После того как мы наконец-то разобрались с правильной  трактовкой такой исконно русской забавы как бросание бананов на футбольные поля, по воле судьи Владимира Казьменко и нападающего "Спартака" Эменике нам пришлось разобраться в тайнах нигерийской паралингвистики, то есть науки о жестах. @Sport.ru спрашивает своих читателей – а не слишком ли много вокруг нашего футбола нефутбольных вещей.


 
По количеству дурацких скандалов нынешний чемпионат России бьёт все рекорды. Может потому, что слишком длинный, но есть подозрение – потому, что является отражением нашей жизни, где объём информации (зачастую ненужной) необходимой для существования в социуме увеличивается в геометрической прогрессии.

Вот, к примеру, ещё 5-6 лет назад никто и не догадывался, что брошенный на поле банан может вызвать информационный взрыв, а сейчас плоды этого травянистого растения можно приравнять к файерам и прочей фанатской пиротехнике. Да что там – банан ведь опаснее во сто крат! Дошло даже до того, что некоторые российские комментаторы видя на трибунах манчестерского стадиона "Истлэндс" надувные бананы начинают вслух размышлять, что бы это означало… А означает это на самом деле… Ничего не означает – пришла как-то на стадион "Манчестер Сити" компания болельщиков прямо с пляжа, с надувными мячами и бананами, всем понравилась и зародилась такая традиция. Люди не заморачиваются на предмет того, что это означает – просто прикольно. И всё. Ничего более – никакого символизма.

У нас же символизм, потаённый смысл ищут везде. Вот и судья Казьменко просто не мог себе представить, что у нигерийца Эменике может быть своя система жестов, отличная от нашей и увидел то, что ему захотелось, ведь нужно было обязательно найти объяснение этому жесту, который мог вообще не значить ровным счётом ничего – может у Эменике рука зачесалась именно в этот момент…

Мы конечно не можем обвинять Казьменко в том, что он не проявил чудеса эрудиции и не знал, что жест Эменике означает "благодарность предкам за данную мне кровь"  (хотя среди болельщиков, стоит сказать оказалось куда больше эрудированных людей, вспомнивших аналогичный жест камерунца Это`О), но обычно в таких случаях благоразумные люди применяют принцип – "не был в Керчи так молчи", в смысле лучше промолчать, чем выдумывать то, чего не было на самом деле только лишь бы не оставить без высказывания своего ценного мнения какой-то эпизод.

"У нас же символизм, потаённый смысл ищут везде. Вот и судья Казьменко просто не мог себе представить, что у нигерийца Эменике может быть своя система жестов, отличная от нашей..."

Ну, вот никто не увидел в жесте Эменике то, что увидел там Казьменко! В таких случаях обычно говорят – каждый думает в меру своей испорченности. Кто-то не понял вообще, что хотел сказать этим жестом Эменике, кто-то подумал о процедуре забора крови на анализ или придумал ещё какую-то несуразную версию, но никакой уверенности не было и в помине, а раз нет уверенности, то как можно выносить вердикт?  У судьи, конечно, не так много времени для раздумий и  зачастую приходится принимать интуитивные, спонтанные решения, приём принимать и с каменным лицом, чтобы игроки не бай Боже не заподозрили арбитра в мнительности – накинутся "чайками", не отобьёшься. Но в этом эпизоде – как тут можно было быть уверенным на 100 процентов в правильной трактовке празднования гола?

Тем более, если сам жест Эменике и то, что повторил судья, объясняя причины удаления не совпадают, направлялся нигериец к трибуне болельщиков "Спартака", а не "Зенита", как подумал Казьменко… в общем, сплошное "горе от ума", от надуманных вещей, которые вообще не должны роиться в голове арбитра.

"Слишком далеко футбол зашёл от собственно футбола как игры. Слишком много на нём наслоилось ненужных, лишних вещей, которые заставляют нас говорить о том, что нормальному человеку, не будь он "повёрнут на футболе" и в голову бы не пришло обсуждать".

Игроки, конечно, тоже хороши – чтобы показаться оригинальными они скоро будут придумывать такие сценарии празднования мячей, что без дешифратора или трактователя жестов обойтись будет сложно. Может им всё же не стоило запрещать в порыве радости снимать футболки и вертеть ими над головой? Может, тогда всем было бы проще? Просто не каждый может крутить фляки как Джибриль Сиссе или делать сальто с места, показывать чудеса эквилибристики, что является незапрещенным и очень эффектным празднованием, а оригинальным хочется быть чуть ли не каждому нападающему. Может всё же не стоит искать смысл в каждом жесте футболистов, а то мы так скоро дойдём до собирания консилиума для выяснения причин того, почему футболист N ковырялся в носу на футбольном поле – что он этим хотел сказать?
В общем, занимаемся мы совсем не тем, что должны делать. В том числе и журналисты, вынужденные реагировать на вот такие вот "горячие" темы, только лишь потому, что они вызывают повышенный интерес как повод для обливания друг друга грязью у болельщиков и интернет-бойцов невидимого фронта. Но создают то такие ситуации "трактователи жестов" наподобие ростовского арбитра.

Хотя, Казьменко может быть не так уж и виноват. Судьи сейчас далеко не всегда успевают за полётом мяча, за перемещениями игроков по полю, а им в обязанности ещё и вменяют разбор вот таких вот эпизодов, мониторинг летающих на поле бананов, трактовку празднований голов, выяснение обстоятельств падения того или иного футболиста… Слишком далеко футбол зашёл от собственно футбола как игры. Слишком много на нём наслоилось ненужных, лишних вещей, которые заставляют нас говорить не о футбольных вещах – тактике, стратегии, трансферах и т.д., а о том, что нормальному человеку, не будь он "повёрнут на футболе" и в голову бы не пришло обсуждать.

В общем, нужно как можно быстрее исправить оплошность арбитра, которого подвёла буйная фантазия и не создавать в очередной раз бурю в стакане воды, где воды собственно и нет  - так, капли конденсата на стенках. 

Сергей Бабарика, @Sport.ru