На днях хозяин королевской формулы Берни Экклстоун огласил предложение о дополнительных изменениях в регламенте. Уж что-что, а кардинальные реформы в данном виде автогонок - давно не новость. Каждый год происходят какие-то изменения: грандиозные или не очень - но факт остаётся фактом – поступательное движение всегда присутствует. В этом отношении сезон 2009 обещает быть революционным... опять.

 

О некоторых нововведениях было известно загодя. Изменения затронут переднее и заднее антикрылья, сайдподы, боковые дефлекторы, диффузоры, шины и, наконец, на болидах  появится дорогущая система KERS (суть которой в накапливании кинетической энергии на торможении и её расхода при разгоне). Всё это рассчитано на повышение зрелищности гонок, на большее, по сравнению с теперешним, количество обгонов, а, кроме того - пилот сможет по ходу гонки (!) регулировать угол атаки антикрыла.

 

Об этих изменениях уже много говорено, вызван к жизни не один жаркий спор среди инженеров команд, однако данный Регламент уже утверждён, а значит, придётся строить новые болиды, чем большинство “конюшен” уже активно занимаются. Дальнейшему обсуждению, по крайней мере касательно следующего сезона, он не подлежит. В отличие от другого момента, не имеющего отношения к технике, зато напрямую затрагивающего все формульные основы. Речь идёт о системе начисления очков, вернее, о возможности её полного отсутствия.

 

На днях Берни Экклстоун предложил рассмотреть вариант, при котором вместо баллов за первые три места будут вручаться медали – золотая, серебряная и бронзовая. Победителем чемпионата мира соответственно будет назван тот пилот, у которого по окончании сезона в копилке окажется большее количество золота, при равенстве этого показателя – серебра, бронзы и т.д.

 

Надо понимать, что первую тройку Берни просто решил выделить особо, не придумывая названия медали или чего-нибудь в этом роде, скажем за двенадцатое место, хотя принцип для пилотов и команд, не борющихся за попадание на вершину Олимпа, будет, вероятно тот же самый. То есть, если пилот “А” один раз финишировал четвёртым, а пилот “B” выступал стабильнее, но выше пятой строчки не поднимался – первый оказывается в выигрыше.

 

Понятно для чего предлагаются подобные коррективы – всё для того же повышения зрелищности, а как следствие - большего количества обгонов с целью не просто зацепиться за очки, а расположиться как можно выше в финишном протоколе. Система вполне вписывается в общую концепцию следующего года с её новым техническим регламентом. Её кредо: гонки – это в первую очередь обгоны на трассе, а всё остальное не так важно. А заодно не останется больше команд с нулевым багажом в графе “очки”. Его  вообще не будет.

 

Экклстоун будучи матёрым “политиком”, приводит в пример Гран-При Бразилии 2008, на котором чемпион определился в заочном противостоянии. Он утверждает, что именно возникшая на “Интерлагосе” ситуация, побудила его к такому решению, хотя, осмелюсь предположить, что вариант перехода на “медальную” систему появился в планах владельца Формулы 1 ещё задолго до этапа в Сан-Паулу.

 

Нынешнюю систему подсчёта очков идеальной назвать сложно. Напомню, что за первое место начисляется 10 очков, за второе – 8, за третье – 6 и далее вплоть до восьмого – 5, 4, 3, 2 и 1 балл соответственно. Обращу ваше внимание также на то, что появилась она в годы тотального доминирования Михаэля Шумахера, а именно в 2003-м году. И действительно помогла подогреть интерес к чемпионату - Кими Райкконен тогда отстал от немца всего на два очка. Правда, уже в следующем сезоне даже новая система подсчёта баллов была бессильна сохранить хотя бы подобие интриги. Сейчас в плане закрученного сюжета всё более чем в порядке. Но, видимо, Берни, полагает, что можно сделать ещё лучше. Скажем, решить судьбу чемпиона в противостоянии двух претендентов на титул на завершающей прямой сезона. Фотофинишем…

 

Есть у “медального” варианта и немало минусов. В пучине “вечного сражения” теряется всякий намёк на стратегию, выбранную на сезон. Она уступает место олимпийской системе – пан или пропал. Представьте, если в футбольном чемпионате победу по итогам года будут присуждать команде, забившей больше всех голов. Это ж нападающих не напасёшься.

 

Спроецируем всё обратно на Формулу. Предположим у некого пилота по итогам сезона много финишей на подиуме, но ни одной победы - получается Хайдфельд. (Дай Бог, Нику, наконец-то одержать в следующем году первую викторию!), а с другой стороны пилот, который один раз смог выиграть этап, но на подиуме больше ни разу не был – Феттель. У Ника по действующей системе подсчёта очков их набралось шестьдесят (6-е место), у Себастьяна – тридцать пять (8-е место). Разница в стабильности почти в два раза, но, судя по новому предложению, получается, что Хайдфельд даже не седьмой в итоге, ведь Ковалайнен тоже одержал одну победу.

 

У слабых команд появится шанс дождаться подходящего момента, рискнуть со стратегией и, чем рогатый не шутит, попасть в четвёрку лучших команд по итогам года. Ведь не в каждом же чемпионате этапы по разу выигрывают семь разных пилотов и четырнадцать поднимаются на подиум. Это скорее исключение из правил. Получается, что спортивный принцип, в понимании всего чемпионата в целом, пострадает, как ни парадоксально.

 

Повысить мотивацию за победу в Гран-При можно и куда менее радикальными способами. Например, увеличить разницу между очками за первое и второе места (ещё в 2002-м так и было: 10-6-4-3-2-1), а при желании - между вторым и третьим… пятым и шестым. И стимул взобраться как можно выше будет, и стратегия на сезон не пострадает, и тактически интересней. Впрочем, это лишь субъективная точка зрения.

 

Формула 1 постоянно меняется, так или иначе. Вряд ли можно назвать постоянные реформы прихотью владельца или правления, скорее всего, речь идёт о необходимости. Это не Формула пляшет по писанным законам, а наоборот. Ведь всего наперёд предугадать невозможно. Вчера была одна ситуация, сегодня - другая, завтра – третья. В любом случае, что бы ни решили сильные мира сего, промежуточный результат мы увидим не раньше следующего сезона. А потому подождём гонки в Мельбурне и, разумеется, самым внимательным образом проследим за дальнейшим развитием событий.

 

Николай Никифоров, Sport.ru    

 

   

 

Sport.ru