Похоже, старина Берни таки доигрался. Гран-при Бахрейна не просто перенесен или отменен. Владельцы команд понесли весьма существенные убытки, для некоторых финансовые потери оказались особо ощутимыми, хотя речь, казалось бы, идет о «каких-то ста миллионах долларов». А не забыли ли вы, зачем Экклстоун однажды внезапно поволок свое многочисленное хозяйство на восток? Правильно.

 

Конечно, коммерциализация стала одной из основных идей не только Формулы 1, но и остальных популярных видов спорта, но именно здесь переход от зрелища к прибыли наиболее ощутим. Стремление максимально обезопасить гонщика в кокпите и прочие реформы весьма похвальны, но некоторые деяния верхушки FIA ничего, кроме нездоровой ухмылки, не вызывают.

 

Но оставим в стороне сильных мира сего и посмотрим на конюшни, для которых отмена Гран-при стала не меньшим сюрпризом. Взять хотя бы Уильямс. Адам Парр накануне порадовал общественность заявлением, что команда в любом случае не поехала бы в Бахрейн. Мол, гонщики в такой ситуации могут стать прекрасной мишенью для протестующих, ведь внимание прессы целиком и полностью будет приковано к событиям гоночного уик-энда. Непосвященные люди проглотили это заявление как карась червяка, но окологоночный бомонд посмотрел на Парра с плохо скрываемой сомнительностью. Для Фрэнка Уильямса, который уже не первый месяц ищет необходимые инвестиции везде, где их только можно найти, перенос старта сезона стал манной небесной. Согласитесь, это дико напоминает маленькие футбольные команды на просторах бывшего СССР, который считают каждую копейку и не могут позволить себе даже выезд на комфортабельном автобусе, передвигаясь по стране на поездах.

 

«Никто не задумывается, что случится, если тому же Адриану Ньюи однажды надоест изобретать, и британец уйдет на покой?»

 

Даже представление новой «одежки» якобы нового болида, внутренность которого процентов на девяносто идентична прошлогодней, не замылило никому глаза. Команда, заявляющая о возможном подъеме в Кубке Конструкторов на сегодня не готова даже к тому, чтобы бороться с дерзкими «второгодками». В любом случае, у Фрэнка Уильямса и его подчиненных появляются лишние пару недель на работу над ошибками. Хотя ошибки ли это?

 

На другом полюсе находится потерявшая из-за бахрейнских волнений около сорока миллионов долларов Феррари, а также Макларен и Мерседес (да, именно так, с разделительным союзом), чьи болиды еще не доведены до нужной кондиции. Особенно дуют на холодную воду Серебряные Стрелы – все еще прекрасно помнят сезон-2009, когда Хэмилтон вместо отстаивания чемпионского титула полгода катался в «прогревочном» режиме, финишируя то десятым, то двенадцатым, пока инженеры искали оптимум. Что же касается Мерседеса, то здесь оснований для оптимизма не было ни на тестах, ни во время презентации нового болида. Сейчас Норберт Хауг заявляет, что Шуми и Нико на новых W02 попали бы в Бахрейне в очковую зону лишь в случае неведомого катаклизма и/или вылета из гонки шести-семи пилотов. По крайней мере, это звучит правдивее, чем беспочвенный январский оптимизм.

 

«Помимо одного из азиатских этапов Формула может лишиться еще и единственного австралийского»

 

Но это еще только цветочки. И сейчас самое время вернуться к Берни Экклстоуну сотоварищи. Ведь помимо одного из азиатских этапов Формула может лишиться еще и единственного австралийского. Не сейчас, а в обозримом будущем, начиная со следующего года, но факт сей не может не тревожить. Если пятнадцать лет назад правительство вкладывало в Гран-при Мельбурна менее двух миллионов долларов, имея при этом сумасшедший доход, то сейчас оно несет убытки, вкладывая около пятидесяти. И это при том, что собственно денежный оборот вокруг гонки, которая долгое время открывала сезон Королевских автогонок, увеличивался все эти годы пропорционально затратам государства! Старина Берни продолжает изображать умиротворенное выражение лица, заявляя, что «все скоро уладится». Но глядя на общее положение дел, начинаешь понимать, что это не так.

 

Если присмотреться пристальнее, то все значительные реформы последних лет FIA проводила с подачи «жареного петуха». Не случись той аварии Айртона Сенны, речь о безопасности пилотов не заходила бы еще очень долго. Как минимум, до ближайшей подобной трагедии. Изменения в регламенте, касающиеся системы начисления призовых очков, ничего существенно не изменили. Нет, на бумаге задача «увеличения разницы между первым и вторым местом» достигнута: при системе подсчета, действовавшей до прошлого сезона, Феттеля и Алонсо разделили бы три очка, а при нынешней – четыре. Но вообще звучит странно: изменения направлены не на обострение борьбы, а наоборот! О поддержке маленьких команд и создании хоть какого-нибудь стабилизационного фонда заикаются только за кулисами, а до предметного разговора руки и ноги ни у кого не доходят. Постоянные новшества в техническом регламенте, похоже, вводятся лишь для того, что инженеры-конструкторы и многочисленные механики-подмастерья не сидели без работы. Но даже в таких условиях революционные идеи продолжают исходить преимущественно от двух-трех человек. И никто не задумывается, что же случится, если тому же Адриану Ньюи однажды надоест изобретать, и британец уйдет на покой?

 

Одним словом, некогда популярная и прибыльная Формула 1 идет ко дну. Осталось лишь выяснить глубину этого самого дна.

 

Иван Манчев, @Sport.ru