В истории американского баскетбола было достаточно команд, которые заслуживают увековечивания в анналах истории. Но зачастую подразумеваются команды НБА, тогда как коллективам, представляющим NCAA, незаслуженно отводится куда меньшая роль. @Sport.ru расскажет о великолепной команде "Мичигана", получившей прозвище Fab Five

 

В 1991 году в университет Мичигана пригласили пятерых молодых людей, которые любили и умели играть в баскетбол. Стив Фишер, наставник местной команды "Мичиган Вулверинс", получил в своё распоряжение Джувана Ховарда, представлявшего Чикаго, Джалена Роуза и Криса Уэббера из Детройта, а также Джимми Кинга и Рэя Джейсона из Техаса. Все их них имели хорошую репутацию по выступлениям в своих школьных командах, а потому не было сомнений в перспективах "Мичигана". Но ни один баскетбольный специалист не мог поверить своим глазам, когда увидел "Вулверинс" в финале NCAA. Более того, в том матче в стартовом составе на паркет вышли все пятеро новичков, и они на равных сражались с грозным "Дьюком".

Тот финал команде выиграть так и не удалось. Несмотря на серьёзные усилия, "Мичиган" покинул паркет на щите. Но уже год спустя команда, которая уже была известна на всю страну, вновь отправилась в поход на вершину студенческого баскетбола США. Снова "Мичиган" пробился в финал, где на сей раз ему противостояла команда из Северной Каролины. И всё могло бы получиться, если бы не действия тогдашнего лидера "Вулверинс" Криса Уэббера. В концовке встречи он попросил тайм-аут, хотя его команда уже успела использовать все минутные перерывы. "Северная Каролина" получила право на пробитие технического штрафного, и он стал фатальным для Фишера и компании.

Но несмотря на два поражения в финалах, "Мичиган" навсегда запомнится баскетбольным болельщикам. И дело тут не только в чисто спортивной составляющей – согласитесь, далеко не каждая команда первогодок способна сходу пробиться в финал, - ведь "Вулверинс" ассоциируются, прежде всего, с серьёзными переменами, произведёнными в баскетболе в целом.

В начале 1990-х годов весь мир переживал непростое время. Распространение влияния новых субкультур, упразднение старых ценностей, повышение количества разводов и т.д. В США приобретало популярность стремление к свободе и независимости от предрассудков. Это выражалось во всех отраслях искусства. К примеру, в музыке повышенное внимание удалялось рэпу, тогда как в моде настоящим писком считалась одежда, не обтягивающая тело, а свободно болтающаяся на нём. При чём тут Fab Five, спросите вы? Да при том, что именно благодаря этим ребятам модные тенденции, без которых невозможно представить современную НБА, впервые дали о себе знать в сильнейшей баскетбольной лиге мира. Ещё недавно к баскетболистам предъявляли строжайшие требования во всём, что касается поведения на корте и за его пределами, и вот теперь пятёро чёрных парней выходили на игру в шортах ниже колена и чёрных носках в кроссовках. Более того, все эти ребята были побриты налысо и любили позлословить на паркете. Разумеется, такие действия не могли оставлять зрителей равнодушными. Как и полагается, многие любили бросивших вызов устоям баскетболистов. Но находились и те, кто считал их исключительно бандитами и хулиганами, которых следует держать как можно дальше от детей, дабы малыши не последовали дурному примеру.

Но на деле всё было иначе. Люди, умевшие видеть дальше собственного носа и знакомившиеся с высказываниями самих спортсменов в интервью, сумели заметить, что поведение на паркете – не более, чем имидж. По правде говоря, многим современным баскетболистам здорово было бы поучиться у Fab Five манерам. Игроки "Мичигана" не симулировали на паркете, и ставили выше всего остального отношения в команде. Каждый из них стоял горой за другого, и высказывания о том, что в "Мичигане" не команда, а семья – это не высокопарные фразы, а самый настоящий факт.

Век студенческой баскетбольной команды весьма недолог. Всего 2-3 года баскетболисты играют бок о бок, чтобы впоследствии выставить кандидатуру на драфт и перебраться в НБА. Так произошло и с Fab Five. Первым покинул команду Уэббер, которому пророчили сказочное будущее в НБА. Но вышло иначе – несмотря на то, что Крис был выбран под первым номером на драфте 1993 года, он так и не смог в полной мере раскрыть потенциал. Пожалуй, наивысшим достижением Си Уэбба так и останется финал конференции в составе "Сакраменто" против "Лейкерс". Да, судейство в той серии – это притча во языцех, но так или иначе, сам Уэббер мог сделать гораздо больше для победы своей команды. В настоящий момент Крис работает на телевидении, причём весьма успешно. Его помнят и любят в США, в том числе – как члена Fab Five.

Ещё через год на повышение пошли и Джуван Ховард с Джаленом Роузом. Первый был выбран под 5 пиком на драфте, тогда как второго выбрали 13-м. Как и в случае с Уэббером, приходится констатировать, что карьера в НБА у этих игроков могла сложиться куда более ярко и привлекательно. Ховард, отменно стартовавший в "Валингтон Буллетс", и продолживший демонстрировать неплохую статистику в "Далласе", смог завоевать перстень лишь в "Майами", просидев практически безвылазно два года на скамейке запасных. На сегодняшний день Ховард завершил выступления в НБА и стал одним из тренеров "Хит". Роуз не смог продемонстрировать стабильную игру в НБА, и это предопределило то, что в итоге Джален покинул баскетбол, так ни разу и не взобравшись на вершину.

У оставшейся пары баскетболистов карьера профессионалов и вовсе не сложилась. Кинг был задрафтован в 1995 году, но так и не смог закрепиться ни в "Торонто", ни в "Денвере", и продолжил выступления в низших лигах. Джексон же и вовсе ни разу не сыграл в НБА.

И пусть о Fab Five сейчас вспомнят немногие. Пусть игроки, входившие в состав той команды, так и не смогли раскрыть весь свой потенциал в НБА. Но просто невозможно недооценивать вклад тех пятерых бунтарей в развитие всего баскетбола в США. Они любили баскетбол и ставили это во главу угла, что само по себе достойно глубочайшего уважения.

Дмитрий Волошин, @Sport.ru