Крупнейший российский медиа-холдинг ВГТРК долго мирился с монополией "НТВ-Плюс" по ряду популярных направлений спортивного ТВ. Но вот в конце лета обновлённая команда профильных менеджеров презентовала "Спорт 1", первый в стране платный, но относительно доступный спортивный телеканал. Аналитическое агентство СК специально для @Sport.ru решило предсказать судьбу спортивного телевидения России…

 

Футбол без тарелки и недорого

 

Пока же проект движется в разумном направлении. Основной акцент по доставке сигнала потребителям сделан на ведущие и региональные кабельные и мультисервисные сети, причем в качестве базового партнера выбран один из их лидеров (НКС, около 5 млн абонентов или почти 20 % от общего числа пользователей неэфирного ТВ, охват населения РФ – около 10 %).

 

При таком подходе во многих городах пользователям нет необходимости в установке дополнительного, в том числе спутникового, оборудования. В сельской местности канал традиционно будет доступен абонентам участвующих в проекте спутниковых платформ.

 

С другой стороны привлекательно выглядит и ценовая политика – декларируемая стоимость подписки будет существенно ниже энтэвэшной. Более того, она будет дифференцирована по регионам, а возможно и по социальным группам.

 

Эти обстоятельства являются и главным отличием данного проекта от пути, изначально выбранного для "Нашего футбола". Другое не менее важное отличие (относительно текущей ситуации) заключается в том, что платные трансляции будут в определенной пропорции сочетаться с бесплатными на канале "Россия 2".

 

В своё время "НТВ-Плюс" попыталось механически перенести западный опыт в российскую реальность, причём без надлежащей системной проработки и на морально устаревавшей и относительно дорогой для конечных пользователей технической базе.

 

Что привело к сокращению постоянной аудитории РФПЛ, а клубы все четыре года эксперимента получали от ТВ небольшие, в сравнении с их бюджетами и западными коллегами, суммы.

 

Идея же с каналом "Спорт 1" очень похожа на украинскую модель с аналогичным каналом "Футбол", согласно которой переход к платным трансляциям осуществляется постепенно и при участии общедоступного ТВ. А это параллельно с текущей доходностью позволяет расширять объем аудитории, привлекать дополнительных спонсоров, совершенствовать телевизионную и иные составляющие продукта.

 

Эйфория враг прогресса

 

Что получится у ВГТРК, покажет время. Случившийся маркетинговый успех (контракт на трансляцию АПЛ) – это лишь первый шаг, за которым наступят будни.

 

Сегодня все структуры холдинга активно пиарят английскую премьер-лигу и канал "Спорт 1", а "Вести-спорт" в своих выпусках красочно информируют публику о матчах АПЛ, и вкратце сообщают о результатах игр РФПЛ.

 

При этом в своих интервью Д. Медников (зам. гендиректора ВГТРК, главный редактор "России 2") поведал о быстром охвате новым каналом 10-ти, а затем и 30-ти млн человек и о том, что уже первая трансляция английского футбола на "России 2" (матч за Суперкубок "Челси" - "МЮ") имела высокий показатель TV-доли по Москве.

 

Но, во-первых, на лицо классическая ошибка современного ТВ-менеджера относительно официальных рейтинговых показателей. Ведь при их правильном концептуально-арифметическом понимании августовское значение TV-доли скорее вводит в заблуждение, чем отражает реальную картину популярности.

 

А, во-вторых, охват населения не означает, что все они будут автоматически подключать и смотреть новый канал, даже если по нему идет английский футбол.

 

Лучшая в мире футбольная премьер-лига? Но в общедоступном эфире отечественного ТВ она уже была. Как были и лучшая хоккейная лига (НХЛ), лучшая баскетбольная лига (НБА), лучшие в мире автогонки (Формула-1) и т.д.

 

Но в итоге оказывалось, что они особо-то и не востребованы. Зарубежный футбол и Формула-1 вызывали стабильный интерес не более чем у 2 %, а остальные "лучшие" –  менее чем у 1 % россиян. Для сравнения еще недавно РФПЛ имела показатель 12 %, а для Евро-2008 он был равен 52 % (проценты относительно всего населения старше 10 лет).

 

АПЛ на разогреве у РФПЛ?

 

Если же АПЛ это только ступенька для организации трансляций РФПЛ, создания и продвижения нового спортивного ТВ, то это тактически и стратегически выглядит как весьма сильный ход.

 

Для начала канал "Спорт 1" со всеми матчами английской премьер-лиги был включен в социальный пакет московским абонентам НКС. Но, как утверждают в ВГТРК, ведутся активные переговоры о его внедрении и в другие регионы, и в другие сети. Причем стоимость подписки в отдельных случаях (зависит от региона и оператора) составит 10-30 рублей в месяц.

 

В ближайшее время канал "Спорт 1" теоретически может охватить 50 млн или 35 % жителей РФ. Среди них почти 7,5 млн человек в той или иной степени являются болельщиками РФПЛ, а чуть более 1,5 млн – соответствующими поклонниками АПЛ.

 

При этом "Наш футбол" в течение года может потенциально охватить почти те же 50 млн человек или 7,5 млн болельщиков российского чемпионата.

 

Конечно, далеко не все любители футбола изначально готовы оплачивать просмотр контента, предлагаемого этими каналами. Но это уже дело грамотной или безграмотной реализации.

 

С появлением своего платного канала ВГТРК включилась в борьбу за право эксклюзивного показа чемпионата России. Не отказывается от этого и "НТВ-Плюс", контракт с которым истекает в текущем сезоне.

 

Продолжение следует.

Сергей Корытов, Аналитическое Агентство СК

Специально для @Sport.ru