Скорей бы старость, да в детство впасть! Похоже, одному из самых влиятельных старцев современности ничто детское не чуждо. Пока реальной угрозы будущему Формулы чудачества Берни Экклстоуна не несут, но что будет с королевскими гонками после внедрения в жизнь его новой идеи? @Sport.ru не разделяет идею необходимой коммерциализации.  

 

В октябре этого года Бернард Чарльз Экклстоун отпразднует свой 81-й день рождения. Несмотря на столь преклонный возраст, главный менеджер и идейный вдохновитель Формулы-1 всё никак не унимается и продолжает ошарашивать мир всё новыми поворотами. На этот раз под удар идей Берни попали британские болельщики, которые, начиная со следующего сезона, вынуждены будут следить за прямыми трансляциями с Гран-при лишь при помощи платного канала Sky. Что идёт в разрез с теми интересами королевских гонок, которые были озвучены ранее.

 

Идея перехода Формулы на платные телеканалы не нова. Однако ранее, когда эта тема поднималась, в ней находили куда больше минусов, чем плюсов, а потому отказ от внедрения новшества выглядел вполне логичным. И то что, по мнению Экклстоуна, должно принести больше пользы, выглядело откровенно ошибочным. К примеру, основная масса доходов команд идёт через прямые вливания спонсорских денег. Спонсоры же, в свою очередь, тем больше согласны платить, чем выше зрительская аудитора чемпионата. А вот переход на платное ТВ должно вести за собой неминуемое снижение телеаудитории. Это, похоже, ясно всем, кроме самого Берни, который уверен в диаметрально противоположным. Или попросту пытается в этом убедить других.

 

"Переход на платное телевидение - хорошо для Формулы 1, – отметил Экклстоун – В результате этого гораздо большее количество людей будет смотреть гонки и им будут предоставлены куда более широкие возможности. Я знаю, что тут кроется проблема, что далеко не все желающие могут позволить себе платное ТВ, но, насколько я знаю, у Sky огромная аудитория, примерно 10 миллионов подписчиков. Те же, кто не может воспользоваться Sky, могут увидеть повтор гонки вечером в воскресенье на ВВС, а это, возможно, даже лучше, чем смотреть гонку в прямом эфире".

 

"Странно, ещё год назад ситуация была несколько иной, и как раз вероятность перехода Формулы на платный канал, могло подвигнуть команды с их спонсорами на открытый конфликт, вплоть до выхода и создания собственного, альтернативного Ф-1 чемпионата..."

 

Не знаю, чем руководствовался Берни, выводя такие итоги, но мне они, мягко говоря, кажутся безосновательными. Как телеаудитория платного канала может быть больше, чем аудитория общедоступного ТВ? Да и перспектива просмотра гонок в записи, зная уже их результаты, думаю, мало кого прельщает. И самое важное во всём этом то, что зная хватку Берни, можно предположить, что это всего лишь первый шаг на пути полной коммерциализации тв-картинки, что неминуемо приведёт к снижению телеаудитории в таких странах, как, к примеру, Россия. Это, возможно, и хорошо для Гран-при России в Сочи (отпадёт дилемма ехать на этап, или посмотреть гонку дома у телеэкрана), но значительный минус в глобальном масштабе. Как метко подметили противники идеи, это может иметь катастрофические последствия для Формулы в будущем, так как подобная политика неминуемо приведёт к снижению притока нового поколения болельщиков.

 

Да и снижение телеаудитории так или иначе ударит по командам, чьи спонсоры лишатся рекламного рынка достаточных объёмов, чтобы платить по старым счетам. Однако Берни и тут не видит проблемы, уверяя, что те потери, которые могут возникнуть, с лихвой перекроются деньгами, выплаченными телеканалом за ТВ-права. "Я беседовал с командами и они позитивно смотрят на эти изменения". Странно, ещё год назад ситуация была несколько иной, и как раз вероятность перехода Формулы на платный канал, могло подвигнуть команды с их спонсорами на открытый конфликт, вплоть до выхода и создания собственного, альтернативного Ф-1 чемпионата.

 

"Но! Когда Парр подсчитывает, во сколько обходится командам выставить свои машины на одну гонку, не стоит забывать также и о той цене, которую платят организаторы Гран-при Формуле лишь за то, что тратят свои же миллионы на проведения самого этапа. Прибавьте к этому спонсорские контракты, и коммерческую деятельность команд…"

 

Хотя на самом деле далеко не все команды без проблем воспринимают эту идею, кое-кто видит в ней логическое развитие чемпионата по примеру той же футбольной английской Премьер Лиги. Так, президент команды Уильямс Адам Парр отметил: "Берни стремится заполучить максимальную зрительскую аудиторию, именно поэтому он и пошёл на этот договор со Sky. Я понимаю разочарование британских болельщиков, но поклонники английской Премьер-лиги уже давно находятся в такой ситуации. Не стоит забывать о том, каких денег стоит организовать это шоу. Только чтобы выставить на старт две машины, вам необходимо потратить минимум 2 миллиона фунтов стерлингов. И это, если не считать траты на двигатели, зарплаты гонщиков персонала, который составляет порядка 70 человек. То есть, получится 24 миллиона фунтов - будет стоить изготовление одних лишь машин, которые принимают участие в одной гонке чемпионата. В то же время, для игры в теннис двум игрокам нужны только ракетки да две пары туфель. Формула 1 – очень дорогой спорт".

 

Вроде Адам Парр всё чётко расписал, придраться не к чему. Формула - действительно очень дорогой вид спорта. Но! Когда Парр подсчитывает, во сколько обходится командам выставить свои машины на одну гонку, не стоит забывать также и о той цене, которую платят организаторы Гран-при Формуле лишь за то, что тратят свои же миллионы на проведения самого этапа. Прибавьте к этому спонсорские контракты, и коммерческую деятельность команд. Выходит, что желание Берни перевести чемпионат на платное ТВ ни что иное, как желание получить сверхприбыли, а не способ выживания, как это преподносится. К тому же я бы не стал сравнивать Формулу-1 с футболом в Англии. Формула это не семейный вид спорта, страсть к которому передаётся от поколения к поколению. Для того чтобы Ф-1 была на плаву, она обязана всё время подпитываться новыми болельщиками за счёт интенсивности и интересности сезона. Не зря же делается всё для того, чтобы максимально уровнять команды в шансах на победу, повысив, тем самым, общий интерес к чемпионату.

 

Александр Нешта. @Sport.ru

Sport.ru