Реформа никогда не приходит одна! Всемирный Совет по автоспорту одобрил предложенную руководством Формулы-1 новую систему по выявлению чемпиона мира. Отныне обладателем титула будет назван пилот, который одержит наибольшее количество побед в чемпионате.

 

Предложение Берни Экклстоуна о введении медальной системы в “Королевской формуле” было озвучено спустя совсем немного времени после завершения чемпионата 2008 года. Тогда оно не встретило особого ажиотажа, а скорее наоборот – получило солидную порцию всевозможной критики. Тем не менее, несмотря на обилие перемен в регламенте, вопрос по изменению подсчёта очков по-прежнему занимал заметное место на повестке дня.

 

Разница между победителем и занявшим второе место в гонке пилотом слишком мала, - в этом сходились почти все, а потому ассоциация команд выдвинула предложение по введению альтернативной системы начисления баллов. В ней также есть 8 призовых мест, но против действующего подхода (10-8-6-5-4-3-2-1) рассматривался вариант ввести более отвечающий общим запросам (12-9-7-5-4-3-2-1), чтобы первое место от третьего отделялось тремя очками, а третье от четвёртого – двумя. Но увеличение дистанции на балл показалось FIA мерой недостаточно радикальной. Пусть чемпионом станет тот, кто одержит больше всего побед, - постановили сильные мира сего, что прекрасно вписывается в общую концепцию по увеличению числа обгонов и реальной борьбы на трассе.

 

“Разница между победителем и занявшим второе место в гонке пилотом слишком мала, - в этом сходились почти все”

 

С введением медалей  Берни Экклстоун предлагал вообще упразднить очки, оставив лишь позиции в гонке. При совпадении числа побед, сравнивалось количество вторых мест и так далее, но и этот вариант не воплотится в жизнь в сезоне 2009. Впрочем, формульный босс всё равно остался доволен новым подходом. Суть его в следующем: всё, включая систему начисления баллов остаётся как было прежде, но чемпионом мира признаётся гонщик, наибольшее количество раз поднимавшийся на верхнюю ступень пьедестала по итогам года. То есть, выиграв более половины гонок – пилот автоматически завоюет титул, даже при условии, что больше ни разу не доберётся до финиша.

 

Такой вариант, впрочем, представляется весьма маловероятным даже в случае доминирования одной из “конюшен” над другими. Зато вполне возможен вариант, при котором чемпион мира наберёт в итоге меньше очков, чем вице-чемпион. Выглядит такая ситуация, на первый взгляд, немного нелепо. Что если, скажем, в футболе ввести систему, по которой чемпионом страны станет команда, забившая больше всего голов в домашнем первенстве? Отсюда налицо иной подход к самой сути игры. На поле будут выходить минимум по три-четыре форварда…

 

Так и в Формуле-1. В прошлом сезоне вплоть до завершающих Гран-При Роберт Кубица мог вмешаться в борьбу за титул, имея в своём активе всего одну победу. Однако при новом регламенте, отставая по очкам не намного, он мог бы думать лишь о том, чтобы не потерять позицию. Шансов побороться за титул у него бы не было. Да и чемпионом в прошлом году стал бы не Льюис Хэмилтон с пятью победами, а Фелипе Масса с шестью.

 

“Вполне возможна ситуация, при которой чемпион мира наберёт в итоге меньше очков, чем вице-чемпион”

 

Кубок конструкторов и все остальные места в личном зачёте под эту “победную” систему не попадают. Тут всё остаётся по-прежнему: чем больше очков набрал, тем лучше. Так что, по сути, изменились правила лишь в одном пункте – зато в самом что ни на есть главном. Впрочем, есть у новой системы и очевидные положительные аспекты, видные невооружённым глазом.

 

Гонки должны стать более непредсказуемыми. Будь то Гран-При Монако или Венгрии, где обгоны затруднены до предела, а теперь хочешь–не хочешь придётся пытаться обойти лидирующего соперника. Это раньше можно было отмахнуться от двух очков, особенно имея запас в чемпионате, но теперь каждая победа становится на вес золота.

 

А внутрикомандные сражения? С самого старта во всех “топ-конюшнях” вспыхнет битва не на шутку. Особенно это касается “Феррари”, где Кими Райкконен и Фелипе Масса могут запросто разделить между собой победы: к примеру, по четыре на брата, а в “Макларене” Хэмилтон одержит пять, и никакие очки считать уже не будут, если только итальянцы не удовлетворятся Кубком конструкторов. Это всего лишь пример того, как могут пойти дела.     

 

“Это раньше можно было отмахнуться от двух очков, особенно имея запас в чемпионате, но теперь каждая победа становится на вес золота”

 

Вряд ли до старта чемпионата новая система встретит обилие поклонников – во-первых, непривычно, во-вторых, слишком нереальной кажется мысль о том, что титул может завоевать пилот с не первой суммой баллов. С другой стороны, если гранды станут обмениваться “штучными уколами” и в преддверии последней гонки сезона встанет вопрос: тот или этот - недовольных не найдётся. Но даже в случае, если интрига исчезнет слишком рано, всегда можно сказать, что нужно ещё время для того, чтобы все свыклись с такой моделью чемпионата. Да и не каждый год и по обычной-то системе всё решалось на финише сезона, далеко не каждый… Словом, пожалуй, самый правильный вердикт в данном случае звучит так: “поживём-увидим”.

 

Николай Никифоров, Sport.ru    

 

     

      

 

Sport.ru