У Ники Лауды всегда есть своя точка зрения на события, происходящие на трассе и в паддоке. В интервью для Официального сайта Формулы 1, трёхкратный чемпион мира оценивает достижения "Браун Гран При", хвалит "Мерседес" за приобретение контрольного пакета акций этой команды, а также рассуждает о плохих и хороших идеях.

 

Начнём с вопроса о сезоне-2009. Дженсон Баттон выиграл 60-й чемпионат мира, однако есть люди, которые сомневались в том, что он достоин титула, ссылаясь на тусклые выступления в середине сезона. Что думает об этом трёхкратный чемпион мира?

 

Достойный или не достойный – это не тот подход. Чемпион мира – это чемпион мира. Можно поспорить о манере, в которой он выиграл, но история показывает, что в какие-то сезоны у нас есть гонщики, которые выигрывают все подряд, а в какие-то – это относится ко мне в том числе – титул выигрывается в последней гонке с преимуществом в пол-очка. Чемпионаты выигрываются по-разному. Он провёл хороший сезон: благодаря мощному старту, он вырвался вперёд и сохранял лидерство, несмотря на постоянную потерю очков. Да, он достойный обладатель титула 60-го чемпионата мира.

 

Вы могли бы сказать, что вторая половина сезона доказала стратегическое мастерство Баттона, или он на самом деле перенервничал, как предполагают его критики?

 

Он сильно давил на себя в борьбе за титул – по крайней мере, так это смотрелось со стороны. Трудно сказать, почему во второй половине сезона он проигрывал Рубенсу Баррикелло, располагая идентичными ресурсами. В конце концов, это бессмысленная дискуссия, потому что Дженсон – не единственный гонщик, выступавший нестабильно: Себастьян Феттель тоже не всегда был на высоте. Однако при таком развитии событий Дженсон сумел набрать достаточно очков для сохранения лидерства – поэтому чемпионом стал именно он, а не кто-то другой.

 

"Браун Гран При" – одна из трёх команд, которые использовали двойной диффузор с начала сезона, и вынудили таким образом соперников нагонять их в течение первых нескольких гонок. Было ли это критическим фактором в борьбе за оба титула?

 

Можно и так и эдак спорить о Дженсоне, но есть одна вещь, которую отрицать нельзя: на базе обанкротившейся "Хонды" Росс Браун создал команду, которая смогла опередить всех больших игроков паддока – это поистине феноменально. Такого в Формуле 1 никогда не было. Это подлинная сенсация сезона, "Браун" полностью заслужил Кубок Конструкторов.

 

Но некоторым командам пришлось принять новости о том, что их учредители покидают Формулу 1. В чём вы видите главные причины ухода "БМВ" и "Тойоты"?

 

За решениями этих компаний кроются коммерческие причины. Продажи автомобилей по всему миру упали, а Формула 1 является частью маркетинговой концепции компаний. В этой ситуации концернам пришлось серьезно снизить затраты на маркетинг – для "БМВ" и "Тойоты" это означало уход из Больших Призов. Возможно, результаты этого сезона просто стали последней каплей.

 

Что ещё можно вспомнить о сезоне-2009?

 

Был внедрён этот безумный КЕРС, и все большие команды - "Феррари", "МакЛарен", "Рено" и в особенности "БМВ" – бросились на его разработку, надеясь, что простым нажатием кнопки можно будет отыграть три десятых на круге. Я с самого начала оценивал это преимущество как слишком маленькое, потому что добиться его можно только при идеальной балансировке и настройке автомобиля. С первых же тестов стало ясно, что у разработчиков КЕРС возникли серьёзные трудности с развесовкой автомобилей, и это негативно сказалось на аэродинамике. Увлечение разработкой сложной технической конструкции привело к тому, что в выигрыше оказались те, кто скептически отнёсся к КЕРС и сосредоточился на гонках - "Браун" и "Ред Булл".

 

Первой командой, которая смогла отыграться в середине сезона, стала "МакЛарен-Мерседес". В дальнейшем они смогли выиграть две гонки, но в борьбе за титулы не сыграли никакой роли. Если вдуматься, отмена КЕРС в 2010 – это позор, ведь получается, что деньги были потрачены впустую.

 

Двое ваших давних компаньонов исчезли из паддока по ходу сезона: Рон Деннис и Флавио Бриаторе. Вы скучаете по ним?

 

«Давние компаньоны» - это небольшое преувеличение. Однажды я гонялся в команде Рона и выиграл чемпионат, а с Флавио мы просто знакомы. Они покинули паддок по абсолютно разным причинам. Рон был оштрафован на $100 млн. за нарушение авторских прав – это достаточно политкорректный термин? Флавио пришлось уйти из-за сингапурского инцидента. Этот инцидент – одно из худших событий, которое может произойти в гонках. Заслужили ли они изгнание? Что ж, у Рона и экс-президента ФИА Макса Мосли были слишком сложные отношения, а Флавио обвинили в том, что он пошёл против спортивных принципов. То, что произошло в Сингапуре - уже за гранью. Парни в Формуле 1 всегда играют на грани фола, но Рон и Флавио зашли слишком далеко, за что и были наказаны. Всё просто.

 

"Моё мнение: все топ-пилоты уже разобраны"

 

В то время, как двое автопроизводителей покинули Формулу 1, другой концерн - "Мерседес" – внёс солидные инвестиции в "Браун", чтобы создать команду "Мерседес Гран При". Если у "БМВ" и "Тойоты" ничего не получилось, как "Мерседес" сможет добиться успеха?

