Олег Романцев: "Лучшие тренеры мира выросли на советских методиках"

Бывший главный тренер "Спартака" Олег Романцев высказался относительно работы Мурата Якина на посту наставника "красно-белых" и возможных перспектив в родном клубе Дмитрия Аленичева

Sport.ru / Футбол. Бывший главный тренер "Спартака" Олег Романцев в разговоре с ИТАР-ТАСС высказался относительно работы Мурата Якина на посту наставника "красно-белых" и возможных перспектив в родном клубе Дмитрия Аленичева.

- Нынешний наставник "красно-белых" Мурат Якин временная фигура?

- Пока у меня складывается впечатление, что да. Он пока не убедил ни меня, ни болельщиков в том, что его методы - это то, что нужно "Спартаку" для чемпионства. 

- В чём заключаются тренерские идеи Якина?

- Игра команды непонятна. Поэтому пока никаких идей не вижу. Он начал привлекать молодёжь. Но эта идея немного запоздала – до первого места 17 очков.

Вообще я не верю, что человек, который говорит с футболистами на разных языках, может донести до них свои идеи. Есть переводчик, но непонятно, как он переводит, потому что он не футбольный человек. Есть ведь специфические фразы. И не уж-то вы думаете, что игрок сможет проникнуться спартаковским духом, если переводчик скажет ему только "беги туда-то и туда-то"? Вот это проблема – приглашенные тренеры не хотят учить наш язык.

- Хоть какой-нибудь из последних матчей "Спартака" вам понравился? (Беседа состоялась до победы "Спартака" над "Рубином" 26 апреля)

- "Спартак" - одна из самых непонятных команд. Он может выдать хорошую игру, но это не гарантия, что следующая игра будет такой же или лучше. Первую игру в Казани против "Рубина" сыграли удачно, а потом команда начала "валиться". Какое-то поступательное движение есть: все-таки ребята сыгрываются, набирают физическую форму. Но о какой-то обнадеживающей игре я бы говорить не стал.

- В матче с "Мордовией" играли молодые Денис Давыдов, Вячеслав Кротов, были "стеночки", забегания…

- Да, но осталось всего шесть туров до конца. Если бы эти молодые играли бы с самого начала, сейчас, возможно, была бы не одна "стеночка" за матч, а в такой футбол играли бы 90% спартаковцев. У молодых пока нет опыта.

- Для болельщиков загадка, как игроки такого уровня, как, например, Патрик Эберт, могли попасть в "Спартак" и играть в нём.

- Присоединяюсь к вам. Для меня это тоже загадка. По каким параметрам "Спартак" приглашают, я не знаю.

- Может, это просто бизнес?

- Ну, это не ко мне вопрос. Хотим ли мы этого или нет, но болельщиков много, и они с руководства требуют. И, думаю, руководство очень хочет выигрывать.

- Кто в последнее время понравился среди спартаковцев?

- Никто. Но молодёжь вошла неплохо. Пожелаю им стабильности и роста. Ребров – хороший вратарь. Артём, пожалуй, один из немногих футболистов "Спартака", который не подводит команду. Это уже хорошо. Для вратаря это немаловажно.

- Какой выход видите из сложившейся ситуации? Иностранный тренер или…

- Да замучили уже иностранные тренеры. Моё мнение, что наши, российские тренеры не хуже, а даже во многом превосходят иностранных. Не всех, конечно, но тех, кого к нам приглашают. Наши специалисты более образованные в плане футбола. Это не голословие. Был в Голландии и разговаривал с Рональдом Куманом (главный тренер английского "Саутгемптона" - Прим. ТАСС). Он сказал: "Тренеры – голландские, немецкие, английские – все выросли на разработках советских специалистов. Как построить "физику". Тактику. Мы все читали ваших специалистов". Ну и почему же мы отказываемся от отечественных тренеров? Нет пророка в своём отечестве? Не может такого быть. Просто искать надо и доверять больше. И тренер, который проявил себя, должен иметь шанс пойти на повышение.

- Федуна просили, чтобы "Спартак" возглавил спартаковец. Он доверился Валерию Карпину. У Карпина не получилось. Сейчас просят взять ныне тренирующего тульский "Арсенал" Дмитрия Аленичева. Можно ли будет понять Федуна, если он скажет: "Вот я уже попробовал одного – не получилось, так что извините"?

- Вряд ли можно понять. Моё твёрдое убеждение, что такой клуб, как "Спартак", имеет не только традиции побеждать, но и традицию создавать тёплую, семейную обстановку. Никто не может ответить, что такое спартаковский дух, но он есть. Словами его не передать, это надо почувствовать. И вот игрок, который проникся, впитал в себя спартаковский дух, может передать его следующему поколению, своим игрокам. Не получилось у Карпина, но все равно должен работать спартаковец. От этого никуда не денешься.

