В “Ауди” как никогда были близки к повторению успеха 1990-1991 сезонов, когда Ингольдштадту удалось защитить титул. В последней гонке сезона, когда между кандидатами всего лишь два балла, любая мелочь могла решить исход борьбы. Конечно, на страте сезона “Мерседес” ничего не смог противопоставить конкурентам, и “Экспресс” занял весь подиум. Но в течение сезона подопечные Норберта Хауга и, в частности, Герхарда Унгара, существенно выправили ситуацию. Счёт по победам перед финалом на Хоккенхайме был 5:5...

 

Ди Реста, 2008Первые тесты могли который уже раз настроить болельщиков на пессимистический лад. Шесть “Ауди” впереди, и лучший “Мерседес” проигрывает шесть десятых первому месту. Причём “Мерседес” этот не заводской, и даже не Гэри Паффетта. Новичок серии, Маро Энгель сотворил сенсацию, опередив всех признанных мастеров управления автомобилями с прицелом на капоте. Во второй сессии всё прошло не в пример интереснее. Из-за угрозы ночного дождя пилоты решили уделить часть времени на поиск квалификационных настроек, именно поэтому не все результаты можно считать объективными, так как мы не знаем, с какими настройками показан тот или иной результат. Вполне возможно, Свой лучший результат Пол Ди Реста показал как раз в квалификационном режиме под самым клетчатым флагом. До этого баллом правили “Ауди”. Некоторая сумбурность тестовых заездов не смогла продемонстрировать, насколько равны шансы обеих коллективов сейчас.

 

Автомобили двух марок пусть и различаются по некоторым характеристикам, но на финише каждого круга эти различия взаимно компенсируются, и результаты пилотов как никогда плотны. В таких условиях особое внимание обращают на себя тонкие настройки и, в частности, настройки подвески. "Накал борьбы крайне высок, -  сказал перед стартом гоночных выходных Михаэль Белльманн, руководитель автоспортивного отдела “Данлоп”. – Естественно, мы также ощущаем на себе всю ответственность. Чтобы найти оптимальные настройки для гонки каждый пилот может проконсультироваться у инженеров “Данлоп”.

 

Немного облегчает задачу шинникам тот факт, что финал проходит на той же трассе, что и старт сезона. "Для Хоккенхайма ничего нового не разрабатывается. Здесь речь идет скорее о том, чтобы оптимально использовать существующие наработки. Оба производителя нашли вместе с нами в течение сезона превосходные настройки для шин, что помогает использовать потенциал нашей продукции и в сухих условиях, и в дождевых”, - объясняет Михаэль Белльманн.

 

Согласно регламенту ДТМ,  “Данлоп” может предлагать на выбор только два типа резины: слики и дождевые шины. Безразлично, изморозь над трассой, кратковременный дождь или сильный ливень - дождевая шина должна обеспечивать приемлемый уровень сцепления во всех случаях.

 

Дождевая шина должна гарантировать хороший дренаж при ливне, но также и обеспечивать высокую прочность и стабильно высокий уровень сцепления при слабом дожде. Рисунок протектора для этих целей выбрали симметричный. Для повышенной износостойкости пришлось мудрить с конструкцией боковин и корда. Зато теперь это помогает оптимально распределять давление в пятне контакта, что уменьшает износ. Более того, при разумном пилотаже дождевая шина может выдержать гораздо больший километраж по сухой трассе, даже если команда не смогла внести коррективы в настройку подвески с учётом изменения погоды.

 

Естественно, что для настройки подвески путём изменения характеристик рабочего процесса шины, пилот может регулировать только давление в шине. При этом часто различается давление не только между задними шинами и передними, но и между правыми и левыми. В пятницу пилоты часто проезжают несколько кругов, выводя температуру шин в оптимальный диапазон. Путём изменения давления в шинах, команда пытается подогнать температуры протекторов всех шин к одному показателю с наименьшими отклонениями. Конечно, для разных типов шин этот показатель различается. Если слики начинают работать при 100°, то дождевая шина, в силу более мягкого состава, приходит в чувство уже к 60°.

 

Что касается сил инерции, действующих на шины во время гонки, то Хоккенхайм - это смесь из быстрых и медленных секторов, высокоскоростных участков, а также затяжных поворотов и узкого виража на Мотодроме. Конечно, самые высокие нагрузки шины испытывают в “Параболике”, которая проходиться газ в пол при небольшом изменении траектории. Дальше шинам ещё сложнее – жёсточайшее торможение перед “Шпицкере” и очень острая шпилька, где дифференциал может заблокировать внутренне колесо, из-за чего возрастает износ шин.

 

Коварство погоды смогли ощутить пилоты в субботу – прогнозы метеорологов оправдались, и в первые полчаса утренних свободных заездов на трассе упорно наматывали круги лишь пилоты второго десятка. Настоящая борьба развернулась лишь под финиш сессии. “Ауди” задавали тон, но Ди Реста был всё время очень близко к основному конкуренту в борьбе за титул.

