Счиатется, что последние несколько чемпионатов мира ничего не дали футболу с точки зрения развития тактики. @Sport.ru анализирует этот тезис и приходит к выводу, что бразильский мундиаль стал скорее выставкой достижений, чем экспериментальной лабораторией...

В советской журналистике было принято считать, что каждый чемпионат мира - это своего рода мировая выставка футбола. Форум, где страны показывают лучшее, что накопили за четыре прошедших года, а специалисты обмениваются опытом. Научный симпозиум, если хотите. Соответственно, после каждого мундиаля звучит новое слово в тактике, технике или системе организации игры.

Разумеется, сейчас уже всё совершенно не так. В эпоху всепроникающего интернета, когда любой болельщик, при наличии прямых рук, большого желания, знания английского языка и этого самого интернета может вживую смотреть хоть матчи третьего дивизиона чемпионата Соломоновых островов, говорить что-то о новизне на чемпионатах мира не приходится.

Традиционно всё новое, что только может быть в футболе, появляется в ведущих европейских первенствах, в Лиге чемпионов - а мировые или европейские чемпионаты лишь "закрепляют пройденное". С другой стороны, специфика турниров сборных, где за относительно короткий период нужно одержать как можно больше побед, а одно единственное поражение грозит потерей всего, в корне меняет саму систему игры.

Грубо говоря, национальный чемпионат - это стайерская дистанция в десять километров, еврокубки - забег на милю, а вот мундиаль - не более чем стометровка. Возможно, с барьерами. Усэйн Болт может сколько угодно считаться самым быстрым человеком в мире, но в забеге на полтора километра он вряд ли выйдет в финал, а на большинстве стайерских дистанций вообще может сойти где-то на половине пути. Что, правда, не отменяет непреложного факта - стометровка является самой зрелищной и почётной дисциплиной в лёгкой атлетике.

Вот и получается, что системы постановки игры, отлично работающие в клубном первенстве, не будут, скорее всего, эффективными на чемпионате мира. На одном из спортивных ресурсов несколько дней назад появилась любопытная статья, в которой расписывалось, как на бразильском мундиале вымерли классические центрфорварды. Мол, забивают всё больше "десятки", а девятые номера преимущественно либо совсем деревянные, либо не используются с должной эффективностью.

Факт, конечно, интересный, но при этом опять-таки забывается специфика чемпионата мира. Тот же Фред, которого обычно приводят в пример в качестве "дерева" (мол, ни в одну великую сборную Бразилии он бы не попал) - на минуточку, один из лучших снайперов бразильского чемпионата. А Диего Коста (пример неэффективного использования классного игрока) вообще много забивает за "Атлетико", играющий по совершенно иной системе, нежели "Фурия Роха".

Нет, конечно, на последних чемпионатах действительно почти исчезли классические центрфорварды бомбардиры вроде Батистуты, Виери, Роналдо, Ширера - способные не только блистательно завершить созданный партнёрами момент, но и создать гол сами буквально из ничего. Здесь всё дело, скорее всего, в продолжении универсализации футбола. Раньше рядом с тем же Виери или Батистутой всегда был второй форвард, скажем, Индзаги или Клаудио Лопес - обладающий голевым чутьём, и способный подобрать за партнёром и дослать мяч в сетку.

Современные команды не могут позволить себе такую роскошь - держать на поле сразу двух человек, которые слабо отрабатывают в обороне (помните, что Валерий Лобановский терпеть не мог Алана Ширера, а вот шкафообразного Эмила Хески разве что не боготворил). Вот и получается, что форвард, если он один, должен быть либо универсально талантливым (скажем, Луис Суарес), либо узкофункциональным (всё тот же Фред).

Кстати, о Фреде. Он может сколько угодно забивать в чемпионате Бразилии, но уровень большинства местных клубов (точнее, их защитников) вполне позволяет форварду принять мяч спиной к воротам, развернуться и ударить. На чемпионате мира защита большинства команд такой роскоши не дадут. Разве что камерунцы - так им Фред и забил свой единственный гол на этом турнире. Непонятно, к слову, как бы в современном футболе чувствовал себя великий Герд Мюллер с его классическим "принял - развернулся - ударил".

Современный футбол (читай - европейский) в последние десятилетия активно мигрирует в сторону американских профессиональных лиг. И не только с точки зрения организационной. Речь даже о постановке самой игры. Классические квотербеки из американского футбола - это же те самые Пирло, Хави, Иньеста и иже с ними. А современные форварды - девятки - не кто иные, как баскетбольные центровые.

Если вы интересуетесь баскетболом, то заметите, что в современной НБА классические атакующие центровые, вокруг которых строилась вся команда, исчезли как класс. Когда один из двух лучших центровых лиги в трёх матчах серии финала конференции набирает ноль очков - о чём тут можно говорить (Шакил О'Нил и Хаким Оладжувон раскатисто хохочут). В цене сейчас защитные центровые, роль которых в атаке команды - сводится к постановке заслонов, скидке снайперам на периметр, оттягивании центрового соперника из-под кольца, борьба за подбор.

Не правда ли, похоже на набор функций современного футбольного центрфорварда? Именно так действует всё тот же многократно охаянный болельщиками Фред, стягивая защиту и скидывая мячи на Неймара или Оскара. Если ваш форвард/центровой достаточно квалифицирован, чтобы забить самому - честь ему и хвала. Если нет - что же, вполне можно обойтись и без него. Пример "Майами Хит", дважды становившихся чемпионами с центровым Джоэлем Энтони, набиравшим что-то около очка или двух за игру (либо вообще без центровых) - это та же самая испанская "тики-така" без нападающих.

Правда, "Хит" без вопросов проиграли последнюю финальную серию, а "тики-така" в Бразилии оглушительно провалилась. Означает ли это новый виток тактической эволюции в футболе? Вполне возможно. Только апробация всех вероятных новшеств пройдёт исключительно в национальных чемпионатах и еврокубках, а мундиаль станет лишь "закреплением пройденного" или "выставкой достижений народного хозяйства" - если уж настолько хочется использовать термины советской журналистики.

Олег Тарасенко, @Sport.ru