- Аленичев созрел для большой команды?

- Откуда мы можем знать, если не проверим. Знаю, что человек он опытный: несколько лет работал со мной, с Жозе Моуринью, играл в хороший футбол, выигрывал Лигу чемпионов. Что ещё надо? Почему он не может быть тренером-победителем? Он же начал в "Арсенале" вообще с КФК (первенство России среди любителей, 4-й по силе дивизион чемпионата – Прим. ТАСС) и прошел путь до премьер-лиги. Значит, он что-то умеет, как вы считаете? Больше же никто такого не сделал.

- Аленичев за словом в карман не лезет. Такой человек во главе команды - это хорошо или плохо?

- В чём-то хорошо, а в чём-то - нет. Надо быть более гибким. Зачем всегда быть правдорубом? А может, ты не прав? Говорил я с Димой и неоднократно: "Будь более коммуникабельным и менее прямолинейным в общении и с журналистами, и болельщиками". Но ничего особенного в его высказываниях я не вижу. Никаких жёсткостей и грубостей он себе не позволяет.

- Допускаете, что Аленичев и Андрей Тихонов создадут в "Спартаке" тренерский дуэт?

- Когда эти перестановки будут, тогда скажу своё мнение. Пока говорим только на уровне мечтаний. Во-первых, место занято. И почему Аленичев и Тихонов? Главным может быть Тихонов, а ему помогать кто-то другой. А Аленичев ведь всё время с Димой Ананко в связке работает. Было бы мое желание, собрал бы всех (улыбается).

- Мог бы возглавить "Спартак" такой тренер, как Курбан Бердыев (в настоящий момент главный тренер ФК "Ростов" - Прим. ТАСС)?

- Он российский тренер. Он бы мог возродить команду.

- Его стиль игры, его видение футбола гармонирует со "Спартаком" и его традициями?

- В "Рубине" он исходил из тех игроков, которые у него были. Да, там была в основном оборонительная тактика. Но у него заиграли и Александр Бухаров, и Сергей Семак, и Алехандро Домингес. Игроки у него растут, а это большой показатель, даже один из самых главных.



Sport.ru

Материалы по теме:

Мостовой: "Крылья Советов" незаслуженно победили "Спартак"02.05.2026 13:50:25

Генич вступился за обвинённого в употреблении допинга футболиста Заболотного04.05.2026 07:44:29

В "Ахмате" ответили на вопрос об уходе Черчесова и сумме компенсации30.04.2026 18:51:32

Стал известен размер неустойки Челестини после увольнения04.05.2026 11:49:16

Олег Романцев: "Единственный, вокруг кого можно было построить команду, - Диего Марадона"28.04.2015 13:38:13

Другие новости:

Украинцы и казахстанцы устроили бойню в самолёте из-за политики 18.02.2025 19:15:03

В Финляндии заявили об обнаружении дрона, летевшего в сторону России03.05.2026 14:06:16

Комментарии

Войти или зарегистрироваться.
Комментариев нет
02.05.2026 13:50
Мостовой: "Крылья Советов" незаслуженно победили "Спартак"
.
Самарцы победили со счётом 2:1. 
Sport.ru/Футбол. Бывший футболист сборных СССР и России Александр Мостовой в разговоре с «СЭ» высказался о поражении «Спартака» от «Крыльев Советов» (1:2) в матче 28-го тура РПЛ.
«Те, кто не видел игру, удивятся счету. А те, кто смотрел — удивятся еще больше. «Крылья Советов» за весь матч переходили на чужую половину поля всего семь-восемь раз. У них было 27 процентов владения мячом и лишь три удара в створ. Но сейчас никого не волнует качество игры — важен результат.

По игре «Крылья» не заслуживали победы. Но кого это интересует? Они решают задачу выживания. А «Спартак» потерял очки, потому что трудно атаковать, когда все одиннадцать соперников стоят у своих ворот», — сказал Мостовой «СЭ».

После 28 туров «Спартак» занимает четвертое место в таблице РПЛ с 48 очками. «Крылья Советов», набрав 29 очков, идут десятыми.
30.04.2026 18:51
В "Ахмате" ответили на вопрос об уходе Черчесова и сумме компенсации
Станислав Черчесов
Специалиста отправляют в "Локомотив" и "Спартак".
Sport.ru / Футбол. Главный тренер "Ахмата" Станислав Черчесов не собирается покидать свой пост. Все спекуляции на эту тему в прессе являются мифом, сообщил спортивный директор клуба Руслан Газзаев.

"Не читаю никакие слухи и не хочу это даже комментировать. В контракте Черчесова нет никакой суммы компенсации за уход", - приводит его слова "Чемпионат".

Ранее сообщалось о том, что кандидатуру Черчесова рассматривают московские "Локомотив" и "Спартак". Железнодорожники пристальнее присматриваются к Черчесову, поскольку результаты команды при Михаиле Галактионове оставляют желать лучшего.

