В дни проведения Гран-при Сингапура стало известно о том, что Тони Фернандес – хозяин команды Lotus выкупил право на историческое название для своей команды. C 2011 года Lotus Racing должен был быть переименован в Team Lotus – легендарную команду Формулы-1. Но вокруг этой ситуации разгорелся конфликт.

 

Тони Фернандес гордится своей командой, считая её наследником того Великого Lotus, который, даже на данный момент по количеству побед среди команд Формулы-1, занимает четвёртое место. Но всё же если приглядеться, то ничего общего между нынешней командой и той легендарной командой Колина Чепмена нет. Да, Гран-при Европы 2010 был назван даже 500-ой гонкой Lotus. Да, Тони поддерживает семья Чепменов.

 

‘’Но что больше всего огорчает в этой истории: что в центре всего этого оказалось имя величайшей команды в истории Формулы-1. И если уж на то пошло, то стоило ли ради подобных скандалов её возрождать?’’

 

 

Но, дело в том, что нынешняя команда больше имеет отношение в Малазийскому Proton. А точнее имела. Сам Proton владеет компанией Group Lotus, занимаясь производством дорожных машин. Когда чуть больше года назад у владельца авиакомпании Air Asia малазийца Тони Фернандеса возникла идея создания команды Формулы-1, то поддержку оказал именно Proton с его подразделением. Ещё до этого Тони подал заявку на участие в чемпионате мира под названием Team Lotus, которая была отвергнута FIA. Но, тем не менее, частично Фернандес добился своей цели. Благодаря сотрудничеству с Group Lotus, он получил право назвать свою команду Lotus Racing. Да, это не Team Lotus, но что-то близкое.

 

И, в общем, так все и приняли новую команду за возрожденный Lotus, в котором когда-то гонялся и выигрывал Айртон Сенна, становились чемпионами Джим Кларк и Марио Андретти.

 

Свой союз с Proton Тони Фернандес называл браком, ‘’заключенным на набесах.’’ Но просуществовал он, однако недолго. Дебютный сезон для Lotus Racing вышел, как и ожидалось сложным. Конкурировать пришлось с такими же новичками – Virgin и HRT. Но Фернандес, тем не менее, верил, что это только начало, и все успехи ещё впереди. Но постепенно по ходу нынешнего сезона начались размолвки с Group Lotus, и о продление сотрудничества, также как и продлении лицензионного соглашения на использования названия Lotus не шло и речи. Но едва ли Фернандес готов был расстаться со своей мечтой – вернуть Lotus былую славу. И к Гран-при Сингапура была объявлено о том, что право на название Team Lotus, не относящееся к Proton и GroupLotus, и принадлежавшее семье чемпиона мира 1976 года Джеймса Ханта, выкуплено Тони Фернандесом. Спустя год он окончательно добился своей цели – теперь его детище можно было назвать полноценным преемником команды Колина Чепмена. Но этот ход теперь уже точно обозначал, что Proton со своим подразделением покидает Формулу-1.

 

Причём стоит отметить, что этот присутствие было очень выгодным малазийскому автопроизводителю с финансовой точки зрения. Без участия в работе команды, присутствуя лишь в качестве спонсора, и к тому же дав название проекту, компания получила великолепную рекламную площадку. Поэтому неудивительно, что эта новость о смене названия, даже больше чем названия, получила продолжение.

 

‘’Непонятно на что рассчитывали в компании, ведь доподлинно известно, что Lotus Gpoup и Lotus Team никоим образом не связаны друг с другом. Lotus Team  это легендарная гоночная команда, Lotus Gpoup – производитель дорожных машин.’’

 

Вечером в понедельник Lotus Group сделала заявление: присвоение командой Lotus Racing названия Lotus Team является незаконным, поскольку все права на использование названия Lotus принадлежат компании Proton. Вот так. Название, которое Proton сам пытался выкупить у Хантов, но не получилось, оказалось в одночасье собственностью компании.

 

Непонятно на что рассчитывали в компании, ведь доподлинно известно, что Lotus Gpoup и Lotus Team никоим образом не связаны друг с другом. Lotus Team  это легендарная гоночная команда, Lotus Gpoup – производитель дорожных машин. Вдобавок ко всему Group Lotus ещё и пригрозили Фернандесу судебным разбирательством.

 

Но, врядли, что-то из этого получится. Каждый, скорее всего, останется при своих и в конце сезона дороги Тони Фернандеса и  Grop Lotus разойдутся. Но вот пойдёт ли на пользу этот разрыв и эта полемика обоими сторонам? Как выясняется, в Group Lotus хотели пойти своим путём развития в Формуле-1, Фернандес своим. Первые уже точно проиграли, потеряв своё место в Ф-1, а что касается будущего команды Тони и его команды, то это пока что ‘’молодой’’ проект, который ещё окончательно ‘’не встал на ноги’’. И такие конфликты редко когда заканчиваются ‘’безболезненно’’. Поэтому, может быть, прежде чем ‘’делить шкуру неубитого медведя’’, Обоим сторонам стоило бы совместными усилиями, сначала вывести команду на достойный уровень? В противном случае название Lotus может так и остаться главным достоинством команды.

 

Но что больше всего огорчает в этой истории: что в центре всего этого оказалось имя величайшей команды в истории Формулы-1. И если уж на то пошло, то стоило ли ради подобных скандалов её возрождать?

 

Иван Беликов, Sport.ru