Сегодня, 21 марта, великому бразильскому гонщику, трёхкратному чемпиону мира Айртону Сенне исполнилось бы 50 лет. Ему не суждено было дожить до этого юбилея, трагедия на Гран-при Сан-Марино 1994 года оборвала его жизненный путь в 34 года. Но сегодня не хочется говорить об этом, а хочется вспомнить о том каким он был человеком, гонщиком, чего добился, и какой след оставил в истории Формулы-1.

 

Не так давно британский журнал Autosport провел в паддоке Формулы-1 опрос: кого можно считать самым Великим гонщиком в истории Формулы-1? Единогласно таким гонщиком был признан Айртон Сенна. Кому то это может показаться немного удивительным, особенно на фоне достижений Михаэля Шумахера, который побил все возможные рекорды, в том числе и рекорд самого Айртона в 65 поул-позиций, немец выиграл семь титулов против трёх у Сенны. Но не всё измеряется в цифрах, любовь и всемирное признание зависят не только от количества установленных рекордов.

 

Для этого нужно быть ДРУГИМ! Вспомним Жиля Вильнёва, он не стал чемпионом - не успел, погиб в 1982 году, но его помнят и любят, им восторгаются до сих пор, за его невероятный стиль пилотирования, за его потрясающее стремление к победе: он ехал вопреки всему, даже если машина ехала на трёх колесах!

 

"Кому то это может показаться немного удивительным, особенно на фоне достижений Михаэля Шумахера, который побил все возможные рекорды, в том числе и рекорд самого Айртона в 65 поул-позиций, немец выиграл семь титулов против трёх у Сенны. Но не всё измеряется в цифрах, любовь и всемирное признание зависят не только от количества установленных рекордов."

 

Айртон Сенна говорил: “Гонки у меня в крови, это часть меня, это часть моей жизни!”

И это было действительно так. Он жил гонками, его стремление к победе иногда повергало в шок его соперников, которые считали, что Сенна едет за гранью возможного. А его религиозность, его вера в Бога ещё больше помогали ему в этом.

Но пару раз это стремление быть первым брало абсолютный вверх: самый яркие примеры - ГП Японии 1989 и 1990 годов, где он столкнулся со своим заклятым соперником Аленом Простом.

Та ситуация доказала, что Айртон ради победы готов идти даже не на самые благородные поступки, вплоть до столкновения.

 

Вообще его сражение с Аленом Простом, и их совместное выступление в McLaren в 1988-1989 одна из самых ярких и захватывающих страниц в истории Формулы-1. До чего только не доходило их противостояние? Договоры о ненападение, об исполнении которых на трассе естественно не было и речи, открытые игнорирования друг друга на подиуме, брошенный с подиума победный кубок, как это сделал Прост на ГП Италии 1989 года, в знак протеста McLaren, который как ему казалось больше поддерживал Сенну, столкновения на Сузуке в 89-ом и 90-ым годах.

Как многие потом говорили: для Сенны был один соперник – Прост, и победа над ним была ещё одним мощным стимулом в гонке для бразильца.

 

Но в некоторых случаях даже Ален Прост не мог конкурировать с Айртоном. Как это было на дождевом Гран-при Европы 1993 года, когда на мокрой трассе Сенна опередил практически всех на круг, включая и Проста, который выступал в том году на невероятно быстром Williams-Renault-FW15. Дождевые гонки были стихией Сенны. За что он и получил прозвище “человек-дождя”. Он впервые заявил он себе в дебютном сезоне на дождевом ГП Монако, где на слабом болиде команды Toleman едва не выиграл. Молодой бразилец вышел на второе место и атаковал своего будущего соперника Алена Проста, но гонку в тот момент остановили из-за опасных условий на трассе, и бразилец стал вторым, не сдерживая слёз на подиуме. Первая победа пришла через год под дождем на ГП Португалии 85, вторая – на ГП Бельгии в том же году, и вновь под дождем. Всю свою карьеру Айртон Сенна был великолепен под дождем. Выиграв в период с 1985 по 1994, практически все дождевые гонки в которых участвовал: 9 гонок из 13!

 

Ещё одним моментом, где Сенна был неподражаем, была квалификация. 65 поулов за карьеру! Этот рекорд был перебит только в 2006 году Михаэлем Шумахером.

 

"Всю свою карьеру Айртон Сенна был великолепен под дождем. Выиграв в период с 1985 по 1994, практически все дождевые гонки в которых участвовал: 9 гонок из 13!"

 

На трассе Айртон Сенна был жёcток, целеустремлен, иногда эгоиcтичен, а с гонщиками и вовсе груб. На свободных заездах перед ГП Германии 1992 года Михаэль Шумахер, с интересом рассматривал болид Сенны, что бразильцу не понравилось, в итоге чуть не дошло до рукоприкладства. Дошло до этого на ГП Японии 1993 года, молодой ирландец Эдди Ирвайн, отстающий на круг помешал Сенне, а после гонки Айртон решил проучить  новичка.

 

Но пример Айртона Сенны лишь подтверждение того, что хорошие парни чемпионами не становятся. Но плохим парнем Сенна был только за рулем, и в борьбе с соперниками.

И это была одна из его загадок.

Как только он оказывался вне гонок, то становился полной противоположностью самому себе на трассе. Мягкий, ранимый, отзывчивый, интеллигентный, обаятельный человек. Совсем не похожий на Сенну-гонщика.

Фрэнк Уильямс, хозяин последней команды, где выступал бразилец сказал:  Айртон был очень неординарной личностью. На самом деле он был ещё более великим человеком вне гонок, нежели в них”.

 

Сегодня ему могло бы исполнится 50 лет.

Великий гонщик, один из самых ярких гонщиков во всей истории Формулы-1, который за достаточно короткий срок - 10 лет своих выступлений, добился невероятных высот, стал примером для следующих поколений. Когда двух нынешних чемпионов мира Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона спросили: на кого вы хотели быть похожими в детстве, и кто является для вас кумиром? Те в один голос ответили: Айртон Сенна.

 

Яркий неординарный человек. Айртон Сенна создал благотворительный фонд Ayrton Senna Foundation, целью которого была помощь бедным молодым людям в Бразилии и в других странах. После его гибели, по завещанию, к этому фонду перешло всё его состояние.

 

Великий человек, Великий гонщик, он останется в памяти миллионов людей во всём мире навсегда!

Айртон, мы помним тебя!

 

Иван Беликов, Sport.ru

 

Материалы по теме:

 

Lotus: прошлое, настоящее, будущее

Теория и практика

Sport.ru