Мир на грани крупнейшей сделки в мире спорта? @Sport.ru рассматривает возможный вариант развития событий вокруг желания богатейших людей мира Руперта Мёрдока и Карлоса Слима выкупить у Берни Экклстоуна контрольный пакет акций Формулы-1. Все за и против, камни преткновения и возможные суммы.

 

Довольно интересная новость всколыхнула мир королевских автогонок на этой неделе. Не исключено, что уже в ближайшее время Формула-1 получит нового хозяина. 80-летний австралийский миллиардер Руперт Мёрдок, владелец News Corporation, в состав которой входят такие гиганты мировой индустрии развлечений, как телекомпании "20th Century Fox" и "Fox News", газеты "The Wall Street Journal", "The Times", "The Sun" и "New York Post" и многие другие медиа-проекты, намеревается создать консорциум, готовый выкупить Формулу-1 у Берни Экклстоуна и одного из крупнейших в мире фондов прямых инвестиций "CVC Capital Partners". По имеющимся данным, в пул не против вступить богатейший человек планеты 71-летний мексиканский медиа-магнат Карлос Слим Элу.

 

Напомним, что 5 лет назад за 2,5 миллиарда долларов Берни Экклстоун продал часть акций Формулы фонду "CVC Capital Partners", но сохранил за собой контрольный пакет и должность генерального менеджера. Зная любовь Берни к деньгам, можно было бы предположить, что он попытается на этой предполагаемой сделке сорвать как можно больше. Состояние Мёрдока на сегодняшний день оценивается в 7,6 миллиарда долларов, а Карлоса Слима и того больше - 74 миллиарда долларов. Но босс Ф-1 поспешил заявить, что все домыслы о продаже гонок - вздор, и он не намерен расставаться со своей любимой игрушкой, которая, к тому же, приносит ему ежегодно очень немаленькие деньги. Хотя, что бы ни говорил Экклстоун, мы все прекрасно понимаем, что всё упирается в ту цену, которую ему предложат потенциальные покупатели. А подобная риторика может быть направлена на то, чтобы те сделали своё первое предложение с как можно более крупной суммы.

 

"Берни Экклстоун проявил себя гениальным менеджером, и даже в условиях мирового экономического кризиса сумел найти новые направления финансирования для Ф-1"

 

О серьёзности намерений Карлоса Слима подчинить Ф-1 своему влиянию говорит и появление в чемпионате 21-летнего мексиканца Серхио Переса, не в последнюю очередь благодаря поддержке Слима ставшего в этом году пилотом команды-аутсайдера Sauber. Так что борьба за один из самых популярных спортивных турниров в мире обещает быть горячей. Берни Экклстоун проявил себя гениальным менеджером, и даже в условиях мирового экономического кризиса сумел найти новые направления финансирования для Ф-1, перекинув часть этапов на Восток, Россию, Индию и Китай, что компенсировало снижение платёжеспособности некоторых основных спонсоров, и что даёт преимущество в разговоре с традиционными для Ф-1 трассами, которые еле-еле сводят концы с концами и требуют для себя меньших финансовых обязательств. Суммарный доход владельцев королевских гонок в прошлом году составил более 660 миллионов долларов и при этом, как сообщает The Guardian, оценить реальную прибыль Экклстоуна и "CVC Capital Partners" просто невозможно, так как большая часть сделок проводится через офшоры и, следовательно, не поддаётся налогообложению.

 

К тому же, Экклстоун продолжает оставаться на плаву и пользоваться полной властью, несмотря на довольно серьёзные проблемы и недопонимания с крупнейшими спонсорами команд, для которых углубление чемпионата на Восток с экономической точки зрения абсолютно не интересно. Как и не смущает Берни недовольство команд, постоянной сменой правил и растущим числом этапов в сезоне. Но каким бы хитрым и серьёзным не был бы игроком Экклстоун, побороться с ним за Ф-1 намереваются очень влиятельные и богатые люди, и не исключено, что открытие дела немецкой прокуратурой против него - один из этапов воздействия на Берни. Правоохранительные органы Германии заинтересовались сделкой по продаже части акций "CVC Capital Partners".  В частности их интересуют подробности переговоров Экклстоуна с банкиром и одним из руководителей "CVC Capital Partners" Герхардом Грибовски и возможной взятки в размере 50 миллионов долларов, которую якобы дал Берни, чтобы миллиардная сделка состоялась на выгодных для него условиях.

 

"Ф-1 для Берни стала настоящей крепостью, где льют золотые слитки, к которым не может подступиться н один контролирующий орган…"

 

Правда, очень может быть, что этот момент может быть абсолютно никак не связан с возможной сменой владельцев Ф-1, а лишь характеризует всю деятельность Берни, частенько проводимую на грани разума и закона, а то и за её чертой. Экономическая деятельность Формулы вызывает много вопросов, но она построена так, что докопаться до всей правды практически невозможно. Мой дом - мой замок. Ф-1 для Берни стала настоящей крепостью, где льют золотые слитки, к которым не может подступиться н один контролирующий орган. И абсолютно понятно, почему Берни не горит желанием расставаться с таким прибыльным хозяйством. По крайней мере сейчас и при не озвученной ещё сумме предложения. В то, что Мёрдок и Слим способны предложить такую цену, перед которой не устоит даже Экклстоун, я не сомневаюсь, тем более, если все проблемы, о которых известно, но которые Берни удавалось с лёгкостью решать в свою пользу, налягут на него в одночасье и с новой силой.

 

"Я знаком и с Рупертом и со Слимом, и если они хотят предложить мне какую-то сделку, - сказал Берни Экклстоун журналистам ВВС, - то они могут обратиться ко мне. Но пока что никаких контактов с их стороны не было. Да и продавать Формулу медиа-компании было бы не очень верным, так как это усложнит переговоры с другими вещателями". Существует ещё одна проблема. Не приходится сомневаться, что в случае данной сделки, Мёрдок наверняка переведёт трансляции гонок на подконтрольные себе телеканалы, в частности на Sky, что значительно уменьшит телеаудиторию в мире. А это в свою очередь идёт в разрез с интересами крупных автопроизводителей, которые принимают участие в чемпионате и для которых доступные телетрансляции являются дополнительным рекламным рынком своей продукции. Но, в любом случае, мы встали на грань, с одной стороны которой автогиганты и Экклстоун, а с другой - крупнейшие капиталы мира, а это, согласитесь, гремучая смесь! 

 

Александр Нешта. @Sport.ru