В эти выходные в Сингапуре, на трассе Марина-Бэй состоится очередной этап чемпионата мира по автогонкам в классе "Формула-1". @Sport.ru вспоминает недолгую, но при этом насыщенную историю этой трассы...

 

Гран-При Сингапура это уникальный этап чемпионата "Формулы-1" – так уж сложилось исторически. Этап на автодроме Марина-Бэй стал первой ночной гонкой в истории чемпионата, и как бы сейчас некоторые трассы не старались последовать именно за Сингапуром, (а в следующем году ночной гонкой может стать этап в Бахрейне, да и трасса в Абу-Даби оснащена искусственным освещением и половина заездов там проводится уже при зашедшем за горизонт солнце) именно Марина-Бэй является "первооткрывателем" в вопросе трасс с мощными фонарями для проведения этапов чемпионата мира при свете фонарей.

 

Несмотря на свою недолгую пока историю, гонка в Сингапуре уже успела насобирать свой урожай по-настоящему важных для всей "Формулы"-1 событий. Можно их рассмотреть в хронологии.

 

2008-й год

 

Во-первых этот этап был первым на автодроме Марина-Бэй, а, значит, как мы уже вспоминали, и первым при искусственном освещении. Кроме этого, помимо "фонарей" над трассой, именно здесь дебютировали так называемые "электронные маршалы" – специальные табло, информирующие гонщиков об опасности на трассе, приближении пилота, опережающего их на круг и так далее. Говоря короче – флаги, которыми раньше размахивали только стюарды на автодроме, стали ещё и виртуальными, электронными – это было вызвано в том числе и тем, что при фонарях не так уж и идеально было видно людей с полотнищами.

 

Но не этим запомнился дебютный Гран-При Сингапура. Именно на этой гонке Флавио Бриаторе, Пэт Симондс, Нельсон Пике-младший и, частично, Фернандо Алонсо, повесили на себя клеймо "вечного позора", устроив знаменитый "крашгейт".

 

Спланированная серьёзная авария бразильского сына чемпиона мира вызвала появление на трассе пейс-кара, за счёт чего Фернандо Алонсо, имевший на борту малое количество топлива вовремя заехал на плановый пит-стоп – за пару кругов до аварии, и вышел в лидеры этапа, где и остался до самого финиша гонки.

 

Во многом, именно эта гонка предопределила судьбу титула, который в итоге достался Льюису Хэмилтону – Фелипе Масса первую ночную гонку провалил из-за ошибки команды на пит-стопе – бразилец уехал с пит-стопа, прихватив с собой заправочный шланг. И, по иронии судьбы, подвела Массу именно электроника – автоматизированный леденец показал Массе, что пит-стоп закончен, однако заправка ещё продолжалась. В итоге Фелипе тронулся с места и "потерял" эту гонку.

 

Вскрылись же обстоятельства аварии Нельсиньо Пике только спустя год – бразилец провалил первую половину сезона, из-за чего был уволен из команды. В итоге Пике отправил письмо в Федерацию автоспорта, в котором признался в совершении предумышленной аварии на гран-при Сингапура 2008 года. По словам Нельсиньо, его к этому вынудили Флавио Бриаторе и Пэт Симондс, заявив ему, что в противном случае его контракт на следующий год не будет продлен.

 

Разбирательство признало Бриаторе и Симондса виновными. Бриаторе был дисквалифицирован пожизненно, а Симондс — на пять лет. Однако абсурдность той ситуации была в другом – результаты гонки остались в силе, и Алонсо сохранил ту победу в своём активе. Во многом это было связано с тем, что в случае аннулирования результатов Гран-При Сингапура 2008, пришлось бы пересматривать и общие результаты – в таком случае чемпионом мира стал бы Фелипе Масса. А на такое FIA пойти была не готова.

 

2010-й год

 

То же, что происходило на трассе Марина-Бей два года спустя снова оказалось связано с Фернандо Алонсо, но уже с положительной точки зрения. После отмены дозаправок и перехода на "слики" казалось, что в новых условиях так называемый "большой шлем" практически невозможно завоевать. Да и ранее это удавалось не так часто и не всем – всё же собрать поул, победу, лучший круг и лидировать от старта до финиша дано не каждому. Стоит отметить, что на момент Гран-При Сингапура 2010-го года последний "большой шлем" принадлежал Михаэлю Шумахеру, который в победный для себя сезон 2004-го года в Венгрии просто не оставил соперникам шансов.

 

Однако специфичный автодром в Сингапуре позволил Фернандо Алонсо не только завоевать поул в свой первый, и, пожалуй, лучший сезон в составе Ferrari, но и не подпустить к себе никого из соперников, дополнив свою безоговорочную победу лучшим кругом. Первый "большой шлем" за семь лет случился именно на трассе Марина-Бей. В следующем году это же достижение на ночном этапе едва не повторил Себастьян Феттель, однако его напарник, Марк Уэббер, ближе к концу гонки перебил лучший круг немца и не позволил Себастьяну собрать полный комплект для "большого шлема". Да, уже в Индии  ныне трёхкратный чемпион мира добился этого выдающегося достижения, а в следующем году в Японии сделал это во второй раз, но это уже совсем другая история...

 

2013-й год

 

А что же в этом году? Судьба титула в данный момент решена уже на 85%, а то и на все 99. В принципе, борьба в пелетоне сейчас будет идти за каждую отдельную гонку, кто-то, как Кими Райкконен, захочет громко уйти из Lotus, завоевав парочку побед и подиумов, не будет останавливаться и Фелипе Масса, которому просто жизненно необходимо добиться подписания контракта с одной из команд (возможно, как раз с Lotus) на следующий сезон. Фернандо Алонсо перед тяжёлым мледующим сезоном в паре с Райкконеном нужно подтвердить своё звание "примы". В общем, концовка сезона обещает быть очень интересной. А ночная гонка в Сигапуре только придаст ей шарм. Удастся ли кому-то навязать борьбу Себастьяну Феттелю, или проценты вероятности его титула продолжат расти до недосягаемых высот? Ответ на этот вопрос начнём узнавать уже в эти выходные!

 

Александр Кожевников, @Sport.ru