Насколько стремительно всё происходит в мире Формулы-1. Всего месяц прошёл после начала сезона 2010, прошло всего три гонки,  а уже начали появляться первые очертания следующего чемпионата 2011 года.

 

Двойные диффузоры вне закона

 

Главным, и пока единственно точным изменением стал запрет на использование двойных диффузоров. Команды единодушно решили отказаться от этого технического решения, которое вызвало столько споров в 2009 году. Официальной причиной отказа стала проблема безопасности: поломка диффузора может привести к неприятным последствиям.

 

"Возвращаясь к критичной ситуации начала 2010 года – дефициту обгонов, возвращение KERS могло бы стать хорошей панацеей для гонок Формулы-1."

 

Во многом же, как считают инженеры команд, этот запрет может решить проблему обгонов в современной Формуле-1. Убрав двойной диффузор можно снизить аэродинамическую эффективность болида, что позволит гораздо ближе преследовать впереди идущую машину соперника, а значит, появится шанс для обгона.

Впрочем, так считают не только инженеры. Даже когда Берни Экклстоуна спросили о мерах по повышению зрелищности гонок, он ответил: Как бы я поступил? Для начала, уменьшил бы переднее антикрыло и запретил двойные диффузоры.

Поэтому, возможно, что это действительно шаг в верном направлении.

 

 

KERS. За и Против

 

Зато вот другое техническое решение - KERS, которое вызвало также немало споров в прошлом году и от использования которого команды отказались, может вернуться в сезоне 2011.

Напомню, что KERS – система рекуперации кинетической энергии, позволяет накапливать энергию во время торможений и использовать её для повышения мощности двигателя.

 

В 2009 году эта система была использована командами на добровольной основе. Можно было использовать или нет. И как таковой пользы, использующим её командам она не принесла. Ведь Brawn и Red Bull, разыгравшие между собой чемпионат 2009 года, даже не разрабатывали эту систему. А Ferrari и McLaren не в первую, но и не в последнею очередь, бросив все усилия на разработку KERS, просчитались с постройкой болидов, из-за чего потеряли шансы в чемпионате 2009 года.

 

"Безусловно, что в этом заинтересованы и автопроизводители, присутствующие в Формуле-1: Ferrari, Mercedes, Renault, McLaren. Это стало бы для них неплохой демонстрацией своих достижений в области гибридных технологий."

 

Поэтому, команды, не ощутив большой пользы от использования системы рекуперации, в 2010 отказались от её использования. Но спустя некоторое время разгорелись дискуссии о повторном внедрении KERS в 2011 году.

 

KERS на болиде Renault R29.

 

Во многом это связано с той же причиной, что и отмена двойных диффузоров – увеличение числа обгонов. Безусловно, если вспомнить прошлый год KERS был серьёзным помощником для гонщиков на старте и при обгонах.

Возвращаясь к критичной ситуации начала 2010 года – дефициту обгонов, возвращение KERS могло бы стать хорошей панацеей для гонок Формулы-1.

 

Не менее важно для имиджа Формулы-1 идти вровень с прогрессом мирового автопрома, где стремительно развиваются гибридные автомобили.

 

Безусловно, что в этом заинтересованы и автопроизводители, присутствующие в Формуле-1: Ferrari, Mercedes, Renault, McLaren. Это стало бы для них неплохой демонстрацией своих достижений в области гибридных технологий.

 

Но вопрос в том, нужно повторное введение KERS маленьким частным командам? Если в 2009 году использование KERS было добровольным, то врядли такое повторится в 2011-ом. И это, пожалуй, станет главным “камнем преткновения” в решение о возврате этой системы. Нужно ли это тем же командам-новичкам, для которых сейчас более важно остаться “на плаву”, чем заботиться об увеличение числа обгонов, к тому таким дорогим способом как разработка и внедрение KERS?   

 

Поэтому вопрос о возвращение системы рекуперации остаётся открытым, и ещё не раз будет обсуждаться по ходу нынешнего сезона? Будем следить за развитием событий.

 

Преемник Bridgestone

 

Также остаётся открытым и другой вопрос. Японцы стремительно покидают Формулу-1. Трасса Фудзи потеряло место в календаре, к счастью  у японцев была в запасе ещё одна трасса мирового уровня - Сузука, так что Гран-при Японии остался в Формуле-1. Менее чем за год ушла Honda, следом Toyota. В конце 2009-го года шинная компания Bridgestone также объявила о своём уходе по истечение контракта в 2010 году.

 

 

"Жаль, ведь столько “копий было сломано” вокруг зрелищности гонок. Но в решающий момент всё решает экономия средств. Ведь возвращение шинной войны стало было важным и интересным аспектом, особенно при правиле отмены дозаправок, где резина теперь единственная составляющая гоночной стратегии команд"

 

 

Кто сменит японцев в 2011 году пока неизвестно. В числе возможных претендентов назывались Pirreli, корейские Hankook и Kumho, Goodyear. Но никаких официальных заявлений от этих компаний не поступало. Более вероятным считается вариант о возвращении Michelin. Французы уже даже озвучили свои условия: первое: в чемпионате должны конкурировать разные производители шин, второе: размер колесных дисков нужно увеличить до 18”, и в третьих чемпионат должен стать более экологичным.

 

После 13 лет в Формуле-1 Bridgestone уходит.

Если насчёт двух последних условий возможны варианты, какое-то общее решение, то вот участие нескольких производителей шин в чемпионате вызывает серьезные противоречия, причём с обоих сторон.

Michelin уже был поставщиком резины в Формуле-1 с 1977 по 1984, и с 2001 по 2006 года. Главным принципом участия французов была борьба с конкурентами, монопольная поставка не интересовала Michelin. Поэтому шинники и покинули Формулу-1 после 2006 года, когда должен был остаться лишь поставщик резины.

 

Поэтому, если Michelin и вернётся в 2011 году, то только с конкурентами. В Формуле-1 это условие, судя по всему, принимать не собираются. Так появление ещё одного поставщика шин приведёт к увеличению затрат, что не входит в интересы команд.

 

Жаль, ведь столько “копий было сломано” вокруг зрелищности гонок. Но в решающий момент всё решает экономия средств. Ведь возвращение шинной войны стало было важным и интересным аспектом, особенно при правиле отмены дозаправок, где резина теперь единственная составляющая гоночной стратегии команд.

 

В любом случае даже если компромисс не будет найден и французы откажутся,– в 2011 году Формула-1 не окажется без резины, кто-нибудь, да придёт. Будь то Yokohama или Pirelli. Это важно для команд, инженеров, пилотов, но не для зрителей на трибунах и у телеэкранов.

 

Иван Беликов, Sport.ru