Что может быть более глупым, выяснять личные отношения на скорости 150 и более километров в час? Что может быть более глупым вместо борьбы за пьедестал направлять свой болид на болид оппонента, лишь бы насолить обидчику? К сожалению для  @Sport.ru, эта глупость имеет место быть сегодня в чемпионате Формулы-1.

 

 

Дух соперничества. С глазу на глаз, один на один. Все эти определения, лучше всего подходящие для бокса, когда на ринге встречаются два спортсмена и только от них одних зависит, кто его покинет на щите, а кто со щитом. Многие бокс за это и любят. Правда, сейчас, когда в супертяжёлом весе, визитной карточки бокса, наступило затишье, многие направили свой взор в направлении альтернативных кулачных боёв. Но суть остаётся той же - ринг, два бойца и судья. Схитрить очень сложно, сачкануть просто невозможно, в надежде на то, что партнёр или тренер что-то придумают и подсобят. Только ты.

 

А вот в Форумле-1 немного по-другому. Да, тут тоже за одну гонку не один раз пилоты сталкиваются лицом к лицу друг с другом и в очном противостоянии определяют, кто должен быть впереди. Вся дистанция гонки соткана из десятка, а то и сотни таких вот личных противостояний. Но, всё же, своя специфика присутствует. В Формуле-1 не достаточно иметь длинные кулаки или задорный нрав. Тут очень многое, гораздо больше, чем в боксе, зависит от слаженной работы команды. А команда это не только те, кто постоянно мелькает на телеэкранах с этапов чемпионата, но и многие, кто остаётся за кадром, кто работает в боксах, крутит гайки, меняет колёса, воплощает, в конце концов, задуманное инженерами в жизнь.

 

"Сенна олицетворял собой королевские гонки, раскрывал их дух. Его борьба не против всех, а с конкретными соперниками и были теми боями, которые происходят в боксе. Один на один. Вначале с Аленом Простом, затем с Найджелом Мэнселлом, и последняя - с молодым и талантливым Михаэлем Шумахером. Команда - командой, но роль личности в Ф-1 очень велика. Была…"

 

Но, вместе с тем, я сравниваю Формулу и бокс ещё и потому, что многим Ф-1 как раз потому и нравиться, что тут, как и там, тут очень важна роль личности (пилота), которая на трассе в очном противостоянии с конкурентом выясняет кто лучший. Именно таким образом началось и моё знакомство с этим удивительным миром королевских гонок. Начало девяностых прошлого столетия прошли под знаком противостояния Айртона Сенны и Алана Проста.  Айртона Сенны и Найджела Мэнселла. Я, как и многие другие, был очарован бразильским гонщиком, и вся суть Формулы для меня заключалась в его бесконечной борьбе за трон то с одним, то с другим конкурентом. А 1-е мая 1994-го стало по-настоящему чёрным. Айртон погиб на Гран-при Сан-Морино. Не хочу сейчас говорить о том, кто был виноват, так как моя позиция в этом вопросе слишком субъективная. Но я прекрасно помню слёзы Михаэля Шумахера на пресс-конференции после гонки, когда немец сквозь слёзы не смог отвечать на вопросы журналистов и его подбадривал Мика Хаккинен.

 

Вместе с Айртоном ушла не только эпоха, мир не только потерял величайшего гонщика, Формула лишилась большего. После гибели бразильца Ф-1 для меня перестала существовать. Долгие годы она мне была просто неинтересна. Не потому, что там началась эра Шуми, что уже само по себе подразумевало однополярный и несильно захватывающий чемпионат, а потому, что Сенна олицетворял собой королевские гонки, раскрывал их дух. Его борьба не против всех, а с конкретными соперниками и были теми боями, которые происходят в боксе. Один на один. Да, на фоне общего пелетона. Но, всё же, это были схватки один ан один. Вначале с Аленом Простом, затем с Найджелом Мэнселлом, и последняя - с молодым и талантливым Михаэлем Шумахером. Команда - командой, но роль личности в Ф-1 очень велика. Была.

 

"У Михаэля не было реального соперника, каким у Сенны был Прост, а у Джеймса Ханта Марио Андретти. Сегодня, если и существуют жёсткое соперничество в Формуле-1, то иначе как мышиной вознёй её не назовёшь…"

 

И это, на мой взгляд, слабая сторона последних лет. Вместе с Сенной ушла практика личностного противостояния за мировую корону. После бразильца наступила эра Шумахера, который не только за счёт своего таланта, но и таланта конструкторов "Феррари", стал великим чемпионом, сравнимым с Айртоном. Реальных конкурентов у немца не было. Он боролся против всех, и все были против него.  Да, Шуми, бывало, проигрывал чемпионат Даймону Хиллу, Жаку Вильнёву и Мика Хаккинену. Но все эти пилоты, ни их команды "Уильямс" и "Макларен" не могли составить реальной конкуренции "Красному барону", а потому довольствовались титулами, но не признанием.

