Как обыграть "Барселону". Часть первая

Современная "Барселона" Хосепа Гвардиолы по мнению большинства – одна из лучших команд за всю историю футбола, если вообще не лучшая. Неужели этот самый лом, приёма против которого не существует?. @Sport.ru решил, что никого не обидит, если представит ту систему игры, против которой сине-гранатовые будут бессильны…

Современная "Барселона" Хосепа Гвардиолы по мнению большинства – одна из лучших команд за всю историю футбола, если вообще не лучшая. Такого сочетания стабильного результата и воздушности игры не видовали даже самые бывалые футбольные болельщики и аналитики. Но неужели этот самый лом, приёма против которого не существует?. @Sport.ru решил, что никого не обидит, если представит ту систему игры, против которой сине-гранатовые будут бессильны…

Знаете, после того, как в этом тексте будет поставлена последняя точка, каждый, кто когда-либо играл против "Барсы" или просто играл в футбол, подумает про себя или вслух "Легко сказать". Но стоит сразу условиться, что никто не говорит о лёгкости, речь на данный момент о возможности. Первая часть посвящена тому, как против "Барселоны" не пропускать голов – задача на самом-то деле намного более сложная, чем забивать "Барсе"… Но это уже во второй части.

Мысли о том, что такой материал сугубо тактической направленности напрашивается, появились ещё после матча с "Реалом", который сине-гранатовые живьём растворили в кислоте. Ведь "Реал" тоже не пальцем делан, а Жозе Моуриньо "Барсу" уже обыгрывал, правда катаньем. Начнём с того, кому и чему надо противостоять. Практически на любой наглядной схеме мы увидим, что в центре нападения у "Барселоны" играет Месси, слева от него Вилья, справа Педро. В центре полузащиты орудуют Хави с Иньестой, сзади их страхует Бускетс, а по краям действо поддерживают Адриано (слева) и Алвес.

На самом деле Месси играет оттянутого нападающего, а центрфорвардами команды время от времени становятся и Адриано, и Алвес, и Педро, и Вилья, и Иньеста с Хави, даже Бускетс, кто угодно… Техника и талант игроков позволяют играть без каких-либо привязок к позициям, а физподготовка позволяет избежать каких бы то ни было провалов в обороне – по причине той же самой – отсутствия привязок к позициям.

Чаще всего атака "Барсы" начинается с короткой, но очень быстрой перепасовки в середине поля, в результате которой один игрок остаётся без опеки – именно он и развивает нападение ближе к чужой штрафной – за счёт подключениях дополнительных сил – чаще всего, защитников. Соперник реагирует ожидаемо – полузащитник идёт перекрывать лишнего подключившегося, а значит освобождается зона в полузащите для любого из тройки – Хави-Иньеста-Букетс или же в редких случаях для Месси, который решает посолировать.

Именно в этот момент начинается "Барселона". Как только в нескольких метрах от радиуса штрафной мяч получает боле-менее свободный Хави, вероятность гола возрастает в разы. С мячом ли капитан или Андрес – на них никогда не выбрасываются защитники – справедливо боятся быть обыгранными или обдурёнными. Техника позволяет обоим отдать любую передачу – короткую, длинную, низом или верхом,  подрезку, закидку… Что угодно. И они делают это.

Потому что с той самой секунды, как Хави получает мяч, на линии офсайда начинается броуновское движение – у игрока с мячом новое предложение каждые 2-3 секунды. При этом 2-3 защитника, что играют в центре, по инерции бросаются за каждым, кто врывается в их зону, а значит обязательно остаётся неприкрытый игрок, потому что врываются, как мы посчитали выше, поочерёдно и иногда частично одновременно 6-7 человек. Получается, что вся красивая игра "Барселоны" чрезвычайно шаблонна – это как рисование цветочков циркулем – ничего сложного, только ставь и крути, но каждый раз что-то новое и красивое.