После 27 туров "Ахмат" с 32 очками занимает девятое место в турнирной таблице РПЛ.
03.05.2026 21:11
Заболотный прокомментировал сдачу положительного допинг-теста
.
Заболотный может быть дисквалифицирован. 
Sport.ru/Футбол. Форвард "Спартака" Антон Заболотный прокомментировал сдачу положительного допинг-теста.
- В моей карьере произошла ситуация, которая стала для меня серьёзным потрясением: последняя допинг-проба оказалась положительной. В связи с этим я получил временный запрет на участие в соревнованиях и тренировочной деятельности.

Хочу подчеркнуть, что за всю свою продолжительную карьеру я никогда осознанно не использовал запрещённые вещества и тем более не стремился получить какое-либо преимущество. Мои юристы добились снятия временного отстранения, и сейчас я могу тренироваться, участвовать в матчах и продолжаю выполнять свои обязательства перед клубом.

Разбирательство по делу будет продолжено после завершения сезона, и я намерен доказать свою невиновность. Я с уважением отношусь к процедурам и всем участникам процесса, а также благодарен "Спартаку", тренерскому штабу, партнёрам по команде и болельщикам за поддержку. По рекомендации юристов до окончания разбирательства я не буду давать дополнительных комментариев и прошу отнестись к этому с пониманием.
28.04.2015 13:38
Олег Романцев: "Единственный, вокруг кого можно было построить команду, - Диего Марадона"

Бывший главный тренер "Спартака" Олег Романцев поделился своим мнением об уходе Романа Широкова в "Краснодар"

Sport.ru / Футбол. Бывший главный тренер "Спартака" в интервью ИТАР-ТАСС поделился своим мнением об уходе Романа Широкова в "Краснодар".

- Как относитесь к Роману Широкову, который в зимнее межсезонье был отдан в аренду "Краснодару"?

- Как к футболисту, с симпатией. Лично не знаком.

- Почему у него не получилось?

- А почему не получилось? Это, наверное, у тренеров не получилось. Каждый хороший игрок – а мне доводилось работать с игроком более талантливыми, чем Широков – очень сложный человек. С ними надо уметь работать, разговаривать, наставить на путь истинный. Это мастерство тренера. К нему надо и по-особому относиться, бережно с психологической точки зрения. И уделять ему больше времени. Скажете, разделение в команде. Да нет. И футболисты все сами знают: он лучше нас, он "звезда".

Ну что такого в том, что Широков якобы ушёл с тренировки? Ну, почему-то же он ушёл, но никто не выяснил. А ребята, которые были на этой тренировки, говорят, что у него ногу "схватило", а врач был на другой стороне поля. Он доктору показал "мол, я ушёл" и ушёл. Так что вроде никакого криминала-то и нет. Но вот возник конфликт. Вроде, он самовольно ушёл с тренировки. У меня уходили с тренировки, и, конечно, за это получали. Но с ними разговаривали, и, естественно, возвращались.

- Вокруг Широкова можно построить команду?

- Вокруг одного игрока - нет. Должен быть стержень. С тремя игроками можно. Желательно, чтобы они играли в центральной оси, но не обязательно. С таким каркасом уже можно лепить команду. Единственный игрок, против которого и я сам играл, и моя команда играла, и вокруг которого можно было построить команду, - это Диего Марадона. Но это гений.

- Нередко высказываются мнения, что "Спартак" расстается с футболистами некрасиво, особенно со своими воспитанниками. Один из последних примеров – Артём Дзюба. Что скажете об обстоятельствах ухода Дзюбы из команды? Как оцените личностные качества Дзюбы, когда-то обозвавшего Унаи Эмери "тренеришкой"?

- Отзываться так о тренере, каким бы он ни был, нельзя. С другой стороны, и в команде создана такая обстановка, что этот игрок им оказался не нужен. Опять же, сложный человек. С Артёмом я хорошо знаком и много разговаривал. Он производит впечатление умного человека. Он прислушивается  к тебе. Знаете, бывает такое, что человек смотрит пустыми глазами. А Дзюба – с любопытством. После разговора всегда говорит: "Спасибо, я понимаю". Но раз его довели до такого, значит, что-то произошло. В любом случае, я не одобряю такое высказывание в адрес тренера. Думаю, Артём сам жалеет, что такое сказал. Я до сих пор являюсь противником послематчевых пресс-конференций. И сам частенько их пропускал, за что был неоднократно оштрафован. Так и с Дзюбой. А успокоился бы, возможно, и не отзывался так о тренере. Тем более, ситуация простая. Если тренер не нравится, что надо сделать? Подойти спокойно и сказать: "Извините, я хочу уйти из вашей команды".

