McLaren – одна из старейших команд чемпионата Формулы-1, со своей богатейшей историей побед. Коллектив из Уокинга по количеству выигранных командных титулов уступает только двум другим старейшим “конюшням” – Ferrari и Williams. Но, если мы уже привыкли в последнее время видеть Williams на задворках пелетона, принимая это как должное, то вот в McLaren в последние годы четко показали – они вполне способны побеждать, при этом из года в год участвуя в распределении самых высоких призовых мест. @Sport.ru пытается разобраться, что же все-таки случилось с командой Мартина Уитмарша в этом сезоне, и как долго может продлиться кризис в Уокинге...

 

Итак, что же “убило”, а если и не убило, то “покалечило” команду из Уокинга в этом году? Если в случае с той же Williams в свое время причиной спада стали многие факторы, а одним из ключевых оказалось отсутствие должного бюджета, то в ситуации с McLaren все наоборот. Да, да, вы не ослышались – именно слишком большой бюджет, который было некуда тратить, и стал главной причиной провала в этом сезоне коллектива Мартина Уитмарша.

 

"Да-да, "Серебряных стрел" сгубил слишком большой бюджет, который было некуда тратить, и стал главной причиной провала в этом сезоне коллектива Мартина Уитмарша"

 

А как иначе объяснить тот факт, что в переходный сезон, последний год “атмосферников” в Формуле-1, перед стартом “новой турбоэры”, коллектив потратил аховую сумму на разработку нового шасси, причем в то время, как остальные команды в большинстве своем, обошлись банальной эволюцией предыдущей версии болида? А объяснение, на самом деле, достаточно простое – в McLaren ну слишком уж хотели выиграть в этом году. Сезон 2013-го года стал годом празднования юбилея для британской компании – именно в 1963-м году первые болиды команды McLaren “вылупились” на свет и появились на гоночных трассах мира.

 

Правда, в Формулу-1 команда пришла чуть позже, о чем мы еще упомянем в дальнейшем. Разумеется, такую круглую дату, как 50 лет команде, в Британии решили отметить с размахом. Построить новую, чемпионскую машину, и выиграть титулы в обоих зачетах. Однако, “гениальная” идея наступить на те же грабли, что и Ferrari годом ранее, поставив переднюю подвеску на тягах, перечеркнула все задумки уокингцев.

 

Еще перед стартом сезона многие говорили – у “пулл-родного” птенца Мартина Уитмарша нет никаких шансов воспарить выше облаков. Так сказать, главное, чтобы он вообще от земли оторвался. Он и оторвался. На уровне пятиэтажки. В итоге команда мечтала о титулах, трофеях и признании, а получила только “пинки”, тычки и критику. Излишнее желание победить сыграло с британским коллективом очень злую шутку – в итоге удел MP4-28 – бороться в середине пелетона с командами уровня Force India за попадание в пятерку сильнейших. О подиумах же, как бы не грезилось, пришлось и вовсе забыть.

 

Хотя здесь стоит обратиться к истории – в свои юбилейные ХХХ3-е годы, McLaren не выигрывал никогда. То одно, то другое, но что-то уокингцам всегда мешало с триумфом завершить юбилейный сезон. А вот с другими юбилеями, с юбилеями именно в Формуле-1, у команды дела обстояли получше – это и титул Джеймса Ханта в 1976-м, да и Прост десять лет спустя не подкачал. И, пусть в эти годы McLaren не выигрывал Кубок Конструкторов, неудачными их выступления в те сезоны назвать нельзя.

 

Возможно, что так получится и сейчас – именно в 2016-м McLaren-Honda, аки птица феникс, восстанет из пепла и снова выиграет парочку титулов. Но вот получится ли у команды что-нибудь раньше своего пятидесятилетия в Формуле-1? Ответ приводит в ужас поклонников коллектива – вряд ли.

 

Следующий сезон станет первым с турбомоторами, но последним для McLaren с силовыми агрегатами от Mercedes. Это уже автоматически заставляет команду из Уокинга больше сосредоточиться на 2015-м году, первом сезоне после возвращения в Королевские гонки концерна Honda. Однако и 2015-й может пойти не так, как хотелось бы директорам британской команды – первый сезон с новыми моторами, которые будут котами в мешке. Что может быть хуже для победных перспектив?

 

"Следующий сезон станет первым с турбомоторами, но последним для McLaren с силовыми агрегатами от Mercedes"

 

Дженсон Баттон, правда, смотрит на всё весьма оптимистично. "Когда у вас проблемы, вы начинаете разбираться в мельчайших деталях, и когда проанализируете их все, общая разница может оказаться весьма значительной.Кто знает, если бы все шло по накатанной, и в этом сезоне мы одержали пару побед, то смогли бы выиграть еще несколько Гран-при в следующем году, а затем еще раз. Но теперь, после возникших сложностей, мы взялись досконально во всем разобраться, прибавить во всех компонентах, поработать над каждой мелочью. Думаю, это позволит нам стать сильнее к началу следующего чемпионата.

 

Такое с нами уже бывало - в 2009-м. Думаю, в будущем нынешняя ситуация принесёт команде немало пользы. Досадно, когда у вас сложности, но если пройти их, то в долгосрочной перспективе вы станете сильнее" - чемпион мира четырёхлетней давности по большому счёту прав.

 

Отсюда мы и приходим к неутешительному выводу – McLaren только в 2016-м может ждать спокойный, успешный сезон. В год их пятидесятилетия в Формуле-1. А до тех пор команде остается только надеяться на лучшее. Надеяться на успех, приходящий неожиданно. И продолжать принимать участие в праздновании своего юбилея. Но праздник этот – очень грустный. За чем мы и наблюдаем по ходу этого сезона...

Александр Кожевников, @Sport.ru

Sport.ru