В 2010-ом году Формулу-1 вернулись легенды. Mercedes вернулся в качестве заводский команды после более 50 лет отсутствия. Михаэль Шумахер вернулся после трёхлетнего перерыва. На фоне этих немецких грандов автоспорта, менее заметно прошло возвращение другой легенды. Легендарный производитель спортивных и гоночных машин Lotus, выигравший в своё время 79 гонок, семикратный обладатель Кубка конструкторов, пилоты которого шесть раз становились чемпионами мира, вернулся в Формулу-1 после 16 лет отсутствия.

 

Впервые на трассы Формулы-1 команда Lotus вышла в 1958 году. Под руководством Колина Чепмена - британского конструктора, основавшего шестью годами ранее компанию Lotus cars, команда очень быстро добилась успехов: первая победа пришла в 1960 году, а в 1963 году Lotus одержала двойную победу в чемпионате мира: Джим Кларк стал чемпионом мира, команда стала обладателем Кубка конструкторов. Этот же успех повторился и в 1965 году. Ещё одним победным, но очень тяжёлым и трагичным годом для Lotus стал 1968 год: лидер команды Джим Кларк погиб в гонке Формулы-2 в Хоккенхайме, и чемпионом стал его напарник Грэм Хилл.

 

Lotus продолжила выигрывать и 70-ых годах: победы в чемпионатах 1970, 1972, 1973, 1978 годов. В 1973 году команда первой установила рекорд в 50 побед, обойдя по этому показателю Scuderia Ferrari, при том, что Красные под руководством тогда ещё Энцо Феррари одержали свою первую победу на 9 лет раньше, чем Lotus Колина Чепмена.

И если Энцо Феррари был выдающимся руководителем, то Чепмен не менее выдающимся конструктором. Британец был настоящим энтузиастом своей эпохи, ведь именно на его болидах стали первыми появляться те решения, которые оказывались потом на болидах всех остальных команд, и именно он первым разместил рекламу на своих машинах. Антикрылья, монокок, граунд-эффект, активная подвеска – всё это впервые появилось на болидах Lotus.

 

 "В 1973 году команда первой установила рекорд в 50 побед, обойдя по этому показателю Scuderia Ferrari, при том, что Красные под руководством тогда ещё Энцо Феррари одержали свою первую победу на 9 лет раньше, чем Lotus Колина Чепмена"

 

Последняя победа в чемпионате для Lotus была одержана в 1978 году с американцем Майклом Андретти.

80-ые начались для Lotus достаточно тяжело: машины оказались недостаточно надёжными, да и скорости не хватало. Как и итог одна победа за два года.

В том же году Колин Чепмен умер в возрасте 54-х лет.  Команда просуществовала ещё 12 лет, но успехов прошлых лет повторить не смогла, лучшими годами стали 1985-1987, когда за команду выступал Айртон Сенна, принёсший команде за 3 года 6 побед, победа бразильца на ГП США в 1987 году оказалась последней для Lotus.

 

С 1988 года команда начала опускаться всё ниже и ниже в турнирной таблице, речь о победах уже не шла, реже и реже стали добываться очки. К 1994-ом году Lotus окончательно превратилась в аутсайдера, а финансовые проблемы “добили” команду, и она была вынуждена слиться с другой командой-аутсайдером Pacific.

На этом Lotus завершила свои выступления в Ф-1. Право на название Team Lotus было продано Дэвиду Ханту, брату чемпиона мира 1976 года Джеймса Ханта.

 

"С 1988 года команда начала опускаться всё ниже и ниже в турнирной таблице, речь о победах уже не шла, реже и реже стали добываться очки. К 1994-ом году Lotus окончательно превратилась в аутсайдера, а финансовые проблемы “добили” команду, и она была вынуждена слиться с другой командой-аутсайдером Pacific"

 

В конце 2009 года в истории Lotus в Формуле-1 началась новая глава. Началось всё в июне, когда команда Формулы-3 Litespeed подала заявку на участие в чемпионате мира Формулы-1 2010 года, причем заявка была подана под названием Team Lotus, команде удалось достичь договоренность с Дэвидом Хантом об использовании этого названия, и это вызвало много нареканий в автоспортивном мире. Но заявка всё равно не была одобрена и команда получила отказ. Но после того как в августе BMW объявила о своём уходе из Ф-1, и вакансия в чемпионате освободилась, осенью команде был дан ”зеленый свет” на участие в чемпионате.

 

Причём это была уже не просто Litespeed с названием Lotus, команда добилась поддержки Lotus cars! И на этот раз никто не смог сделать упрёка, поскольку в Формулу-1 вернулся настоящий Lotus!

 

Пусть контрольный пакет акций Lotus cars на данный момент принадлежит малайскому концерну Proton, и команду возглавляет исполнительный директор  авиакомпании AirAsia Тони Фернандес,  но это всё тот же славный бренд, под знаменами которого выступали легендарные Джим Кларк, Грэм Хилл, Айртон Сенна, Найджел Мэнселл, Нельсон Пике и многие другие знаменитые гонщики, а сама команда базируется по прежнему в Британии всего в 13 км от завода Lotus cars в Норфолке.

 

Возрождённой команде предстоит тяжёлый путь, придётся начинать всё с нуля. Команда пригласила Майка Гаскойна на пост технического директора, подписала контракт с Ярно Трулли и Хейкки Ковалайненом – опытными гонщиками, которые, пусть по одному разу, но выигрывали Гран-при. За короткие сроки был построен болид – Lotus T127, который на презентации в феврале был представлен в зелёной раскраске, в таком же цвете были окрашены болиды Lotus 60-ых годов.

 

"Пусть контрольный пакет акций Lotus cars на данный момент принадлежит малайскому концерну Proton, и команду возглавляет исполнительный директор  авиакомпании AirAsia Тони Фернандес,  но это всё тот же славный бренд, под знаменами которого выступали легендарные Джим Кларк, Грэм Хилл, Айртон Сенна, Найджел Мэнселл, Нельсон Пике и многие другие знаменитые гонщики, а сама команда базируется по прежнему в Британии всего в 13 км от завода Lotus cars в Норфолке"

 

В этом сезоне Lotus предстоит бороться с двумя командами-новичками Virgin и HRT в конце пелетона, на чудо рассчитывать не приходиться, слишком поздно была допущена команда к участию в чемпионате, чтобы достаточно хорошо подготовиться. Поэтому главной целью будет финиш в каждой гонке, и постепенное совершенствование T127 по ходу сезона.

 

Уже на первом этапе в Бахрейне Хейкки Ковалайнен финишировал с отставанием в два круга на последнем месте, а Ярно Трулли не хватило полкруга до финиша, случились какие-то механические проблемы, но на фоне Virgin и HRT которые сошли в полном составе к 20-му кругу, это выглядит победой. Первый шаг сделан.

В команде надеяться вернуть Lotus былую славу. Груз ответственности при таком историческом наследии невероятно велик. Но у команды есть потенциал, есть даже поддержка правительства Малайзии. Но самое главное есть что доказывать.

 

В недавнем интервью Ярно Трулли сказал: Если мы и можем кому-то проигрывать, то только Ferrari!

Это фраза лучше всего отражает настрой всей команды, поэтому можно не сомневаться – надолго Lotus в аутсайдерах не задержится.

 

 Иван Беликов, Sport.ru