда", ни Сато, а потому интерес местной толпы привлечёт главным образом "Тойота" и Казуки Накаджима. И команда, и гонщик могут продемонстрировать в этот уик-энд нечто выше своего среднего уровня. Есть у "Тойоты" такая черта: залить минимум топлива на квалификацию, занять высокое место на стартовой решётке и прожить субботу на первых полосах японских газет. Кроме того, команда находится на подъеме после подиума Тимо Глока в Сингапуре.

 

Обидно, но из-за многочисленных запретов, которые диктует современный регламент, мы не увидим ничего подобного знаменитым двигателям "Хонда" спецификации "Suzuka Special" – концерн делал эти движки специально для этапа на Сузуке. Они отличались ультрамощностью в сравнении с обычным двигателем, и могли позволить выдать отличный круг в квалификации. Впрочем, вместе с тем их отличала хрупкость и готовность рвануть в любой момент.

 

В начале 90-х годов японские гоночные серии были прекрасной – и выгодной с финансовой точки зрения – возможностью для молодых пилотов показать себя, а бесконечные тесты, проходящие в Японии, приводили к тому, что Эдди Ирвайн или Хайнц-Харальд Френтцен, едва придя в Формулу 1, уже знали Сузуку как свои пять.

 

Сейчас японские арены не так высоко котируются среди молодых талантов, однако опыт есть у Казуки Накаджимы, да и Адриан Сутил не прост – немец брал титул в японской Формуле 3. Иными словами, парни могут сверкнуть в этот уик-энд.

 

"…мы не увидим ничего подобного знаменитым двигателям "Хонда" спецификации "Suzuka Special"

 

Прогнозы в этом сезоне – дело особо неблагодарное. Тем не менее, у экспертов есть мысль, что на Гран При Японии будут сильны "Ред Булл" – их автомобилям подходят высокоскоростные повороты. У команды есть шанс на победу, и если она его реализует, это станет скромным утешением после того, как варианты выиграть титул в сезоне-2009 практически сошли на нет.

 

Если результаты последних семи гонок рассматривать как отражение всего сезона, тогда мы должны увидеть сильное выступление Рубенса Баррикелло, на пятки которому, ведя между собой жёсткую борьбу за очки, будут наступать Кими Райкконен, Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон, а Дженсон Баттон и Марк Уэббер должны держаться в сторонке – да хотя бы на границе очковой зоны.

 

Но, к несчастью для Баррикелло, и к счастью для Баттона, мы не можем сбросить со счетов первые семь гонок сезона. Благодаря заделу, созданному в первой фазе чемпионата, Дженсон Баттон может стать чемпионом мира в стране, к которой давно испытывает глубокую симпатию. Всё, что ему нужно – отыграть у Рубенса пять очков. Например, Дженсон выиграет гонку, а Рубенс не дотянет до подиума. Или же Баттону хватит финиша в первой четвёрке, но это в том случае, если Баррикелло останется за пределами очковой зоны.

 

Впрочем, за последние три этапа в топ-тройке – по итогам квалификации или гонки – успели побывать представители девяти из десяти существующих команд. Кроме того, у уникальной конфигурации Сузуки есть множество тонких нюансов, ведомых только гонщикам с опытом, но практически 50% пилотского состава никогда здесь не выступали. Поэтому в этот уик-энд уместен только один прогноз: чтобы ни случилось, гонка должна получиться яркой и захватывающей. Одна из самых любимых трасс Формулы 1 заслуживает классный "welcome back".

 

По материалам "ITV"

Татьяна Монтоя, Sport.ru

Sport.ru