- Возвращаясь к вопросу, есть ощущение, что "Спартак" некрасиво расстается именно со своими воспитанниками?

- Я понял ваш вопрос, пытался завуалировать, но видимо не получится. Есть такая неприятная традиция. Но сейчас этого меньше. И всё же клуб ветеранов есть. Мы всех, кто заканчивает карьеру футболиста, провожаем. За это надо сказать спасибо руководству "Спартака". Началось это при мне, но до сих пор ветеранов поддерживают. А сейчас вряд ли кто-то из футболистов уйдёт из клуба недовольным, если только не будет конфликта с тренером или руководством.

- Та же ситуация с Тихоновым. Он уходил из тренерского штаба "Спартака" дважды. 

- Почему он не остался - это вопрос к Якину. Вам не меньше меня известно, с каким огромным штабом приезжают иностранные тренеры. Кого они только не привозят! И с ними трудно разорвать контракты, потому что каждый специалист в штабе подписывает своё соглашение с клубом. Огромные неустойки и прочее. Я сейчас не про Якина говорю, а в целом об иностранных специалистах. Конечно, Тихонов – символ "Спартака", тот же Егор Титов, Александр Мостовой… Сашу я спрашивал при встрече: почему ты не работаешь, не тренируешь? Мостовой ответил, что никто не приглашает. Человек с такими знаниями, опытом, такими футбольными мозгами. Нет, мы все смотрим на запад. Кто там еще безработный? Приезжайте в Россию.  Юрий Никифоров тоже вдумчивый парень, в Казахстане работает. Мы забыли Витю Онопко, который как был скромным игроком, теперь остается таким же скромным тренером. С огромными знаниями, авторитетом. Игорь Ледяхов тоже работает. Всегда такой весёлый. Почему бы россиян не попробовать? По крайней мере, они не привезут с собой половину Бразилии или Италии. Не получится – ну что ж, бывает всё. Всегда же можно помочь.

28.04.2015 13:18
Олег Романцев: "Нет у "Спартака" другого места, кроме первого"

Экс-наставник "Спартака" Олег Романцев высказал своё мнение о работе Валерия Карпина у руля "красно-белых"

Sport.ru / Футбол. Экс-наставник "Спартака" Олег Романцев в интервью ИТАР-ТАСС высказал своё мнение о работе Валерия Карпина у руля "красно-белых".

- После вашего ухода в "Спартаке" сменилось 10 главных тренеров. Чья работа вам понравилась больше всего?

- Да я всем желал удачи. Но пока не видел тренера, который хотел возродить спартаковские традиции, каждый делает своё. Но, может быть, это и правильно: зачем лезть в то, в чем не разбираешься (улыбается)?

- Эти тренеры становятся заложниками требовательности спартаковских болельщиков?

- Однозначно. Нет у нас другого места, кроме первого. Они стараются разными способами – кто-то "гоняет", кто-то больше длинных передач. А когда ты подписываешь контракт, разве не знаешь куда? Занимать пятое-шестое место? Оцени свои возможности. Идёшь в такую команду – первое, должен изначально быть готов, что с тебя все будут требовать только первого места. Второе, посмотри, готов ли ты с такой игру занимать первое место? А так идти безоглядно, на мой взгляд, неправильно.

- Почему не получилось у Валерия Карпина?

- Трудно сказать. Всё-таки у него состав был хороший, с игроками, которые в других командах заиграли и стали ведущими. Может быть, не хватило терпения у него или руководства. Хотя времени ему дали достаточно.

- Его упертость сыграла свою роль? Например, в вопросе вратарей. Была чехарда на этой позиции, что приводило, в частности, к поражениям.

- С одной стороны, это, может, как вы сказали упертость, а с другой, может, вера в игрока. Мне непонятна была вера Карпина в Рафаэля Кариоку. Он хороший игрок, отправили его в Бразилию – он там кумир. Приехал сюда – недовольное лицо, отбывает номер, передачи назад и поперёк. Такой игрок не нужен "Спартаку". У Широкова, пусть он и более медленный и менее техничный, две из трёх передач – попытка сыграть вперёд. А так – назад и поперёк, на свободных мячах – и я так смогу в свои 61 год. Кариока не приносил команде пользу, а его все ставили и ставили. А ведь этим ломается игра. Один раз открылся футболист (особенно крайние хавы, у которых работа сумасшедшая) – не дали, второй раз открылся – не дали, на третий раз даёт – а тот уже не побежал: "Что ж я, лошадь ломовая туда-обратно бегать?". И уже структуры, четкости, построения игры нет. А какой игре может идти речь, если такие, как Кариока, играют не для команды, а для себя.

- У Карпина есть задатки тренера-победителя?

- Ну а почему нет? Он знающий, поработал в хороших командах, работал при нормальных тренерах. Он впитывает знания, как губка.