А теперь самое интересное – как этому противостоять. Бытует мнение – чаще всего у брата-журналиста или комментатора – что прессинг заставляет соперника нервничать и ошибаться. Всё верно, но это не про "Барсу". Каталонцы по причинам, уже раза два описанным выше, выйдут из-под любого прессинга за очень редким исключением. Одна и та же команда порой позволяет себе прессинговать на чужой половине поля и бояться подойти к Хави, который дефилирует с мячом вдоль штрафной. Это команда неизменно проигрывает "Барселоне".

Оборона против сине-гранатовых должна начинаться на своей половине поля – что-то вроде того, что первые минут 15 пытался демонстрировать на "Камп Ноу" "Арсенал" – не получилось, потому что устал, а устал, потому что получил слишком много указаний от Венгера – Клиши непременно убегал из зоны за Алвесом или Месси – получите гол. Насри слева пытался бороться в греко-римском стиле с Алвесом – в итоге оставался без мяча и применения возле средней линии, а у Хави возникало лишнее предложение. Главное условие успешной обороны против "Барселоны" – зонная игра. Попытки подстраховать себя и партнёра одновременно похвальны, но бессмысленны. Прессинг, если в данной интерпретации, его можно так назвать, имеет место быть только на своей половине полня – аналогичные действия на чужой будут фундаментом для опасной атаки соперника или сразу гола. Ни один футболист, сколько бы у него сердец не было, не должен терять позиции, за исключением явных случаев необходимой подстраховки То есть Алвес обыграл крайнего полузащитника и идёт в обыгрыш на защитника – страховать его должен центральный защитник, а не игрок середины поля – именно в этом случае будет минимальный дисбаланс по позициям.

Сколько бы ни было игроков в атаке у "Барсы", если за ними толпами не будут бегать оборонцы, чаще всего врезаясь друг в друга, а будут играть по мячу (!!!), Хави можно будет и не закрывать. Но если следовать вышеописанной логике, играть по мячу, держать свои позиции, то члены тех толп, что сейчас бегают за Вильей и Педро, будут находиться как раз в радиусе штрафной и явно мешать Хави или Иньесте.

Против "Барселоны" не нужны Дяди Стёпы в обороне – намного более полезными будут игроки, которые привычны к тому, что им могут "закинуть за шиворот"  - игроки, которые имеют опыт выступлений на позиции опорного полузащитника. Но даже от них будет немного пользы, если в команде нет либо опытного вратаря, читающего игру, как Букварь, либо же защитника-лидера обороны с аналогичными талантами. Если не будет последнего, всё сказанное выше – порча бумаги. Хави не нужно управлять Хаосом, потому что мяч летит быстрее, чем защитник бежит, а вот хаос в обороне (если играть лично с каждым) невозможен по той же самой причине – защитник медленнее мяча. Именно поэтому атака всегда сильнее обороны при прочих равных, именно поэтому зонная игра против "Барсы" будет иметь успех, но только к том случае, если будет подсказ из самого тыла.

Алексей Данилов, @Sport.ru   

P.S. Предлагаю посмотреть вот эти нарезки, а затем ещё раз перечитать. Но если хочется поспорить, лучше пересмотрите несколько матчей, как сделал я – даже безголевых можно (намного показательнее). Если, конечно, такие найдёте)





Sport.ru

Материалы по теме:

Акинфеев записал обращение и сообщил, что не вернётся в состав ЦСКА21.04.2026 18:29:57

В "Спартаке" высказались о пенальти в пользу "Краснодара"24.04.2026 00:04:21

Соболенко объяснила, почему в её боксе сидел вратарь "Реала" Куртуа24.04.2026 01:58:11

Экс-судья РПЛ высказался о пенальти "Спартаку": "Хватит, давайте себя не обманывать"24.04.2026 20:18:05

Главный тренер "Краснодара" Мусаев высказался о победе над "Спартаком"23.04.2026 22:54:56

Другие новости:

Украинцы и казахстанцы устроили бойню в самолёте из-за политики 18.02.2025 19:15:03

Правительство предоставит субсидии для патентования российских разработок за рубежом22.06.2016 09:50:42

Поделиться:

Комментарии

Войти или зарегистрироваться.
17.03.2011 20:43сепа
В тбилиси так все разговаривают или как?
17.03.2011 19:46nubastron
Слышь, ДинамоТбились, подай пример и заткнись сам, ты хоть раз слышал о тактике и стратегии? Если нет, то твой базар здесь не нужен. Умник такой нашёлся, лучше посчитай сколько голов Барса забила из-за кантуженых судей и сколько вообще они им помогают, за примером далеко ходить не надо, за что удалили ван Перси в прошлом матче? И это при счёте 1:1.
17.03.2011 08:03dzuba
DinamoTbilisi там где я базарю тебе слово сказать не дадут. и ты кто такой такой вобще?? всем рты тут затыкаешь, оскорбляешь, давно ли тв с ветки спрыгнул??
17.03.2011 07:44dazg1az
DinamoTbilisi Очень рекомендую посмотреть матч Челси-барсик. 2009 После таких матчей мало у кого в защиту язык поворачиваеться .
16.03.2011 23:12dzuba
dazg1az понаблюдайте за зенитом не со стороны болельщика
16.03.2011 22:38Scorp9891
Моё мнение такое,что с Барселоной следует играть так как это делал Рубин в прошлом розыгрыше ЛЧ,да и в этом тоже,игра прошлого розыгрыша очень показательна,наистрожайшая игра в защите,удержание своей позиции, молниеносные котратаки.Конечно можно сказать,что не всякая команда сможет так строго сыграть в обороне,но скажите много ли команд сможет с барсой сыграть в окрытый,атакующий футбол,при всем нам известном условии,что разрушать легче чем созидать,отсюда вывод что залог успеха в игре против бпрселоны лежит в соблюдении строжайшей дисциплины в обороне и это как мне кажется понятно многим из нас
16.03.2011 21:45сепа
Согласен с dazg1az
16.03.2011 21:09dazg1az
dzuba я всего лишь наблюдатель. но когда ситуации начинают повторяться невольно задумываешься о систематичности. Не бывает такого чтобы команда в трудный момент важного матча всегда получала какой нибудь плюсик пенальти удаление гол с оффсайда. Представьте что каждый раз когда вы оказываетесь без денег вы находите на улице тысяч 10! хорошо в 1 раз поверю, 2??? вы явно счастливчик! 3? 4? 5?.... Вы же понимаете что такое стечение обстоятельств просто абсурдно. но почему то применимо к барсикам... может не всё так случайно как кажеться?
16.03.2011 19:48nubastron
По моему субъективному мнению замечу, что ВСЕ очень много думают как бы не пропустить от Барсы, это их главная ошибка, они заранее признают что они слабее соперника. Вспомните что говорил Курбан Бердыев своим перед матчем с Барсой, он сумел их убедить что они могут обыграть их, что они такие же люди как все и им это удалось! Если бы Рубин приехал за ничьёй 0:0, то уехал бы с 0:5. И Манчестер Юнайтед, и Интер (и Челси если бы не судья-сволочь страдающий слепотой), сумели выбить Барсу с ЛЧ, во многом благодаря тому что очень много атакавали. А ведь кроме 2 центральных защитников и вратаря, игроки Барселоны по сути все являются атакующими футболистами и отличных навыков оборонцев у них нету. Поэтому, атакуйте! Но не пропустите контр-атаку. Надеюсь вы меня поняли.
16.03.2011 19:12dzuba
авторитетный спец. это я не про себя
21.04.2026 18:29
Акинфеев записал обращение и сообщил, что не вернётся в состав ЦСКА
Игорь Акинфеев
Голкипер обратился к болельщикам из-за неожиданных проблем.
Sport.ru / Футбол. Голкипер и капитан ЦСКА Игорь Акинфеев обратился к болельщикам команды и сообщил, что в ближайшее время не вернётся в состав команды.

По словам футболиста, его травма, полученная в начале апреля в матче с "Акроном", дала осложнения в виде воспаления, поэтому ближайшие матчи Акинфеев пропустит.

"Да, на данный момент есть небольшое воспаление, которое произошло впоследствии той травмы. Поэтому восстановление затянулось немножко подольше. Но ничего страшного - что Бог ни делает, все к лучшему", - сказал футболист в видеообращении в своём телеграм-канале.

