Очень легко всё делать чужими руками. Очень легко прикрываться чужой ответственностью. Очень легко, когда спрос на твой товар заметно превышает предложение. @Sport.ru уже неоднократно писал о том непростом положении, в которое загнал чемпионат Формулы-1 Берни Экклстоун, при правлении которого недовольных в разы больше радующихся. Сегодня мы уже имеем в этом сезоне один отменённый Гран-при, а в будущем мы и вовсе рискуем лишиться самых традиционных этапов.

 

Решение отменить первый этап чемпионата Формулы-1 в Бахрейне из-за возникших в этом небольшом королевстве из персидского залива народных волнений, у многих вызвало облегчение. У многих, да не всех. Облегчённо  вздохнули те, для кого личная безопасность превыше всего в мире. Для тех же, кто во главу всего ставит собственный кошелёк, эта новость пришлась уже не так по душе. "Отказ от проведения первого Гран-при сезона в Бахрейне - позор, но это правильное решение, - отметил глава Red Bull Кристиан Хорнер. - Там отличная трасса и я надеюсь, что вскоре мы туда вернёмся, но отказаться от проведения этого этапа было верным решением". Как тонко заметил руководитель Lotus Renault Эрик ещё до того, как было принято окончательное решение: "Министерство иностранных дел Великобритании рекомендовало отказаться от поездки в Бахрейн, а это значит, что я несу юридическую ответственность за то, что никто из моих людей не пострадает. Если FIA и FOM примут решение о проведении гонки, мне потребуются определённые гарантии безопасности". Никто не захотел брать на себя ответственность, даже, несмотря, на возможность заработать миллионы долларов.

 

Как мы уже отмечали, Берни Экклстоун, читай Формула-1, от отмены первого этапа мало что терял, а значит, он вполне мог позволить такой несвойственный для себя поступок, как отказаться от причитающихся ему по договору 40 миллионов долларов от организаторов Гран-при. Так что если эти 40 миллионов судить, как потерю для Ф-1, что тогда говорить о командах, которые несут основную финансовую нагрузку на себе, а из-за сорвавшейся гонки понесут реальные финансовые убытки, а не недополученную прибыль. Например, в  Ferrari подсчитали, что потеряют на этом 11 миллионов долларов. Да, главные спонсоры команд не раз жаловались на то ,что Экклстоун затягивает гонки всё дальше и дальше в пески Востока, туда, где нет рынка сбыта для их товаров, но, тем не менее, даже из Бахрейна можно было выжать что-то полезное, благодаря телетрансляции главного заезда. Когда говорят об убытках организаторов, то это, думаю, от лукавого. Если вспомнить, что в прошлом году с продажи билетов они имели порядка 14 миллионов долларов, а теперь им не придётся платить Экклстоуну 40 миллионов, то вряд ли их можно, согласитесь, назвать стороной существенно пострадавшей.

 

"От проведения этапов на Ближнем Востоке и в Азии пользы для главных доноров немного, да и участвовать интересно в тех соревнованиях, где Ф-1 действительно знают и ценят, а не используют в качестве личной забавы или потехи для любимого верблюда…"

 

Как обычно, в таких случаях, больше страдают те, кто наименее защищён. И как тут не вспомнить те настроения главных спонсоров Формулы-1, которые царили год назад, когда те хотели объединиться в свой союз, целью которого было бы отстаивание своих интересов. От проведения этапов на Ближнем Востоке и в Азии пользы для главных доноров немного, да и командам более интересно участвовать в тех соревнованиях, где Ф-1 действительно знают и ценят, а не используют в качестве личной забавы или потехи для любимого верблюда. Команды потратили немалые средства, которые должны были отбить в Бахрейне, но про компенсацию пока что ничего не говорилось и, думается, вряд ли об этом зайдёт речь. Так, скажите, пример с Бахрейном не показателен в том плане, куда может завести неуёмная страсть к расширению географии ради наложения большей дани на новых хозяев этапов? Так почему же голоса спонсоров и команд, что им неинтересно и невыгодно участвовать в гонках в не традиционных для Ф-1 регионах, остаются всегда неслышимыми?

 

Ещё больше кощунственной во всей этой истории выглядит позиция самого Берни Экклстоуна, который отсрочил принятие окончательного решения на неделю, но до конца надеялся на то, что всё решится в его пользу. При этом, хитрый старый лис всё хотел провернуть чужими руками. Говоря о необходимости понимания всей сложности обстановки, сложившейся в Бахрейне, Берни много говорил о безопасности людей, но, дав возможность местным властям самим принять решение. Он, тем самым, надеялся на то, что те дадут гарантии и проведут гонку, а, в случае чего, ответственность будет лежать уже не на нём, а на местных властях. Если всё в Бахрейне действительно так накалено, как вы об этом говорили, то почему вы побоялись взять инициативу в свои руки, мистер Берни? До конца надеялись на риске для чужой чести положить в казну очередные десятки  лёгких миллионов? Ой, не хорошо как!

 

"Думаете, Экклстоуна это сильно заботит? Буду рад ошибиться"

 

"После событий, которые на прошлой неделе обрушились на нашу страну, нашей основной задачей было предотвратить трагические последствия. Нашей основной задачей, - заявил принц Бахрейна, - является сохранение нации единой. И хотя Берни Экклстоун любезно предоставил нам возможность самим принимать решение, касательно проводимой гонки, мы чувствовали, что для нас сейчас приоритетным является решение несколько иных задач, а потому Гран-при пришлось оставить на более поздний срок". Берни принял это решение, отметил гостеприимность бахрейнского народа, и выразил надежду, что вскоре этап этой страны вновь вернётся в чемпионат. Но так просто отказываться от причитающихся 40 миллионов он не намерен, и надеется провести этап в этом году, но чуть позже, уплотнив, тем самым, и так достаточно плотный график: "Я уверен, что уже через месяц всё будет в порядке, и мы сможем провести этап в этой стране".

 

Теперь чемпионат Ф-1 стартует не в Бахрейне, а в Австралии, где с 25 по 27-го марта в Мельбурне состоится гонка, которую тоже сложно назвать беспроблемной. Дело в  том, что местные власти не видят дальнейших перспектив проводить Гран-при Австралии в том формате и на тех условиях, которые сейчас есть. В принципе, проблема одна и та же, что и в Спа, что в Монце - слишком большая финансовая нагрузка при недостаточной экономической отдаче. Иными словами, если Берни Экклстоун не умерит аппетиты и не сократит размер своей пошлины, очень может быть, что вскоре этот этап переедет либо в  другой австралийский город, либо куда-то ближе к Азии или Ближнему Востоку, что более вероятно. "Когда в 1996-м все затраты на Гран-при обходились в 1,7 миллионов долларов, это было очень интересно. И совсем уже другое дело, когда каждый год необходимо тратить по 50 миллионов", - сказал парламентарий от Мельбурна Майкл Дэнби, которого поддерживает и мэр города, считающий, что на прежних условиях нет смысла продлевать с Ф-1 контракт после того, как в 2015 - завершится действующий. Думаете, Экклстоуна это сильно заботит? Буду рад ошибиться.

 

Александр Нешта. @Sport.ru