Сегодня в Париже должно состояться очередное совещание Международной автомобильной федерации, на котором помимо прочего будет рассмотрено дело итальянской команды, нарушившей правила честной игры. Но не только Ferrari ждёт вердикта, ждёт его и  @Sport.ru, чтобы узнать, окончательно ли в Формуле-1 балом стали заправлять деньги.

 

Эта история с Ferrari тянется ещё с конца июля, когда на Гран-при Германии итальянцы применили командную тактику, что по правилам Формулы-1 использовать запрещено. В лидеры гонки на трассе в Хоффенхайме вышел Фелипе Масса и, если бы не приказ руководства Ferrari уступить дорогу Фернандо Алонсо, то наверняка гонку выиграл бы именно бразилец. Это был тот момент в сезоне, когда всем показалось, что Ferrari вновь вернулась в борьбу за чемпионство, лучшим среди двух пилотов Скудерии в общем зачёте шёл испанец и по соображениям большей перспективности в Ferrari и решили пожертвовать Фелипе. Конечно, со спортивной, да и с просто человеческой точки зрения, эпизод вышел не очень красивым, можно только догадываться, какие переживания пришлось пережить Массе, когда его таким вот путём лишили заслуженной победы на Гран-при. Это с одной стороны.

 

С другой же стороны, Формула-1 это не просто спорт,  это большой спорт больших денег. А пилоты - не простые спортсмены-олимпийцы, а в большинстве своём, винтики командного механизма, который играет главнейшую роль в жизни всей Ф-1. Пилоты получают зарплаты, сильно отличающиеся от среднеевропейского уровня, и явно не в меньшую сторону. Именно команда делает из гонщиков чемпионов, а не наоборот. Таким образом, гонщики являются заложниками работодателя, обязаны подчиняться любому решению. Мы все прекрасно помним, как в этом сезоне поступили в RBR-Renault, когда свой болид разбил Себастьян Феттель. Ради перспектив в борьбе за чемпионство в австрийской конюшне пожертвовали машиной Уэббера только лишь потому, что немец шёл в общем зачёте выше. Скажите, это не командная ли тактика? Конечно она родимая! Но жалеть пилотов не стоит, они живут обеспеченной жизнью, крутятся среди бомонда и своим положением обязаны тем, кто отдаёт им приказы, а совсем не наоборот.

 

Но, даже не оспаривая важность команды и её влияние, в Формуле-1 существуют жёсткие правила, которые направлены, в первую очередь, для создания более привлекательного вида турнира для инвесторов, от чего так сильно зависят все без исключения участники королевских гонок. А если существуют правила, то, нравятся они, или нет, ты обязан их выполнять. Иначе будет либо бардак, либо нечестная конкуренция. И вот одно из этих правил, которое запрещает команде вмешиваться в спортивную борьбу во время гонки и нарушили в Ferrari. Ещё тогда, сразу же после гонки, когда  стало известно, что итальянскую Скудерию накажут, многие за неё вступились, в том числе и легендарный немец Михаэль Шумахер. Общий смысл идеи защитников был схожий,  это, дескать, внутреннее дело каждой команды решать кто и что должен делать. В чём-то они, конечно, правы, но как тут быть с добросовестной конкуренцией? Да и, отбросив эмоции в сторону, нарушение есть нарушение, и если функционеры штрафуют Себастьяна Феттеля за то, что он якобы придержал соперников, позволяя оторваться Марку Уэбберу, то и Ferrari должна быть наказана.

 

"У FIA нелёгкий выбор, поступить по совести, или пойти на поводу у собственной финансовой выгоды. Наказать сейчас Ferrari то же самое, что наполовину убить интригу в чемпионате…"

 

Кто-то скажет, что итальянцев уже наказали, Ferrari обязали заплатить штраф в 100 тысяч долларов. Но на этом история не завершилась и сегодня в Париже на очередном заседании совета Международной автомобильной федерации "дело Ferrari" будет вновь рассмотрено на предмет наказания за нарушение статьи 39.1. Что интересно, появлению этого правила в своё время сама же Ferrari и поспособствовала. Когда по указке руководства на одном из Гра-при 2002-го года Рубенс Баррикелло пропустил Шумахер, и тот добыл победу на этапе, FIA приняла закон, запрещающий командам вмешиваться на ход гонок используя админресурс. Исходя из этих фактов, становится ясно, почему Михаэль Шумахер так защищает свою бывшую команду. В принципе, к санкциям по этой статье можно было бы привлечь и Феттеля, к примеру, за описанный нами выше эпизод, другое дело, что Себастьян не получал приказ от команды сознательно сдерживать соперников, поэтому и наказание последовало лишь индивидуальное, штрафным заездом в боксы. А вот вина Ferrari куда более серьёзная. Чем рискует Ferrari? Рискует набранными очками на том Гран-при, что будет означать для итальянцев практическим окончанием борьбы за титул в этом сезоне.

 

В том, что в Скудерии признают своё "преступление", можно не сомневаться, достаточно ознакомиться с официальной версией инцидента, предоставленной командой. А гласит она, что Алонсо тот заезд выиграл чисто, что команды Массе уступить дорогу не было, и, вообще, у бразильца возникли проблемы с машиной. Сам Фелипе наличие проблем с болидом подтвердил. Но подобные отговорки откровенно смешны! В Германии весь мир видел, что происходит, как утешали после финиша Массу, напоминая, что важен общий успех, и что впереди ещё многое можно наверстать. Ferrari сознательно шла на это, при чём шло в открытую, нагло и дерзко, поэтому ей вряд ли удастся сгладить вину и, по идее, наказание должно быть максимально жёстким. Иначе, мы получим констатацию факта, что в Формуле есть равные, а есть те, кто чуть равней. У FIA нелёгкий выбор, поступить по совести, или пойти на поводу у собственной финансовой выгоды. Наказать сейчас Ferrari то же самое, что наполовину убить интригу в чемпионате, а значит и уменьшить финансовую привлекательность соревнования, на что не так уж и легко пойти. Тем более сделать это сейчас, когда главные спонсоры Формылы-1 в открытую стали выражать свои недовольства тем, что их интересы постоянно ущемляют. До Ferrari ли сейчас?

 

Вот и мнение общественности разделилось пополам, одни требуют жёстко наказать итальянскую команду, как например Эдди Джордан: "Нарушение было явным, они должны быть наказаны ещё большим штрафом, что уже заплатили (100 тысяч долларов). Их действия стали проявлением неуважения ко всем нам, они посчитали нас за марионеток, нарушили правила и должны понести достойное наказание". В то время как Деймон Хилл призывает не горячиться: "Не думаю, что это нарушение требует большего наказания. Команды говорят, что не используют подобную тактику, но все знают, что это не так, просто не всегда поддержка одного из гонщиков может трактоваться, как командная тактика. Проблема накапливалась много лет, и не была решена. Я думаю, что Ferrari может избежать наказания, поскольку правила не очевидны". Странно, со стороны кажется, что нарушения как раз очень даже очевидны. Что ещё должно быть более очевидным, чем приказ пропустить одного гонщика другим на глазах у всего мира?

 

Александр Нешта. @Sport.ru