Общедоступный государственный телеканал "Спорт" в скором времени прекратит своё существование, превратившись в очередной проект ВГТРК "Россия-2". Означает это одно – платное телевидение потихоньку занимает своё законное место, а время бесплатного спорта, как и самого "Спорта", подходит к концу…

В ближайшее время ТК "Спорт" будет преобразован в ТК "Россия-2", на котором будут сохранены основные трансляции футбола, хоккея и баскетбола. При этом на "России-2", в отличие от "Спорта", будут и неспортивные передачи. Означает это то, что теперь на привычной всем уже кнопке нельзя будет в любое время дня и ночи увидеть соревнования. И это печально. Печально, но логично.

"Спорт" появился у нас в стране одновременно со всеобъемлющей кампанией по оздоровлению нации, которая включала постройку новых арен, покупку искусственных газонов для детских спортивных школ, пропаганду здорового образа жизни и демонстрацию того, как можно и нужно побеждать.

"Спорт" стал не просто каналом, а целым телевидением – другого логотипа в телевизоре и не появлялось"

Создание канала в 2003 году было делом сложным, но зато заполнение сетки вещания было намного проще. Хоккейная и баскетбольная суперлиги, футбольная премьер-лига и ещё море менее рейтинговых, но не менее доступных внутрероссийских соревнований, для трансляции которых воспитывались операторы, корреспонденты, ведущие и комментаторы.

Чуть позже на государственные же деньги были футбольные и баскетбольные еврокубки, теннисные турниры серии Мастерс, Формула 1 и ещё много чего, с удовольствием потребляемого зрителем. Для некоторых "Спорт" стал не просто каналом, а целым телевидением – другого логотипа в телевизоре и не появлялось.

Сейчас, когда известно о скорой реорганизации канала, встаёт естественный вопрос: "Почему? Неужели вопрос оздоровления нации снят?" Нет, дело не в этом. События последних двух лет привели к тому, что дармовых, но при этом рейтинговых трансляций больше нет. Сначала окончательно на платный канал ушла баскетбольная Евролига, которая в вещании "Спорта" играла немаловажную роль.

В том же прошлом году перестал быть бесплатным футбол, что в этом сезоне лишь усугубилось. Теннис у нас в России может быть рейтинговым только в том случае, если играют наши и желательно в финале, получается, что единственным более-менее рейтинговым соревнованием, которое показывает "Спорт" в полном объёме – чемпионат КХЛ. Содержать штат канала ради одного соревнования, приносящего доход от рекламы, пока смысл есть, но лишь пока.

Свою задачу "Спорт", по сути, выполнил, раз на Евролигу и премьер-лигу появились покупатели, значит появился интерес, а это заслуга государственного спортивного канала. Теперь те же самые спутниковые каналы показывают соревнования, заимевшие интерес на "Спорте", платно, но той же самой аудитории. Образование этой аудитории и её рост – и есть главная заслуга ТК "Спорт".

Именно поэтому на данный момент (а когда случится реорганизация неизвестно) "Спорт" нужен и востребован, потому как аудитория КХЛ ещё не образована. А аудиторию эту мало того, что нужно образовать, её ещё нужно сделать нужных размеров, чтобы цена за картинку такого капиталоемкого проекта была на соответствующем уровне.

Права на показ КХЛ уже в этом году был готов купить 7ТВ, но цена лигу, видимо, не устроила. Теперь же в скором времени будет создан специализированный одноимённый канал, который после преобразований на "Спорте" займёт место популяризатора вновь образованной лиги. Всё идёт свои чередом.

Платный спорт – обязательное условие его развития как коммерческого проекта. Без него наши клубы не перестанут быть ростками на нефтяной почве. И именно поэтому скорое исчезновение ТК "Спорт" выглядит логичным и своевременным шагом, потому как миссия выполнена, и выполнена с блеском.

Сама идея создания общедоступного спортивного канала и реализация этой идеи были по сути уникальным опытом (если не считать за таковой неудачный опыт 7ТВ) для российского телевидения. Был создан формат, собран штат, который справлялся с организацией трансляций крупнейших в мире соревнований, была воспитана целая плеяда журналистов, которые теперь у всех нас ассоциируются с просмотром спортивных трансляций.

Миссия была в том, чтобы создать аудиторию для большинства внутрироссийских и международных соревнований, а делать это нужно было именно на общедоступном канале, теперь у них есть свои аудитории, которые и придут на платное телевидение, позволит клубам зарабатывать деньги.  Мавр сделал своё дело.

Алексей Данилов, Sport.ru

Sport.ru