Президент FOTA и руководитель команды McLaren Мартин Уитмарш в интервью для официального сайта "Формулы 1" рассказал о недавно состоявшейся встречи между командами, в ходе которой обсуждались вопросы, касающиеся дальнейшего развития чемпионата и претендентах на его покупку. Мартин отметил стремление команд к сотрудничеству, а также то, что в ближайшее время все силы руководства F1 будут брошены на завоевание интереса автопроизводителей к чемпионату.

Мартин, в последние несколько месяцев ходят разные слухи о будущем "Формулы 1". Насколько нам известно, есть несколько претендентов на покупку чемпионата, и вот четыре топ-команды встретились, чтобы обсудить некоторые вопросы. Расскажите о чём конкретно вы говорили за этой беседой?

Не могу сказать, что встреча завершилась каким-то общим итогом, но, по крайней мере, мы поняли, что большинство команд работают сообща. А такого уже не происходило лет шестьдесят. Все привыкли воспринимать друг друга как соперников, на протяжении долгих лет шла война. Но сейчас все начали стремиться именно к сотрудничеству. А по поводу претендентов на покупку чемпионата, то да, - появились новые заинтересованные лица, но мы приняли решение продолжать работать с проверенными временем партнёрами, которых давно знаем. Берни Экклстоун отлично справляется с управлением, он много сделал для "Формулы 1", а фонд CVC – непосредственный владелец, но это далеко не значит, что команды должны беспрекословно подчиняться им, а поэтому необходимо было обсудить условия нашего сотрудничества.

Около 30 лет назад совершился переход "Формулы 1" с трибун на телевизионные экраны. И сейчас похоже, что история повторяется, вы с этим согласны?

Да, похоже на то. С одной стороны это может показаться угрозой, но в то же время, у нас появились новые возможности. "Формула 1" – это очень масштабный вид спорта, где накапливается огромное количество информации и различных данных, в объёмах гораздо больших, чем в теннисе, футболе или любом другом спорте, поэтому, прежде всего, их необходимо эффективно интерпретировать, использовав, при этом, наши цифровые возможности. Останутся и такие, кто продолжит смотреть аналоговые каналы, но этот вариант не подходит для поколения моложе нас. Они требуют большего объёма информации и взаимодействия между собой. Они хотят объединяться, а это для нас настоящий вызов: мы должны найти способы определить цену, так, как это сделал Берни с телевидением. Он гарантировал то, что доход от спорта был очень высоким. Нельзя сдерживать развитие, поэтому нашей задачей сейчас является оценить то, что, возможно, в "Формуле 1" не существует.

 "В своё время McLaren остановилась именно на технологическом сотрудничестве, потому что для нас, как, наверное, и для Ferrari, "Формула 1" – наша основная деятельностью, и сто процентов, мы ещё очень нескоро покинем чемпионат"

Говоря от лица всей команды McLaren, какие трудности, на ваш взгляд, могут возникнуть в ближайшем будущем "Формулы 1"?

Сначала необходимо отметить, что с помощью FOTA McLaren делает всё возможное для того, чтобы оказывать нашему спорту поддержку. Я уверен, что Ferrari и наша команда будут выступать в чемпионате и через пять лет и даже через двадцать пять, в то время, как остальные команды, возможно, покинут его. С тех пор, как McLaren дебютировала, 107 команд ушли из "Формулы 1", поэтому мы хорошо знаем, что команды должны бороться за то, чтобы выжить. Чемпионат должен оставаться жизнеспособным, потому что мы с Ferrari не можем бороться только друг с другом, нам нужны остальные соперники, а поэтому стабильность чемпионата – первостепенная проблема. Было время и табачных спонсоров, и эпоха автопроизводителей, которые были естественными инвесторами, но постепенно их становилось всё меньше и меньше, и теперь их недостаточно. Есть Renault, есть Mercedes, есть Ferrari, но на самом деле мы должны гарантировать стабильность и развлечение, а также создать такую обстановку и регламент, которые убедят такие автомобильные компании, как Honda, Toyota, BMW, что покидать чемпионат – это непростительная ошибка. Я верю, что мы вернём их обратно и, возможно, привлечем Volkswagen, Audi или Hyundai. Команды должны действовать сообща, ведь существует реальная угроза нашей бизнес модели – сфера развлечений сильно изменилась, и мы должны этому соответствовать, а не ждать, пока наши традиционные ценности окончательно уйдут в лета. Мы не должны сдавать позиций и не отставать от всего мира. Пока я не представляю, как это всё будет развиваться, но это наша новая задача, которую мы, надеюсь решим.

"Формула 1" – это очень масштабный вид спорта, где накапливается огромное количество информации и различных данных, в объёмах гораздо больших, чем в теннисе, футболе или любом другом спорте, поэтому, прежде всего, их необходимо эффективно интерпретировать" 

Из ваших слов становится ясно, что "Формула 1" в ближайшее время будет интенсивно пытаться наладить связи с автомобильной индустрией, не так ли?

В этом, на мой взгляд, и заключается выход из сложившейся ситуации. Если вспомнить историю чемпионата, то автомобильные компании постоянно то приходили, то уходили из него. Например, Honda, аж трижды возвращалась в "Формулу 1", BMW также несколько раз закрывали свои проекты. Поэтому в некотором отношении они считают, что "Формула 1" – отличная платформа для представления марки и дифференциации бренда. Автомобильная индустрия пережила самый крупный период спада в своей истории и теперь медленно выходит из кризиса. Сейчас мы должны доказать всем, что мы стабильны в управлении, благодаря чему мы сможем убедить ряд крупных компаний в том, что условия благоприятствуют их возвращению. И я больше чем уверен, что в следующие пять лет одна или две автомобильные компании снова захотят вернуться в чемпионат.

Как вы себе представляете их возвращение? Думаете, они станут создавать заводские команды или же как и раньше в большинстве своём остановятся на технологическом сотрудничестве?

В своё время McLaren остановилась именно на технологическом сотрудничестве, потому что для нас, как, наверное, и для Ferrari, "Формула 1" – наша основная деятельностью, и сто процентов, мы ещё очень нескоро покинем чемпионат. Для автомобильных компаний всё же это не основной бизнес, поэтому, мы должны понимать, что если бюджет отдела маркетинга будет слишком маленьким, они покинут чемпионат. Они снова и снова будут приходить и уходить, и мы не должны критиковать их за это. Мы должны привлечь их внимание, и думаю, мы сможем рассчитывать на участие четырёх или пяти автопроизводителей. Если эти компании захотят приобрести команду, то мы вновь получим нестабильную ситуацию – покидая чемпионат, они оставляют после себя проблемы. Так получилось с Honda, Toyota и BMW, которые решили приобрести команду, и спорту было сложно решить возникшие проблемы. Если они приходят в чемпионат в качестве технических партнёров, а затем решают его покинуть, с такой ситуацией легче справиться. Отсюда вывод: надо создать ситуацию, при которой мы сохраним свою привлекательность, в том числе для участия автопроизводителей, что вполне логично. 

Яна Литвинчук, @Sport.ru