Если подмосковный "Сатурн" объявил о своей скоропостижной "смерти" загодя – в последний день 2010 года – то пермский "Амкар" отложил эвтаназию на послепраздничное время. @Sport.ru делает робкую попытку догадаться, почему уральцы так этого хотели, а также ищет положительные стороны насильного спонсирования клубов премьер-лиги и, о чудо, находит их…

Вот почему Валерий Чупраков сначала устроил всем СМИ сенсацию, заявив, что "Амкар" снимается с чемпионата и точка, а затем скромненько-то сообщил, что точка в вопросе ещё не поставлена? Были уже у него на то причины, правда? Конечно, были, у болельщиков появилось время выйти на митинги, написать открытое письмо премьер-министру, президенту…

Между прочим, по идее, эти письма пишут и митинги устраивают те же самые люди, что не ходят на пермскую "Звезду", а значит не готовы и мизинцем пошевелить ради того, чтобы их клуб просто существовал… А потом письма, митинги и так далее – это вообще одни и те же люди делают, подтверждая поговорку про русского мужика, пернатых и перекреститься?

А вот как бы вы в таких случаях поступили? Вот вы находитесь в правлении футбольного клуба, который кто-то спонсирует. Кто – не только не важно, но вас не очень-то это вообще волнует. Вот каждый год вам приходит бюджет, вы его распределяете, платите себе зарплаты – никаких аналогий, это чистая фантазия – а потом вам говорят, что денег больше не будет. Что вы сделаете? Кинетесь искать спонсоров? Не найдёте, даже если кинетесь, но ведь не кинетесь.

Намного проще  найти 301 человека, один из которых напишет письмо, триста подпишут, а все они вместе отправятся на митинг. В итоге вы получите новых спонсоров, деньги, зарплаты… Ведь так сделаете? Разумеется, это не про наш футбол и, не дай бог, не про "Амкар"… Это просто фантазия, которая кажется очень реальным вариантом для недобросовестных профессионалов.

Именно поэтому решение по "Амкару" отложено, а будет оно, скорее всего, оживляющим в прямом смысле этого слова. Если "Сатурн" уже снялся, то в случае расставания с "Амкаром" в следующем сезоне в премьер-лиге будут играть четыре (!!!) клуба первого дивизиона – 25%, что вы по этому поводу думаете?  По мне так это не чемпионат, а выездной театр, в который перед сезоном актёров по объявлению набирают.

А чего ж "Сатурн"-то гибнет? Потому что у "инопланетян" есть свой премьер, президент – губернатор Громов, который и инициировал в последние годы спонсорство и просто существование "Сатурна". Раз он решил, что клуб больше не может существовать на прежнем уровне, значит так и будет, потому что без него сход с орбиты состоялся бы уже очень давно.

Что же мы имеем в сухом остатке? Что в ближайшие время у "Амкара" появится новый спонсор, может несколько. И вот тут возникает вопрос: "А есть в э том хоть что-то хорошее?" Представьте потенциальных спонсоров, которым завтра позвонят и скажут, что у них новый проект, в котором они в любом случае должны участвовать, причём доходов никаких, а расходов на хорошую общекорпоративную новогоднюю премию. Немного печально.

И вот приходит один такой "приказ", через год другой, контракты с бедствующими рассчитаны не на один год, а отдачи никакой… Может быть в этом случае руководство спонсоров подумает о том, чтобы научить своих подопечных зарабатывать, а не только тратить... Ведь у них есть отличные специалисты по маркетингу, которые по всей стране продвигают продажи бензина, металла, чего-то там ещё…

И вот тут-то начнётся отдача – клубы повернуться лицом к своему болельщику, создадут ему условия (правда, наш ленивый болельщик со словами "Лучше бы нам деньги раздали", может предпочесть этому давно знакомую компанию солидной доли алкоголя и дивана), начнут зарабатывать, обеспечивать себя…

Вот только задачка – вы смогли бы продавать бензин по всей стране так же успешно, как это делает любой из топ-менеджеров "Лукойла"? Уверяю, смогли бы. Потому что перефразируя великолепного Гришковца – только они уверены, что только они могут делать эту работу столь успешно по одной простой причине – им не подвластны те рычаги, после неудачного нажатия на которые люди перестанут заправлять машины. Вот и всё, а значит учить клубы маркетингу некому – спонсорам придётся давать деньги.

Когда-то к нам в страну приехал первый футбольный легионер, потому тренер, судья, тренер сборной… Не пора ли задуматься о приглашении немножко другого рода специалистов? Сколько например стоит глава маркетингового отдела "Арсенала" и какой наш клуб не может себе этого позволить? Затраты-то окупятся в любом случае, а это лучше, чем по примеру "Зенита" показывать прибыль, исходя из которой каждый болельщик клуба – даже школьник и студент – принес в клуб 100 тысяч $.

Алексей Данилов, @Sport.ru

Sport.ru