Кроме того, он призвал болельщиков поддержать команду в матче 26-го тура РПЛ против "Ростова", который пройдёт 21 апреля. Начало в 19.45 по московскому времени.
Поделиться:
24.04.2026 00:04
В "Спартаке" высказались о пенальти в пользу "Краснодара"
Артём Чистяков
"Быки" прервали победную серию москвичей.
Sport.ru / Футбол. Если судья назначил пенальти в ворота московского "Спартака" в матче 26-го тура РПЛ против "Краснодара", значит, повод для этого был. Таким мнением поделился с журналистами генеральный директор красно-белых Сергей Некрасов.

"Если поставили, значит был", - приводит его слова РИА Новости.

Эпизод произошёл в самом конце первого тайма. Мяч попал в руку Наилю Умярову, после чего ВАР подсказал главному арбитру встречи Артёму Чистякову пересмотреть момент. В результате тот указал на 11-метровую отметку.

Благодаря пенальти уступавший в счёте "Краснодар" смог отыграться, а во втором тайме забил победный мяч (2:1).
Поделиться:
24.04.2026 01:58
Соболенко объяснила, почему в её боксе сидел вратарь "Реала" Куртуа
Арина Соболенко
Соболенко ответила честно. 
Sport.ru / Теннис. Арина Соболенко объяснила, почему во время её стартового матча на турнире WTA-1000 в Мадриде в её боксе находился вратарь "Реала" Тибо Куртуа.

В матче второго круга первая ракетка мира обыграла американку Питон Стирнс со счётом 7:5, 6:3. Эта встреча стала для Соболенко первой официальной на грунте в сезоне-2026.

Соболенко оценила свою игру в первом матче на грунте в сезоне

"Кажется, в прошлом году я должна была пойти на матч "Реала", и он написал мне, приду я или нет. Потом он работал с моим парнем, так мы и познакомились. Перед сегодняшним матчем я впервые встретила его лично. Он очень приятный человек. Здорово получать такую поддержку в Мадриде", - сказала Соболенко в интервью на корте.
Поделиться:
23.04.2026 22:54
Главный тренер "Краснодара" Мусаев высказался о победе над "Спартаком"
Мурад Мусаев
Мусаев назвал матч очень сложным. 
Sport.ru / Футбол. Главный тренер "Краснодара" Мурад Мусаев подвёл итоги матча 26-го тура РПЛ со "Спартаком". Встреча, проходившая в Москве, закончилась победой южан со счётом 2:1.

Мостовой раскритиковал судью за пенальти в ворота "Спартака" в матче с "Балтикой"

"Очень сложный матч, малая обойма футболистов. Тяжёлый график, постоянно кто-то выпадает. В первом тайме ничего не получилось, проваливались в прессинге. "Спартак" отличная команда, поставленная игра. Хорошо, что ушли на перерыв 1:1. В перерыве сделали коррективы, во втором тайме сыграли лучше. Нашли два момента, один не забили, второй забили. Дальше тоже сложная игра с Махачкалой", - приводит слова Мусаева "Чемпионат".

"Краснодар" после этой победы набрал 57 очков и поднялся на 1-е место в турнирной таблице.
Поделиться:
24.04.2026 01:13
Андрей Тихонов назвал пенальти в ворота "Зенита" в матче с "Краснодаром" "запредельным издевательством"
Андрей Тихонов
Тихонов очень недоволен судейством. 
Sport.ru / Футбол. Бывший футболист, а ныне тренер Андрей Тихонов, подверг критике решение арбитра Алексея Сухого назначить пенальти в ворота "Зенита" в матче 26-го тура РПЛ с "Локомотивом".

Мостовой раскритиковал судью за пенальти в ворота "Спартака" в матче с "Балтикой"

В концовке Сухой назначил 11-метровый удар, который не реализовал Николай Комличенко. Встреча команд закончилась ничьей - 1:1.

"Запредельное издевательство над футболистами. Это просто ужас, это не пенальти", - приводит слова Тихонова "Матч ТВ".
Поделиться:

НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ

Последние новости раздела