 

У Михаэля не было реального соперника, каким у Сенны был Прост, а у Джеймса Ханта Марио Андретти. Сегодня, если и существуют жёсткое соперничество в Формуле-1, то иначе как мышиной вознёй её не назовёшь. Самым громким и обсуждаемым конфликтом в Формуле за последние годы стало противостояние пилотов "Ред Булл" Марка Уэббера и Себастьяна Феттеля за право называться первым пилотом команды. Но тут всё было ясно ещё до окончания спора. Несмотря на всю свою талантливость, Марк имеет один, но очень большой недостаток, который ему так и не позволил стать чемпионом мира. Это вспыльчивость и горячая голова. Тогда как на трассу надо выходить максимально сосредоточенным. Потому Уэббер так часто и не доезжает до финишной черты, а если и доезжает, то из-за мелких аварий не может быть в числе первых.

 

Противостояние Уэббер - Феттель - противостояние больше психологическое, спортивной подоплёки в нём мало. А вот конфликт Льюиса Хэмилтона и Фелипе Массы - это уже спор из другой оперы, и мог бы быть куда более интересным. Мог. Если бы пилоты боролись за чемпионское звание, тогда их жёсткая борьба друг с другом на трассе могла бы быть не только оправданной, но и захватывающей. Но когда пилоты решают более приземлённые задачи, их конфликт выглядит не более чем ребячеством, которое, к тому же, может привести к серьёзным последствиям.

 

"Сегодня пилоты Формулы-1 не имеют хорошего обзора дороги, того что происходит по бокам и сзади. Поэтому каждый обгон становится серьёзным и опасным испытанием для каждого из участников манёвра. Это обоюдная ответственность…"

 

"Очень нежелательно, чтобы за рулём болидов, мчащихся на скорости 150 километров в час, оказывались пилоты, питающие друг к другу неприязнь, это может быть очень опасным, - замечает чемпион мира-1996 Даймон Хилл. - Я не помню, чтобы в моё время были люди, которые не могли на дух переносить друг друга, хотя это было время противостояния Айртона Сенны с Аленом Простом, время Найджела Мэнселла и Нельсона Пике. Но все эти разборки не по теме мне кажутся глупыми и бесполезными". Именно глупым и бесполезными выглядят отношения между Массой и Хэмильтоном. Шесть столкновений между собой в одном сезоне могут вывести из себя абсолютно любого.

 

Пока пилоты воюют в песочнице, страдают интересы команды. Вот и руководитель "Макларена"  Мартин Уитмарш не вытерпел и пошёл разбираться не только со своим подопечным Хэмилтоном, но и пилотом "Феррари" Массой. "Я говорил с руководством "Феррари" говорил с Хэмильтоном, но пилоты сами должны разобраться в своих проблемах. Льюис и Фелипе уже не маленькие дети, и просто обязаны встретиться и расставить все точки над "i" в этом глупом противостоянии. Если они не найдут решения проблемы, это плохо закончится", - заключил Уитмарш.

 

"Это плохо закончится". Как бы эти слова не стали пророческими. "Я не думаю, что сегодня пилоты имеют идеальный зеркала заднего вида. Точно так же, как они сидят очень низко, и борта кабины возвышаются очень высоко. Сегодня пилоты Формулы-1 не имеют хорошего обзора дороги, того что происходит по бокам и сзади. Поэтому каждый обгон становится серьёзным и опасным испытанием для каждого из участников манёвра. Это обоюдная ответственность. И того, кто обгоняет, и того, кого обгоняют", - продолжает Даймон Хилл.

 

К сожалению, ни Хэмилтон, ни Фелипе, похоже, пока не осознают всю ответственность и опасность их "войны", в которой могут серьёзно пострадать не только они, но и их коллеге по трассе, на сумасшедших скоростях проносящихся мимо. Скажу прямо. Мне будет очень жаль, если Льюис растратит свой талант на это глупое и абсолютно никому не нужное противостояние. В ближайшие годы, если не произойдёт серьёзных изменений, реальную конкуренцию Себастьяну Феттелю и "Ред Булл" могут составить либо Фернандо Алонсо на "Феррари", либо Льюис Хэмилтон на "Макларене". Других альтернатив пока я не вижу.

 

Александр Нешта, @Sport.ru