Расставание Массимиллиано Аллегри с "Миланом", назревавшее последние года два, наконец-то случилось. И по сей день кажется, что в идеальном мире этого союза не должно было быть, но одно обстоятельство так или иначе поспособствовало его заключению. @Sport.ru обращает внимание на одну важную мелочь, которая чаще отбрасывает итальянский футбол назад, чем двигает вперёд.

 

Серия А всегда была самой тенденциозной из ведущих европейских лиг. Если чей-то нестандартный ход приносил неожиданные плоды, то он тут же переставал быть нестандартным – все спешили перенять передовой опыт. И действительно, говорить об этом удобнее всего терминологией советской кинохроники, ибо ничто не отобразит лучше принцип "быть как все". Разница лишь в том, что для приготовления шедевра недостаточно шаг за шагом следовать рецепту – нужно ещё и иметь соответствующие ингредиенты. Наверное, именно поэтому футбольное большинство не бросилось перенимать методики Энцо Беарзота после триумфа на ЧМ-82. Одни понимали, что сборная и клуб – вещи разные, другие отдавали себе отчёт в том, что основу чемпионской команды составляли игроки "Ювентуса", который не первый год был наиболее стабильной величиной на Апеннинах. Спустя четверть века всё было иначе, и тренера, который не ставил в красном углу вместо иконы фотографию Марчелло Липпи, мгновенно записывали в еретики.

 

Именно под конец нулевых на поверхность всплыла целая группа тренеров, которые при любых иных начальных условиях так навсегда и остались бы прозябать на третьем-четвёртом уровнях итальянского футбола. Самым ярким представителем этой компании на поверку оказался Джан Пьеро Гасперини, который бог знает сколько лет проработал в системе "Ювентуса" именно под патронатом Липпи, а в умении замылить глаза превосходил всех товарищей по несчастью. Он всегда и везде ставил на позицию крайних форвардов фланговых защитников или хавбеков-работяг, умело выдавая фактические 5-4-1 за 3-4-3 и провоцируя восторженные комментарии "специалистов", которые и футбол-то толком не смотрят. Удивительно было то, что "Дженоа" Гасперини однажды финишировала в зоне еврокубков не благодаря тренерским изыскам, а вопреки им. Дальнейшая же работа показала, что ученик не дорос и до пояса учителя – Гасп дико любил оборонительный футбол, но результат при этом давать не научился. На "Сан-Сиро" его до сих пор вспоминают как кошмарный сон.

 

Аллегри всегда возмущал другим. Ещё гуру тренерского цеха Борис Аркадьев когда-то справедливо заметил, что наставник должен не только совершенствовать своих подопечных, а и приобретать новые знания, меняться в соответствии с требованиями эпохи. Макса же словно забросило машиной времени из шестидесятых. Тогда многие пытались повторить успех Эленио Эрреры, будучи наивно уверенными в том, что пресловутое "катеначчо" суть не что иное, как тупой оборонительный футбол. Это было совершенно не так, если хотя бы помнить, что именно в подобных схемах с наилучшей стороны раскрылись атакующие способности крайних защитников (Факкетти как наилучший пример). Именно поэтому был "Маг" и где-то этажом ниже существовали две дюжины последователей, командовавших всем не вылезать из собственной штрафной до финального свистка в надежде забить победный гол чуть ли не ударом от ворот до ворота. Теперь-то всем ясно, когда и почему итальянский футбол заработал репутацию скучного зрелища?

 

Так вот, Аллегри и самосовершенствование – это понятия антонимические. Вплоть до назначения в "Милан" весьма спорная аксиома "0:0 – идеальный счёт" оправдывала себя с головой, но "россонери" по умолчанию классифицируются явно повыше "Кальяри", который в эпоху до и после Луиджи Ривы боролся не за награды, а за спасительное место в элитном дивизионе. Когда-то модно было говорить о том, что Пирло не пожелал биться за красно-чёрные цвета и погнался за туринскими денежками, но сейчас очевидно, что Аллегри был только рад избавиться от чересчур много понимающего в футболе (по меркам самого Макса, разумеется) игрока и при этом свалить всю ответственность на Галлиани – дескать, мне сказать нечего, обращайтесь к начальству. Антонио Конте же вцепился в "Колокольчика" мёртвой хваткой, о чём свидетельствуют хотя бы условия нового контракта – руководство "Юве" ведь изначально никак не собиралось платить полузащитнику объявленные на днях четыре миллиона в год. Символично, что на место Аллегри заступает ещё один "выжитый", Кларенс Зеедорф, человек, действительно разбирающийся в футболе, а не играющий вторым номером против аутсайдеров.

 

Если Липпи своими противоречивыми (а иногда и противоправными, если помнить историю Роберто Баджо) деяниями заработал себе генеральские погоны, то молящийся на него новоявленный безработный застрял где-то на уровне прапорщика, у которого рации не на полупроводниках, а на бронетранспортёре, как в известном армейском анекдоте. Что характерно, следом за Аллегри из клуба вылетел Алессандро Матри – тренерская креатура в наилучшем виде и ещё один архаизм, вредный пережиток прошлых времён. Нападающий, который бегает как селезень и не умеет обрабатывать мяч, нынче может принести пользу лишь где-нибудь в Серии С1, и потому удивительно, что за него решил взяться Винченцо Монтелла. Но это вопрос для совсем другого разговора.

 

Пока же стоит отметить лишь одно – больной начал подавать признаки жизни. Да-да, речь о "Милане", для которого сезон 13/14 с такими темпами рискует остаться в истории краткосрочным недоразумением.

 

Иван Манчев, @Sport.ru

 

Материалы по теме:

 

"Милан". Холодная война

 

Марио Балотелли. В дурном обществе