 

Шайдер, 2008Квалификация расставила всё на свои места. Прошлогодние автомобили отсеялись во втором сегменте (или первом, так как оба были объединены после аварии Маркса Винкельхока). При чём, на этот раз преимущество заводских команд выглядело более внушительным, чем на прошлом этапе – разрыв между “лигами” составил полсекунды. В решающей части квалификации Тимо Шайдер не смог удержать за собой Пола Ди Ресту. Более того, после своей небольшой ошибки на первых кругах Тимо, сложилось такое впечатление, занервничал. Если Ди Реста проиграл всего 40 тысячных времени первого стартового места Маттиаса Экстрёма, то Тимо уступил уже 250, причём потратил на это четыре лишних круга. Закрались определённые опасения – не перегорел бы немец до старта. Иначе не избежать было необдуманной атаки на самом старте гонки.

 

Первые круги живо напомнили лучшие моменты старого ДТМ! На старте Тимо Шайдер пулей сорвался с колодок и вышел на первое место. Маттиас Экстрём настолько сдерживал Пола Ди Ресту, что их обоих в “Шпицкере” опередил Джейми Грин. Далее на Мотодроме Ди Реста блестяще, жёстко, но по правилам обошёл Экстрёма. В скоростной “Параболике” Пол опередил и Джейми. Позади кипела ожесточённейшая борьба. Порой пилоты на Мотодроме выстраивались в три машины бок о бок в поисках лучшей траектории. К сожалению, не обошлось и без аварий. Кристиан Альберс, дебютировавший недавно за рулём спортпрототипа “Ауди Р10 ТДИ” на финальной гонке АЛМС, сезон в ДТМ закончил уже на втором круге.

 

Впереди Пол Ди Реста, выбравшись на оперативный простор, тут же догнал Тимо Шайдера. А жёсткую оборону Матиаса Экстрёма тщательно изучали судьи. Над шведом навис Домоклов меч наказания штрафным проездом. Но в итоге всё ограничилось тремя штрафными секундами на первой обязательной остановке.

 

Волну первых остановок открыли пилоты “Мерседеса”, Бернд Шнайдер и Брюно Спанглер. Тимо Шайдер заехал на свою остановку раньше Пола Ди Ресты. Такая тактика не дала особых плодов – разрыв между двумя лидерами, более того, немец отыграл пару секунд.

 

Шнайдер, 2008В “ХВА” вторую остановку решили провести раньше конкурентов. В то время, как Экстрём лидировал, не совершив ещё остановок, Шайдер отправился на вторую. Помог Шайдеру и Мартин Томчик, за которым застрял Ди Реста после пит-стопа. В итоге, между лидерами чемпионата после двух обязательных остановок было три секунды. Кроме трёх секунд был ещё и Маттиас Экстрём, не горевший желанием пропускать шотландца вперёд.

 

Хлопот пилотам добавил вылет Алекса Према. Перед “Зюдкурве” француз вылетел с трассы, зацепил обочину и оставил изрядный кусок аэродинмического обвеса прямо на полотне. Но машину безопасности выпускать не стали. Рисковая тактика Экстрёма себя не оправдала. Швед скатился с первого на седьмое место. В лидеры вышел Тимо Шайдер, преследуемый Полом Ди Рестой. Далее ехали Джейми Грин и Брюно Спанглер. Восьмикратный победитель Ле-Мана, Том Кристенсен опережал завершающего карьеру Бернда Шнайдера. Восьмёрку замыкал ещё один заводской пилот, Мартин Томчик. Немец отлично начал уик-энд, но с каждой сессией сдавал позиции. Окончательно испортила гонку ему та же стратегия позднего второго пит-стопа. 

 

Под самый финиш первая пятёрка спрессовалась, но обгонов не последовало. Маттиас Экстрём попробовал было атаковать Бернда Шнайдера, но портить праздник ветерану не стал. После финиша Норберт Хауг посетовал, что у Ди Ресты во второй половине гонки что-то случилось с машиной и в “Параболике” она не добирала пару километров в час.

 

Что ж, великолепный сезон подошёл к концу. Невероятный результат для “Ауди” – выиграны все чемпионаты, где они участвовали: ЛМС, АЛМС, ДТМ и, конечно, 24 часа Ле-Мана. Счастливый Тимо крутил жука перед “Мерседес-Ареной”. Конечно, он заслужил эту победу, и сезон завершился вполне логично и справедливо.  

 

26 октября. Хоккенхайм. 11 этап ДТМ.

 

1 Тимо Шайдер________”Ауди Р14”

2 Пол Ди Реста_________”Мерседес Ц-класс 08”

3 Джейми Грин_________”Мерседес Ц-класс 08”

4 Брюно Спанглер______”Мерседес Ц-класс 08”

5 Том Кристенсен_______”Ауди Р14”

6 Бернд Шнайдер_______”Мерседес Ц-класс 08”

7 Маттиас Экстрём______”Ауди Р14”

8 Мартин Томчик________”Ауди Р14”

 

Личный зачёт

 

1  Тимо Шайдер________75     

2  Пол Ди Реста________71    

3  Маттиас Экстрём_____56    

4  Джейми Грин________52     

5  Брюно Спанглер_____38

6  Бернд Шнайдер______34

7  Мартин Томчик______32

8  Том Кристенсен______23

9  Гэри Паффетт_______13

10 Александр Према____10    

11 Майк Роккенфеллер__6

12 Маркус Винкельхок___6

13 Оливер Джарвис_____5

14 Ральф Шумахер_____3

15 Матиас Лауда_______1

 

Олег Стожков, sport.ru

Sport.ru