Вскоре мы можем остаться без одного из самых старых этапов в мире Формулы-1, официально включённого в чемпионат с 1985-го года, а с 1996-го проводимого на мельбурнской трассе Альберт парк - Гран-при Австралии. И, похоже, сам босс королевских гонок Берни Экклстоун без сожаления примет это решение австралийских властей и с большим удовольствием заключит контракт с новыми организаторами, которые не будут считать каждый свой доллар.

 

"Если Роберт Дойл, лорд-мэр Мельбурна, считает меня капризным, я готов это подтвердить, - раздражённо прокомментировал Берни Экклстоун желание австралийских властей либо свернуть Гран-при в Мельбурне, либо его серьёзно преобразовать. -  Если он недоволен проведением Гран-при в Австралии и хочет аннулировать контракт, мы можем обсудить это. Мы не нарушаем условия подписанного соглашения и всегда чувствовали очень серьёзную поддержку в Мельбурне, пока не возникла проблема в виде сомнений мэра". Для Берни проблемы самих организаторов соревнований абсолютно неинтересны, ему, главное, чтобы те платили деньги, и ни на какие уступки главный шеф идти не намерен, ибо очередь из желающих провести у себя один из этапов чемпионата и готовых, при этом, дать за это Экклстоуну столько денег, сколько он потребует – очень велика.

 

Впервые Гран-при Австралии в рамках чемпионата мира состоялась в 1985-м, хотя до этого гонки на Зелёном континенте проводились аж с 1928-гогода, но, несмотря на то, что принимали участие в них сильнейшие пилоты мира, носили неофициальный характер. Первым же официальным победителем Австралии стал финн Кеке Росберг на Williams-Honda, и с тех пор победителями этапа становились все сильнейшие гонщики современности. Правда, лишь одному из них удалось гонки выиграть трижды подряд - неудивительно, что это был Михаэль Шумахер. Дважды подряд выигрывали Гран-при Австралии Дэймон Хилл и Дженсон Баттон, который, если выиграет тут и в этом году, то сравняется с рекордом Шумахера.

 

"Это не только положительный имидж, непрямые инвестиции, внимание миллионной теле-аудитории и дополнительный приток туристов, но ещё и бренд, которым могут похвастаться далеко не все крупнейшие и богатейшие города мира…"

 

В общем, Гран-при Австралии - исторически сложившийся этап чемпионата мира, со своими особенностями и традициями. То, что трассу Альберт парк любит Дженсон Баттон не удивительно: "Трасса в Мельбурне лучше подходит нашей машине по уровню прижимной силы. Прошлые гонки в Мельбурне складывались для меня весьма неплохо, да и сам трек мне по душе". Но нравится она, или сама идея проведения этапа в Австралии, и другим пилотом, которым, вне всякого сомнения, будет жаль расстаться с этим Гран-при ради бездушных новых этапов, за которыми нет ничего, кроме денег наполняющих казну организации, руководимой Экклстоуном. "Несмотря на то, что трасса Альберт парк не из моих любимых, мне нравится в Австралии, здесь невероятная атмосфера, - делится своими впечатлениями от Гран-при Фернандо Алонсо. - Обычно мы приезжаем за неделю до гонки, чтобы акклиматизироваться, появляется свободное время, возможность насладиться городом и его атмосферой. Австралийцы с большой страстью относятся к Формуле 1, к этому Гран При, оказывая гонщикам просто фантастический прием".

 

Действительно, что-то романтичное в этом этапе есть, но, как известно, рано или поздно, но любая сказка подходит к концу. Особенно быстро она заканчивается в период экономического кризиса. В прошлом году убытки организаторов составили 50 миллионов долларов, а за последние три года они в минусе примерно на 130 миллионов. Конечно, сам этап может быть убыточным, но тут стоит учитывать другие выгоды, которые получает Мельбурн и регион. Это не только положительный имидж, непрямые инвестиции, внимание миллионной теле-аудитории и дополнительный приток туристов, но ещё и бренд, которым могут похвастаться далеко не все крупнейшие и богатейшие города мира. Рон Уокер, глава Grand Prix Corporation, которая организовывает саму гонку, уверен, штат Виктория ежегодно из-за проведения Гран-при в Мельбурне получает примерно 180 миллионов долларов.

 

Да, стоит согласиться, что при всех своих минусах, Экклстоуну удалось из Формулы-1 сделать одно из самых популярных и влиятельных спортивных мероприятий в мире, за право быть участником которого борются многие, а получают лишь единицы. К тому же, это настолько лакомая приманка, что с большим удовольствием клюют на неё толстосумы из Азии и Ближнего Востока, желающие за  деньги купить себе дорогую, но красивую игрушку. Что лишь усиливает финансовые аппетиты Экклстоуна, из-за чего вынуждены страдать те, во многом кому Формула и обязана тем, что она сегодня есть тем продуктом, который мы имеем. И безапелляционные слова Экклстоуна, что он без зазрения совести и жалости распрощается с Австралией, ни что иное, как проявление неблагодарности и неуважения, не только к самой Австралии, но и к таким традиционным этапам, как Спа, Монца и Сильверстоун, испытывающие схожие с Мельбурном проблемы.

 

"Как бы не привело это  к тому, что по ту сторону баррикад от Экклстоуна окажется главная матка Формулы - спонсоры, команды и традиционные трассы, в результате чего мы можем уже в ближайшем будущем получить новый мега-чемпионат…"

 

Экклстоун не собирается идти на уступки ни не пойдёт на них, пока спрос будет превышать предложение. А спрос ныне таков, что на 20 этапов сезона претендуют 25-30 трасс. Уверен, все прекрасно понимают о непрямых выгодах этапа, в том числе и в Мельбурне, поэтому, после того, как Берни в грубой форме ответил на просьбы о смягчении финансовых условий, австралийцы принялись искать иные пути выхода из проблемы, например - переноса гонки в другой регион страны или включения режима жёсткой экономии. Но какое бы развитие не получила бы эта история, а австралийцы, тем не менее, пока не собираются досрочно разрывать контракт с  Ф-1, и положенные по договору гонки до 2015-го года проведут, не кажется ли вам, что это всё может привести к довольно интересным последствиям?

 

Известный факт, что основные доноры команд - крупнейшие спонсоры Ф-1, недовольны политикой расширения географии, проводимой Экклстоуном, недовольны теми условиями, которые выставляет им сама Ф-1, и они готовы объединяться, чтобы отстаивать свои права и интересы. Недовольны политикой Берни и сами команды, которые не имеют чётких правил игры, меняющихся чуть ли не ежемесячно в угоду тому или иному капризу большого дяди. Не довольны последними событиями и организаторы таких традиционных этапов, как Спа, Монца, Австралия, Сильверстоун... Как бы не привело это  к тому, что по ту сторону баррикад от Экклстоуна окажется главная матка Формулы - спонсоры, команды и традиционные трассы, в результате чего мы можем уже в ближайшем будущем получить новый мега-чемпионат.

 

Александр Нешта. @Sport.ru