Второго ноября итоговой победой молодого англичанина Льюиса Хэмилтона, добывшего для “Макларена” первый с 1999 гола титул, подошёл к концу 59-й формульный сезон. И одновременно с этим завершилась карьера другого поданного Великобритании – видавшего виды, яркого шотландца Дэвида Култхарда, также крепко связанного с серебряными стрелами. Он отдал этой команде девять лет, лучшие гоночные годы, но так и не достиг заветной цели, так и не стал чемпионом мира.

 

Говорить о Дэвиде Култхарде, как о пилоте, уже “отвоевавшемся” кажется странным. Все настолько свыклись с мыслью, что Култхард гоняется и нет-нет да удивляет всех своим нестареющим задором… и вот теперь придётся отвыкать. Казалось бы, сколько знаковых пилотов завершало карьеру, да притом чемпионов мира, что уж тут говорить о Култхарде. Да, Стоит поблагодарить за годы, посвященные нашей ненаглядной Формуле, ну а затем обратить взор на молодых, перспективных, тех, у которых ещё всё впереди.

 

В другом случае, скорее всего, так бы и стоило поступить, но Дэвид – дело особое. За пятнадцать сезонов в королевских автогонках, иными словами - за четверть века их истории, шотландец стал чем-то вроде живой легенды. Выступая за скромный “Ред Булл”, он спокойно выполнял свою работу, но делал это так, что все без исключения поклонники Ф-1 понимали, кто же он есть на самом деле.

 

А на самом деле Култхард – это пилот, который пришёл в “Вильямс” вместо трагически ушедшего легендарного бразильца Айртона  Сенны. Это гонщик, партнёрами которого становились в разные годы три чемпиона мира, правда, ни один из них на момент начала партнёрства таковым не являлся. И если  в сезоне 2002 Кими Райкконен считался по сравнению с шотландцем этаким “юнцом, правда, вытеснившим его в итоге из родной команды, то. Деймон Хилл - первый напарник Култхарда, стал для него заодно и ориентиром в дальнейшей карьере. Дэвид, на протяжении шести лет выступал вместе и одновременно бок о бок боролся с финном Микой Хаккиненом, которому за этот период удалось два раза завоевать титул.

 

Култхарду часто не везло. Механические поломки регулярно сопровождали его во все по настоящему важные моменты карьеры. То болид на старте заглохнет, то мотор не выдержит, то ещё какая-нибудь напасть приключится. Конечно, совсем без трудностей с техникой обойтись в автоспорте никому не под силу, но Дэвида они преследовали, казалось, с особой страстью, притом действительно в самое неподходящее время.

 

Разумеется, валить всё на невезение невозможно. Надо признать, что партнёры Култхарда зачастую оказывались быстрее его, но Дэвид всегда был бойцом на трассе. Никому из его напарников не жилось легко и фривольно. Впрочем, наряду с отменными бойцовскими качествами, как ни странно уживалась черта,  которая в первую очередь не позволила шотландцу завоевать титул. У него не было столь необходимой для громких побед чемпионской хватки. Злопыхатели спишут всё на недостаток гоночного таланта, но как может пилот формулы-1 – автоспорта номер один в мире - быть обделён врождёнными и приобретёнными с опытом способностями при таких показателях как у Култхарда?

 

За двести сорок семь Гран-При в формуле-1 Дэвид одержал тринадцать побед, а на подиум поднимался аж шестьдесят два раза, двенадцать раз стартовал с поул-позишн и двадцать пять раз со второго места, установил восемнадцать быстрейших кругов и набрал за свою карьеру пятьсот тридцать пять очков. Эта сумма, набранных баллов является пятой среди всех пилотов когда-либо принимавших участие в Формуле-1. Впечатляет, не правда ли? Тем не менее, все эти достижения, так и не трансформировались в один по-настоящему яркий сезон, который принёс бы ему звание чемпиона мира.

 

Родился Култхард в небольшом шотландском городке Твинхольме. Его семья на протяжение нескольких десятилетий владела небольшим бизнесом, который переходил от отца к сыну. Отец Дэвида, Дункан, был  одержим автогонками, но карьера гонщика у него не сложилась, поэтому он с детства прививал сыну любовь к машинам, надеясь в тайне, что, может быть, у маленького Дэвида получится лучше. И действительно, уже в двенадцать лет Култхард начинает заниматься картингом и сразу же добивается успеха, завоевывая два года подряд титул чемпиона среди юниоров.

 

Даже телевизор совсем юный Дэвид смотрел… в шлеме, чтобы тренировать мышцы шеи и спины. Со шлемом была связана и ещё одна любопытная история. Знаменитый рисунок – скошенный белый крест на синем фоне, изображающий флаг Шотландии, на своей “второй  голове” Култхард также заимел ещё в ранней молодости. Оформителем выступил знакомый картингист Дункан Смит, загремевший в больницу, где успел изрядно заскучать. Он в итоге нашёл себе какое-никакое занятие в виде разукрашивания шлема.

 

Ярчайшим примером для ДиСи всегда являлся соотечественник Джим Кларк, разбившийся за несколько лет до его рождения. Немалое влияние на Култхарда оказал и другой великий формульный чемпион-шотландец Джекки Стюарт. По иронии судьбы завершил карьеру Дэвид в команде, ставшей преемницей “Ягуара”, который  в свою очередь выкупил “Стюарт Форд” у владельца, Джекки Стюарта. Да и в младших формулах пути знаменитых шотландцев ни раз пересекались.

 

Дэвид Култхард был и остаётся знаковой личностью в Формуле-1. Случалось ему  и ссориться со своими коллегами, порою перебранки перетекали в скандалы, но когда эмоции отходили на второй план подавляющее большинство всего паддока положительно отзывались о Култхарде-гонщике равно как и о Култхарде-человеке. Не даром ещё в 97-м году, на тот момент двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер скажет о нём следующее: “Дэвид – тот парень, с которым сражаешься на трассе, а после финиша соревнования искренне пожимаешь ему руку”.

 

Как бы то ни было, Култхард завершил свою карьеру на трассе в Бразилии. После гонки он признался, что очень хотел пересечь финишную ленточку и завершить карьеру зрелищными разворотами с дымом из-под колёс. Однако старт перечеркнул его мечты. Дэвид сошёл уже в первом повороте. Сняв шлем, он выглядел очень раздосадованным, потом на его лице промелькнуло удивление: “неужели это всё?”, как бы спрашивали глаза. Он помахал нам рукой как гонщик Формулы-1, но наверняка Дэвид ещё вернётся, пусть и в ином качестве.

 

А пока Култхарду стоит сконцентрироваться на делах семейных, ведь после тысячи подруг, он наконец-то нашёл себе спутницу жизни, которая уже вынашивает ему ребёнка. Так что придётся Дэвиду ещё и завершить карьеру главного формульного ловеласа. В своё время это звание заочно передал ему неугомонный ирландец Эдди Ирвайн, теперь же пришла очередь молодых, благо нынче их в Формуле-1 хоть пруд-пруди. Видимо, уж если  менять что-то в ходе вещей, то, по мнению шотландца, следует сделать это, кардинально.

 

А вообще-то, хотелось бы пожелать Култхарду успехов в новой жизни и сказать ему три слова. Спасибо тебе, Дэвид!

 

Николай Никифоров, Sport.ru

Sport.ru