Кому-то кажется, что в "Зените" приключился кризис жанра. Но Лучано Спаллетти вряд ли так думает – ему не привыкать опускаться на землю с большой высоты. @Sport.ru рассуждает о прошлом, настоящем и будущем итальянского специалиста, приходя к выводу, что никуда ему с питерской подводной лодки не деться.

 

Главный тренер "Зенита" на фоне соотечественников-коллег по амплуа кажется каким-то чересчур простецким. Хотя бы потому, что даже в питерский период карьеры Спаллетти тяжело охарактеризовать одной фразой или эпитетом. Почти у каждого тренера было за что зацепиться. Все знали, что Фабио Капелло в юности был искусным чертёжником, а Марчелло Липпи никогда не расстаётся с сигарой. Альберто Дзаккерони опознавался по странной улыбке по поводу и без, Серсе Косми – по головному убору, а Массимо Аллегри – по аллергии на атакующий футбол как таковой. А Лучано? То-то же. Пока итальянец не удивил публику сначала чемпионским стриптизом, а потом и лёгкой сменой имиджа, то даже зацепиться было не за что.

 

Но только сейчас понимаешь, что простота эта идёт на пользу. Тому же "Спартаку" в прошлом сезоне в какой-то момент мешало излишнее внимание со стороны, ведь Валерий Карпин был горазд высказаться о нежелающем ехать в Россию Фалькао и на прочие злободневные темы. Он и сейчас может подбросить акулам пера повод пошуршать орудиями труда, но смотреть-то всё равно все будут на Эмери. А испанец сейчас куда больше делает, чем говорит и эпатирует.

 

"Многие испытали культурный шок, когда узнали, что коллекционирует итальянец"

 

В России немногие успели заметить, что Спаллетти не особо падок на роскошь ("Я выбрал нормальную, обычную квартиру. Не люблю тех, кто говорит: у вас все есть, у вас должны быть вещи, которых нет у нормальных людей. Я живу как все. Ем три раза в день, а не четыре. Смотрю в один телевизор, а не в два. Зачем смотреть в два, если мне достаточно одного?"). В Италии это заметили уже давно. Однажды посчастливилось наткнуться на интервью тогда ещё малоизвестного тренера, который словно из ниоткуда появился в "Удинезе". Тогда он сказал одну предельно простую вещь – когда мои сверстники лет в шестнадцать мечтали о дорогом костюме и шикарной машине, мне хотелось всего-навсего стать игроком любимой "Фиорентины". Да, такие люди находились даже в Италии семидесятых.

 

В те времена большинство тренеров всегда ставили во главу угла человеческий фактор, и лишь потом задумывались о тактических изысках. "Удинезе" Спаллетти был таким же простым и примитивным на первый взгляд, однако при более подробном рассмотрении оказывалось, что фриульцы играют в весьма эффектный футбол. "Рома" смотрелась несколько иначе, хотя бы потому, что там был явный лидер, с которого абсолютно всем необходимо было сдувать пылинки. Но и там присутствовала эта самая лёгкость. Но у Лучано никогда не получалось сиюминутно превращать воду в вино – он явно не пожарный.

 

Именно поэтому Спаллетти нынче нельзя соваться ни в "Милан", ни в "Интер". Он и в "Зенит" ведь когда-то шёл не ради сиюминутного результата, а ради того, чтобы навести порядок как в клозетах, так и в головах. Итальянский специалист это сделал, пускай и не без лишних вопросов. Ему действительно есть что вменить в вину. Не зазорно было бездумно стоять на ноль против "Порту", ведь там цель оправдывала средства. А вот проиграть "Бенфике" было зазорно, особенно так, как это сделали питерцы. Если Витсель не прыгает в отчаянные подкаты сзади от безысходности, а ударяется в креатив, то это означает, что команда-соперник ничего не пытается создать впереди.

 

Вообще, Брайан Клаф на старости лет сказал верно: "У действительно великих тренеров не бывает много поражений, но чем их меньше, тем они болезненнее". А ведь и в самом деле, поражения Спаллетти в Санкт-Петербурге запомнились почти все до единого. Странноватый вылет из Кубка России от "Динамо", трагическая случайность в Осере, "Твенте", "Бенфика"… Но один лишь исторический выход в плей-офф Лиги Чемпионов перекрывает собой эти сиюминутные провалы. Да и среди болельщиков других команд, даже московских, Спаллетти остаётся весьма уважаемой персоной. Наверное, в том числе и потому, что всегда остаётся вежливым и сдержанным.

 

"В России немногие успели заметить, что Спаллетти не особо падок на роскошь"

 

И неординарным. Многие испытали культурный шок, когда узнали, что коллекционирует итальянец. "У меня есть свои страсти. Кто-то коллекционирует старые машины, кто-то собирает часы. Я коллекционирую молотки. Эта вещь нравится мне больше всего. У старых молотков есть одна особенность – они все сделаны вручную, у всех них есть различия. Те, что были сделаны на конвейере, меня не интересуют".

 

Даже непопулярные решения Спаллетти можно легко объяснить. Едва придя в "Рому", он развязал скоротечную и победоносную войну с Антонио Кассано. Позже Лучано объяснял это тем, что должен был показать наличие железной руки в команде, где после Фабио Капелло за год сменилось четыре тренера. Наверное, именно таким образом кто-то может попытаться объяснить и перевод в дубль Денисова и Кержакова, ведь после неудач с "Рубином", "Тереком" и "Малагой" кому-то могло показаться, что наставник потихоньку теряет нити управления командой. Хотя дело, естественно, не в этом.

 

Вывод здесь может быть лишь один – отпускать Спаллетти нельзя. Особенно в кризисный "Милан", который по наполнению клубного бюджета вот-вот сравняется с "Тереком". До этого, знаете ли, немного осталось.

 

Иван Манчев, @Sport.ru