В конце прошедшей недели в Формуле-1 было принято решение по скандалу с “секретными” тестами Mercedes и Pirelli. @Sport.ru пытается взглянуть на заседание в ретроспективе...

 

Если честно, то после заседания Международного Трибунала в Париже по делу “секретных” тестов Mercedes и Pirelli, сложилось ощущение, что в столице Франции не обошлось без русских. Во всяком случае, два главных вопроса для нашей страны наверняка, пусть и не высказывались вслух, но незримо присутствовали как на самом заседании, так и за его пределами – кто же все-таки виноват, и что дальше делать?

 

Вот на эти вопросы мы и попытаемся сейчас ответить. Наверное, нет никакого смысла приводить здесь всю хронологию трибунала, ибо те, кто пристально следит за Формулой-1 и так в курсе произошедших событий, а те, кому Королева автоспорта неинтересна, в любом случае пропустят это мимо глаз и ушей...

 

Но все же о ключевых моментах нужно вспомнить. Итак. Постараемся через призму происходящего на трибунале, все-таки ответить на те самые два вопроса.

 

Первый – кто виноват. Знаете, если честно, то после заседания остался неприятный осадок – учитывая наказание Mercedes, которое даже и наказанием назвать сложно, стало понятно – не все так просто в Датском королевстве. FIA явно начудила с собственным же контрактом с поставщиками шин, и шинники больно щелкнули по носу Федерацию на четвертом часу заседания, “зайдя в банк” со своим контрактом, в котором черным по белому было сказано – Pirelli имеет право на тесты.

 

Понятно, что это всего лишь правовые формальности, но важный факт – в контракте не было оговорено то, что уже было прописано в Спортивном регламенте. Да, Pirelli не просто имела право на тесты, но и, согласно пункту 4.2 соглашения с FIA имела право самостоятельно выбирать место, время и участников испытаний.

 

Более того, несмотря на то, что в Спортивном регламенте был прописан запрет на тесты с новой машиной, машиной текущего года, в контракте об этом не было сказано ни слова. Да, понятно, что все посчитали это само собой разумеющимся, но все же юриспруденция не терпит сослагательных наклонений и “само собой разумеющихся понятий”. Не прописали – значит, сами виноваты.

 

Но на этом ошибки FIA не закончились. Mercedes, судя по фактам, представленным на Трибунале, имел разрешение на тесты, подписанное, а вернее подтвержденное телефонным звонком, дирекцией гонок – Чарли Уайтингом. И, как ни пытался адвокат FIA Говард доказать, что Чарли не имеет права выдавать подобные разрешения, это не сломало линию защиты команды из Брэкли – в Mercedes считали иначе, а записано обратное нигде снова не было.

 

Более того, на Трибунале вскрылись еще и не самые приятные факты о команде Ferrari Mercedes настаивал на том, что “гарцующие жеребцы” так же заслуживают наказания, а тесты Ferrari проводила не только в этом году, но и в прошлом! И если нынче за руль 150-й (машина образца 2011-го года) сел тестер Педро де ла роса, то в прошлом году Ferrari 2010 управлял и вовсе Фелипе Масса. Ох уж эти правовые проволочки!

 

Вот такая вот история вышла на трибунале. Пусть Ferrari в итоге и отделалась легким испугом, в Mercedes явно выстроили свою линию защиты таким образом, чтобы выставить дураками именно Федерацию автоспорта, еще и добавив к этому угрозу выйти из чемпионата. FIA не оставалось ничего, кроме как, фактически, признать свои ошибки и всего лишь пожурить Mercedes, запретив им участвовать в молодежных тестах, которые пройдут уже в следующем месяце.

 

Непонятный аргумент – якобы, команды смогут узнать на молодежных тестах больше о машине, чем Mercedes на своих испытаниях в Барселоне. На самом деле глупо предполагать, что компания молодежи с Даней Квятом, Карлосом Сайнцом, Антонио да Коштой и Сьюзи Вольф сумеют обеспечить командам такую же обратную связь, как и Росберг с Хэмилтоном...

 

Виноватых то мы вроде, как и нашли – тут нет никаких сомнений, что главным виновником в этой истории оказалась FIA. Но что же  делать в таком случае? FIA, похоже, уже подстелила себе соломку. Понятно, что запретный плод сладок. Понятно, что в той же Ferrari, да и в Mercedes в лице Росса Брауна очень скучают по тем временам, когда были разрешены тесты. Разумеется, столь богатым командам хочется использовать свои ресурсы по максимуму, чтобы иметь возможность опережать менее богатых и менее “башковитых” соперников.

 

И FIA нашла выход. Еще в Монако было решено – тестам в 2014-м году быть. И эти самые тесты, пусть и немного повысят расходы команд, и без того ставшие непомерными из-за перехода на турбомоторы со следующего сезона, по крайней мере, сделают одну важную вещь – вряд ли в следующем году возникнет подобная ситуация, наносящая ущерб, как самой серии, так и ее болельщикам. Которые в последнее время, зачастую, вместо гонок наблюдают Цирк Шапито.

 

И, пусть в этом так же есть свой шарм, хочется надеяться, что спорта со следующего сезона в Формуле-1 станет хоть чуточку больше... Впереди же всех нас ожидает гонка в Сильверстоуне, а за ней и молодежные тесты. Тесты 10 команд, без Mercedes. Ну а что, все правильно, свою молодежь Mercedes уже обкатала. И их молодежь – самая талантливая и успешная во всем паддоке. Нико Росберг и Льюис Хэмилтон...

Александр Кожевников, @Sport.ru

Sport.ru