Sport.ru / Футбол. Режиссёр фильма про Льва Яшина Игорь Волошин — о cъёмках картины и реакции вдовы легендарного вратаря на возможное приглашение Сергея Безрукова.

— Чем вас привлекает личность Льва Яшина?

— В людях меня всегда удивляла совокупность разных черт: красота, гений, талант, работоспособность, мастерство. Когда я сталкиваюсь со своим героем, то начинаю рассматривать его фотографии, хронику, пытаюсь понять его личность. Отсматривая тонны материала, которые мне передали продюсеры, я осознал, что в Яшине отразилось всё это: красота игры, души и голливудская внешность, которая ставила СССР в конкурентоспособное положение с западными странами через визуализацию образа. За границей ему дали прозвище Чёрный Паук. А ведь это мог быть абсолютно наш герой комиксов. Так вот мы собираемся сделать из него Паука.

— Будет ли в картине отражён внутренний мир героя?

— Определённо. Это был человек с большим сердцем. Он расстроился после поражения от Чили на чемпионате мира, но не осуждал людей, которые изменили к нему отношение. В одну секунду он превратился из короля, иконы футбола в изгоя. Моя задача привести эту историю на площадку. Поэтому скрупулёзно работаю над материалом и прошу продюсеров не спешить.

— Какому периоду жизни Яшина будет посвящён фильм?

— Три десятилетия. Всё будет сбалансированно. Главное, это судьба величайшего человека. Все привыкли, что есть такой вратарь, которого не пробить. Его все любили, а потом стали ненавидеть после двух пропущенных мячей. Это бред.

— Каково ваше отношение непосредственно к футболу?

— Я люблю футбол и всегда знал большие имена, но не мог представить, что смогу прикоснуться к этому так близко. В детстве я занимался дзюдо. Но отношение к футболу — как у всех. Если сейчас бросить передо мной мяч, я сразу начну играть. Прямо чувствую, как мяч ложится на ногу. Ощущение твёрдости и звук от удара — непередаваемы.

— Глава Счётной палаты РФ Сергей Степашин, возглавляющий рабочую группу по съёмкам фильма, сказал, что картина призвана изменить отношение к России в мире. Это так?

— Скажу честно, многие вещи, которые я услышал по поводу фильма, для меня были откровением. Я вообще не знал, что всё настолько серьёзно. Для меня это большой сюрприз. Мне очень нравится Яшин, и фильм будет о нём. Там нет никакого идеологического подтекста. Иначе мне было бы неинтересно работать. Я как был независимым кинематографистом, так им и остаюсь. Этот фильм также снимается на коммерческие деньги. С господдержкой у меня отношения складываются непросто.

— Главным цензором картины выступает вдова Яшина — Валентина Тимофеевна. Она говорила, что до этого момента забраковала шесть или семь сценариев.

— Пообщавшись с ней и посмотрев проморолик, я пережил катарсис. Однажды я встретился с Йоко Оно, женой Джона Леннона. Когда я взял её за руку, меня посетило странное чувство, как будто через меня прошла какая-то история. И вот когда я встретился с Валентиной Тимофеевной, меня буквально накрыло такое же чувство.

— Тем не менее пока она не представляет, как можно снять художественный фильм о её муже. Какой процент художественного вымысла закладывается в картину?

— Нельзя сделать фильм без художественного вымысла. Если так сделать, то получится "Википедия". Мы будем максимально точны в датах. Сценарий подразумевает, что будут отступления, которых не было, но которые могли быть в характере Яшина. В плане байопика всё будет предельно корректно — и личная жизнь, и взаимоотношения с коллегами.

— Капанец назвал трёх претендентов на главную роль — Григорий Добрыгин, Игорь Петренко и Евгений Цыганов. На ком вы остановитесь?

— Когда я прочитал сценарий, то понял, что Лев Иванович обладал чертами князя Мышкина, героя известного произведения Фёдора Достоевского. Важно отразить характер Яшина, его жизненную философию. У нас в стране есть выдающиеся актёры. Мы не могли остановить пробы, потому что все приготовились к ним, как к самому большому экзамену в своей жизни. Рассматриваем все варианты, в том числе любителей. Окончательно планируем определиться в октябре-ноябре. Будем искать человека без шлейфа "селебрити", который понравится Валентине Тимофеевне и только потом всем нам.

— Вас удивила реакция Яшиной, которая наотрез отказалась от приглашения Сергея Безрукова?

— Я начинал работать над фильмом "Высоцкий. Спасибо, что живой". Безрукова на картину, кстати, подтянул именно я. У меня было ощущение, что его игра даст фильму больше жизни. Также я думал и в этом случае. Мне кажется, что критика в адрес Сергея — это "заслуга" СМИ. Я не думаю, что Валентина Тимофеевна погружалась в актёрскую природу Безрукова, которая, бесспорно, велика. Другое дело, что всех актёров преследует шлейф предыдущих ролей.

— Если с главной мужской ролью вы пока не определились, то, может быть, определились с женской?

— Актрису однозначно будет утверждать Валентина Тимофеевна. Но её будут подбирать под актёра. Как сказала Яшина, она хотела бы видеть "курносенькую" девушку.

— Какие визуальные решения увидит зритель?

— Раньше футбол снимался по-другому. Это не были те рекламные ролики от первого лица в стиле Гая Ричи, которые мы видим сегодня, — необходимо это учитывать. Мы будем совмещать всё: и GoPro, и скоростные тележки. Мы не закрываемся и не уходим от зрителя в ретро. Мы пытаемся всё совместить и показать мир глазами Яшина и людей его эпохи. Но при этом, не побоюсь этого слова, это будет модный фильм в смысле технологий, потому что сегодня без этого, к сожалению, кино смотреть никто не будет. Сегодня изменились лица, люди, повадки, поэтому непросто найти человека, который бы соответствовал той эпохе. Для того чтобы сесть в машину времени и перенестись туда, нужно проделать огромный препродакшн.

— Вы будете использовать в картине документальную хронику?

— Я еще не уверен. Возможно, художественное будет взаимосвязано с документальным. С одной стороны, это никогда не помешает, но с другой — может быть лишним. Что касается плёнки, то сегодня в мире есть всего три режиссёра, которые продолжают с ней работать: Стивен Спилберг, Кристофер Нолан и Стоун. Дело в том, что снимать на пленку абсолютно невыгодно. Сегодня все спецэффекты можно сделать на пульте. Но если художественная задача потребует плёнки, мы уделим этому внимание, - рассказал Волошин в интервью "Известиям".