Всё реже и реже мы слышим итальянский язык и итальянский акцент на этапах чемпионата мира Формулы-1. Давно уже не видно итальянских пилотов, достойных чемпионского титула, а после ухода на пенсию Джанкарло Физикеллы, и вовсе не видно итальянца, способного бороться на трассе за высокие позиции. @Sport.ru рассказывает о последних веяниях итальянской моды Ф-1.

 

Италия играла, играет и, уверен, будет играть одну из ведущих ролей в развитии и просто существовании Формулы-1. Именно итальянская команда - одна из самых популярных в мире королевских автогонок, а один из успешнейших менеджеров Ф-1 - Флавио Бриаторе - итальянец. Родина Рафаэля, Леонардо да Винчи и Микеланджело подарила нам двукратного чемпиона мира Альберто Аскари (1952 и 1953 на Феррари) и первого чемпиона Формулы Нино Фарину (1950, Альфа Ромео). В общей сложности в Формеле выступало около 100 итальянских гонщиков, большие представительства имеют лишь США и Великобритания. Да вот, к сожалению, так сложилось, что из такого большого количества пилотов, нашлось лишь два, поднявшихся на самую вершину, остальные же довольствовались либо славой просто хороших гонщиков, либо славой просто хороших парней.

 

Взять, к примеру, Джанкарло Физикеллу - отличный же был пилот, уважаемый и многими любим - 14 сезонов, 231 старт, но лишь три победы на Гран-при. Или Рикардо Патрези - рекордсмен по сезонам среди итальянцев - 17 лет в Формуле, 256 старта, 8 выигранных этапов. Можно ещё вспомнить Пьерлуиджи Мартини, который за 10 проведённых сезонов в Toleman и Minardi, так ни разу Гран-при и не выиграл. Почему так получается? Возможно, учитывая то, что в Италии Формула далеко не спорт номер один, это не футбол, пилоты не пользуются той славой, которая достаётся представителям Кальчо, то и уроженцы страны моды, солнца и музыки на трассе не рвут жилы, а больше получают удовольствие. Как, к примеру, делает это и не скрывает один из двух представителей апеннинского государства в Ф-1 Ярно Трулли.

 

"Для Витантонио одно пребывание в формуличной команде за счастье и единственное, о чём он мечтает, это быть частью Ф-1…"

 

"Я никогда не мечтал быть пилотом Формулы, мне нравился картинг. Конечно, выступая уже в Ф-1, я не отказался от амбиций, всегда приятно подниматься на подиум, но это не самоцель. Я никогда не хотел быть знаменитым, всё о чём я мечтал - это быть хорошим пилотом и получать от своего дела удовольствие", - так прокомментировал своё отношение к гонкам Трулли. Примерно так же считает и второй итальянец королевских перегонов - Витантонио Льюцци, который за 5 лет пребывания в Формуле (один сезон в Red Bull Racing и по два в Toro Rosso и Force India) 59 раз выходил на старт, но ни разу не завоёвывал ни поул, не приходил первым к финишу, и набрал всего то 13 пунктов. Для Витантонио одно пребывание в формуличной команде за счастье и единственное, о чём он мечтает, это быть частью Ф-1. "Я до сих пор не уверен, останусь ли в Force India в следующем сезоне или нет, но команда дала мне сигнал, что всё остаётся, как было. К тому же, у меня есть контракт. Конечно, Формула-1 – очень специфический бизнес, где иногда вы ничего не знаете до последней минуты. Но я по-прежнему чувствую себя комфортно в команде, и, думаю, скоро всё будет решено. Да, конечно, пока не последует официальное объявление от команды, мы все будем иметь что-то вроде головной боли. Но это всё – часть Формулы-1".

 

Но Италия не была бы Италией, если бы не пыталась взять своё в другом. Кто-то приходит, кто-то уходит, появляются новые кумиры и сходят со сцены старые, но лишь Фрерари всегда остаётся несменным лидером Формулы вот уже на протяжении более полувека. Итальянская команда продолжает быть самой успешной и самой стабильной, вот и в этом сезоне она доказала, что способна постоянно учиться и совершенствоваться. Единственный момент, которым не может похвастаться Scuderia Ferrari, так это отсутствие доморощенных гонщиков, соответствующих амбициям команды. Да, в прошлом году, когда надо было заменить на финише Фелипе Массу, обратились к ветерану Физикелле. Последним же итальянцем, проведшим полный сезон в Феррари, был Микеле Альберто, который, правда, чуть ли не половину своих гонок завершал досрочно.

 

"Наблюдается тенденция к глобализации, Рим – столица Италии, так что в случае проведения этой гонки, боюсь, мы можем навсегда потерять Гран-при в Монце…"

 

Культовым является и Гран-при Италии, которое с 1950-го, с первого формуличного чемпионата, проводится на трассе возле Монцы. Но из-за неуёмного стремления руководства Ф-1 к безграничному расширению географии гонок, главной целью которых, конечно же, является личное обогащение и обогащение самой Формулы, эта гонка вскоре может прекратить своё существования. Такие опасения возникли после того, как были обнародованы планы по проведению Гран-при Рима. Многие резонно считают, что Италия не сможет иметь два Гран-при, а Монца соперничать со столицей. Поэтому небольшому городку на севере от Милана придётся отойти в сторону. "В чемпионате наблюдается тенденция к глобализации, при которой каждая страна принимает только один этап. Рим – столица Италии, так что в случае проведения этой гонки, боюсь, мы можем навсегда потерять Гран-при", - дал свой прогноз на развитие событий Энрико Ферарри, руководитель трассы в Монце.

 

Очень не хотелось бы терять Монцу. После ухода на пенсию Физикеллы и скорого схода со сцены Трулли, Италия рискует остаться в чемпионате без своего пилота. Интересных альтернатив Льюции и Трулли пока не видно, да и не слышно, идёт время россиян и латиноамериканцев, тех, за кем стоят богатые дяди. К тому же перспективы Витантонио Льюцци, который 6 раз в этом сезоне сходил с трассы задолго до финиша и максимально высокая позиция которого было шестое место на Гран-при Кореи, не до конца ясны. Сейчас итальянец всячески выражает свой оптимизм, хваля и команду, и партнёра Адриана Сутиля, и владельца Force India: "Мы сделали всё, что было в наших силах, мы достигли большого прогресса, но люди забывают, что наша команда состоит всего из 280 сотрудников, а в начале сезона  мы боролись против Renault и Mercedes GP – в эти команды вкладывается много денег, а конюшня Брауна вообще одержала победу в прошлом чемпионате. У нас всё было хорошо, и мы также развивали свою машину, но другие команды сделали важные шаги. Жаль, что в конечном итоге мы потеряли наше шестое место в Кубке Конструкторов". Льюцци может потерять гораздо больше, уверен, в третий раз его в Ф-1 уже не позовут.

 

Александр Нешта. @Sport.ru

Sport.ru