 

В "Мерседес" предприняли очень умный манёвр, выкупив контрольный пакет акций "Браун". Макс Мосли начал проект сокращения бюджетов и к 2011 году годовой бюджет каждой команды должен будет составить не более $100 млн. "Браун Гран При" готова к функционированию в таких финансовых условиях, а вот для многих её конкурентов сезон-2010 станет весьма сложным – им придётся конкурировать на трассе и решать экономические задачи за её пределами.

 

Возрождая "Серебряные стрелы" – прекрасный инструмент маркетинга - "Мерседес" остаётся вовлечённым в Формулу 1 на весьма выгодных условиях. Не забывайте, они приобрели чемпионскую команду!

 

Первым пилотом команды стал Нико Росберг. А вот о том, кто займёт второй кокпит, слухи ходят самые разнообразные. Как по-вашему, переоденется ли Михаэль Шумахер из красного в серебристое, или место достанется Нику Хайдфельду, или всё же Кими Райкконену?

 

Приобретение "Браун" – мастерский ход. Теперь важно в такой жё чёткой манере подойти к составу команды. После ухода Баттона, Росберг – их единственный пилот. Да, он хороший парень, но хорошие парни становятся ещё лучше рядом с напарниками, которые заставляют их совершенствоваться 24 часа в сутки. Команде необходимо проявить осторожность в выборе топ-пилота во второй кокпит. Иначе преимущество окажется на стороне "Ред Булл" и Феттеля, а "Мерседес" будет в роли догоняющего.

 

А что по поводу слухов о Михаэле Шумахере?

 

Не верю, что во всём этом есть хоть капля правды – по крайней мере, ориентируясь на ту информацию, что у меня есть. Окно для возвращения было открыто после аварии Фелипе Массы. Будь Михаэль в форме, он мог бы выступить в трёх-четырёх гонках, получить заряд адреналина и посмотреть, на что способен. Но я не верю в том, что он готов провести полный сезон. Это моё личное мнение.

 

Вас удивил переход Дженсона в "МакЛарен"?

 

На самом деле нет. Это был ход в стиле Рона Денниса – пригласить в команду двух британских чемпионов мира. С другой стороны, уверен, Росс Браун не был удовлетворён выступлениями Дженсона во второй половине года. Но если "Мерседес" не сможет найти гонщика, который по уровню соответствует Дженсону, у них будут проблемы. Я не знаю, кого они могли бы пригласить.

 

Росс Браун и "Мерседес". Как будут развиваться их взаимоотношения? Кто будет главнее?

 

Росс Браун и команда. "Мерседес" будет заседать в совете директоров и участвовать в принятии решений. Главнее всегда тот, кто добивается успеха. Другие варианты не имеют смысла.

 

Поговорим о сезоне-2010. Которая из пар пилотов, по-вашему, является наиболее многообещающей: Алонсо и Масса, Хэмилтон и Баттон, Феттель и Уэббер, или же Росберг и кто-то ещё?

 

Дуэт "Феррари" Алонсо и Масса, а также пара британских чемпионов "МакЛарен" – это очень и очень конкурентоспособные составы. Также на протяжении минувшего сезона мы наблюдали, как Феттель и Уэббер подгоняют друг друга. Таким образом, "Серебряным Стрелам" предстоит противостоять командам с топ-пилотами. Моё мнение: все топ-пилоты уже разобраны.

 

Новейшая история Формулы 1 ещё не знала такого большого количества команд, которые собираются дебютировать в новом сезоне. Они все выйдут на старт в Бахрейне?

 

Начнём с команды, которую можно называть "Заубер" – то, что осталось от "БМВ Заубер". У них есть инфраструктура, специалисты, и инвестор, готовый работать с командой, однако всё равно нет ясности, доберутся ли они до старта сезона-2010. С другой стороны, у нас есть четыре команды, о которых трудно судить. Для меня наиболее сомнительным является американский проект. Они, кажется, на нулевой стадии.

 

У "Кампос", похоже, есть основа – по крайней мере, на днях их автомобиль получил омологацию ФИА, а это большой шаг вперёд по сравнению с соперниками. Как продвигаются дела у "Лотус" и "Манор" – я понятия не имею. Факт в том, что они подали заявки, ориентируясь на введение ограничения бюджетов в 2010 году. Как мы знаем, это было отложено на год, и может стать камнем преткновения для какой-то из новых команд. Зима покажет, как идут дела.

 

В ноябре на Гран При Абу-Даби состоялась последняя дозаправка в Формуле 1. Гонки с полными баками – новое испытание для команд и гонщиков, диктуемое изменениями в регламенте. Хорошая идея?

 

Это хорошая идея с точки зрения экономии. С другой стороны, дозаправки могут быть довольно зрелищными. Достаточно вспомнить, что произошло, когда в Сан-Паулу Хейкки Ковалайнен покинул механиков, а из горловины бензобака его "МакЛарен" остался торчать заправочный шланг. Однако запрет на дозаправки – действительно вызов для команд, ведь гонку придётся начинать с топливном грузом в два раза превышающим нынешний – 170 или 180 кг, вместо привычных 80. Поиск оптимального баланса будет интереснейшей задачей. Гонщики также получат новый опыт. Я хорошо помню, какого гоняться на машине, бак которой заполнен под завязку. Командам и гонщикам придётся искать новые стратегические подходы к каждой гонке.

 

Материалы по теме:

 

Есть первый немец!

И больше такого не будет!

 

Перевод: Татьяна Монтоя, Sport.ru

Sport.ru