Пилот "Ред Булла" и один из самых опытных гонщиков Формулы 1, Дэвид Култхард, рассказал о своём лучшем сезоне, отношениях с напарниками, Себастьяне Феттеле, Льюисе Хэмилтоне и планах на следующий год, когда профессиональная карьера шотландца будет завершена.

"Этот сезон, наверное, худший из всех. Много аварий, столкновений с другими гонщиками, хотя я счастлив, что добыл подиум в Канаде – подниматься на подиум всегда приятно! А лучшим, пожалуй, был 2002-й год, когда я занял второе место в чемпионате мира. В том году я выиграл три Гран При, в том числе Монако. Правда, одолеть Михаэля Шумахера было трудно – он очень хорош. В итоге? выиграть титул мне так и не удалось, но второе место – оно ведь совсем рядом с первым. Мне не на что жаловаться: за время карьеры в Формуле 1 у меня была возможность ездить на хороших машинах, выступая за хорошие команды, – что ещё нужно гонщику?

У меня никогда не было с напарниками дружеских отношений. Как-то так сложилось… У них была своя жизнь, у меня – своя. Знаете, когда я начинал карьеру в Формуле 1, я уже был вполне взрослым человеком, а не каким-нибудь юным бездельником. После финиша Гран При сразу уезжал с трассы и возвращался домой – у меня были свои дела, интересы, друзья. А вот времени общаться с напарниками – не было. Полагаю, кто-то из гонщиков сходится с напарниками довольно близко, но это ведь совсем необязательно. Если у вас, например, хорошие отношения с коллегами по работе, это замечательно. Но никто ведь не заставляет вас дружить, верно?

Себастьян Феттель – очень талантливый гонщик. В "Ред Булле" это поняли много лет назад и стали его поддерживать. Так что удивляться нечему. Уверен, он добьётся очень приличных результатов, как и в "Торо Россо". Разумеется, ему предстоит ещё многому научиться, – например, он ошибся в прошлом году в Японии, когда все ехали за автомобилем безопасности. Но, оказавшись в центре мирового внимания, он действительно быстро учится. А всё остальное зависит от удачи. Окажется в его распоряжении хорошая машина – он будет выигрывать гонки; не окажется – ему придется трудно.

Если же сравнивать его с Уэббером… Не сомневаюсь, у них будут близкие результаты: Марк – очень быстрый гонщик, Себастьян – тоже, но, на своём опыте я знаю, что Формула 1 – сложное дело. Мне повезло: я выиграл 13 Гран При, 61 раз поднимался на подиум. А вот Марк, мой напарник, провёл более 100 Гран При, но на подиуме был всего раз, или два, – просто потому, что ему не везло.
 
После завершения карьеры я останусь в команде, буду участвовать в тестах, если потребуется: мне по-прежнему доставляет удовольствие сидеть за рулём машины Формулы 1, это всегда своего рода испытание. Также мне предстоит работать на симуляторе на базе "Ред Булл" в Милтон-Кинсе, и я буду ездить на гонки. Знаете, я много лет отдал Формуле 1: в команде трудится немало опытных инженеров и конструкторов, но никто, кроме гонщиков, не умеет ездить на этих машинах.

Нынешние времена нельзя называть любимым периодом в моей карьере. Восьмицилиндровые V-образные моторы объемом 2,4 л приходится постоянно раскручивать до очень высоких оборотов; действует запрет на модернизацию двигателей, и если вы сталкиваетесь с проблемой нехватки крутящего момента, это сразу влияет на управляемость машины.

Я люблю более мощные моторы, большего рабочего объема, – на них было веселей ездить. Если говорить о машинах, то моим самым любимым периодом был 1995-й год: слики, широкая колея, могучие двигатели… Это было очень интересно. А потом появились шины с канавками, машины стали более узкими. Хорошо, хоть "Макларен" МР4-13 были быстрыми… Но, знаете, я очень горжусь тем, что гонялся на любых машинах: с трэкшн-контролем и без него, когда колея была широкой, и когда она стала уже, гонялся и на сликах, и на резине с протектором. И мне всегда удавалось выигрывать, за исключением… (пауза, Дэвид задумался) Впрочем, нет, на резине с протектором и на машинах без трэкшн-контроля я тоже выигрывал.

Я своего мнения о Хэмилтоне не изменил, и готов повторить те слова. Я тогда сказал: если у него есть возможность провести год в роли тест-пилота, он должен этим воспользоваться. Ведь, когда ты дебютируешь в Формуле 1, когда выходишь на мировую арену – всё, ты уже у всех на виду, и деться тебе некуда: сойти с неё нельзя. Льюис – отличный гонщик, но, согласитесь, чемпионом мира он ещё не стал.

Я знаю Льюиса ещё с тех времен, когда он был мальчишкой. Когда я выступал в "Макларене", фактически, он уже был в команде. И мои комментарии, которые вы вспоминаете, не были направлены против него: я лишь дал совет, опираясь на собственный опыт.

Полагаю, у меня есть право на такие советы. Я дебютировал в Ф1 в команде "Уильямс", и тоже быстро ездил, но допускал ошибки. Льюис ошибся в прошлом году в Китае, застрял в гравии, когда у него были проблемы с шинами… Но я не критикую его за то, что он тоже человек, и ему, как и всем нам, это свойственно. Я и сам допускал немало промахов. Но Михаэль Шумахер, между прочим, поднялся на чемпионский уровень, и столько лет там оставался, именно за счет того, что свёл к минимуму процент своих ошибок. С другой стороны, Льюис сам решает, как ему поступать, исходя из тех возможностей, которые у него есть. И жить надо именно так.

Джеки Стюарт назвал бы происходящее с Райкконеном "синдромом чемпиона". На примере своей карьеры он объясняет так: стоило ему выиграть титул, на следующий год он его терял. И это повторялось дважды. Не знаю, мне не довелось стать чемпионом мира, но, может быть, Кими просто потерял ориентиры? И потом, это чрезмерное внимание прессы… Ясно, что он не так силён, как раньше, но талант-то никуда не делся. Уверен, он ещё может нас удивить, хотя сейчас у него сложный период".

По материалам F1News.ru
Sport.ru