"В один прекрасный день Господь решил создать идеального гонщика. Он вложил в него все: талант, мужество, невероятные рефлексы, эгоизм, амбиции, жесткость, интеллект, инстинкты, интуицию, настойчивость, выносливость, хватку, твердость характера, хитрость, злость, техническое чутье, чувствительность, харизму. А потом назвал его Сенной", - так один из журналистов однажды отозвался о Айртоне Сенне. В этом году исполняется 20 лет со дня смерти Великого Волшебника. Тем не менее, несмотря на долгий срок, желто-зеленый бразильский флаг с портретом Легенды периодически появляется на этапах "Больших призов". Сенна все так же известен, так же популярен, как и 20 лет назад. Айртон - не забыт... @Sport.ru вспоминает карьеру легендарного пилота...


Маленький Айртон за рулём своего первого карта

Он родился 21-го марта 1960-го года в Сан-Паулу. Родился, чтобы проделать беспрецедентный путь из Сан-Паулу на самую вершину автоспорта. Родители Айртона были богаты, поэтому в возрасте четырех лет он получил свой первый карт - лучшую игрушку для бразильца, наряду с футбольным мячом. Но о футболе Айртон даже не думал - с того самого дня, когда четырехлетний мальчуган сел в свой первый карт, он не мог и подумать ни о чем другом, кроме как о гонках. С самых юных лет Айртон отличался дотошностью в настройке своей техники. И, пусть его противники в национальных чемпионатах были гораздо старше и опытнее, Сенна сумел выиграть несколько младших классов, а в возрасте 17 лет, в 1977-м году он одержал победу в южноамериканском чемпионате по картингу.


Ещё в картинге Айртон произвёл настоящий фурор

Затем было несколько успешных лет уже на международной арене - в начале восьмидесятых Айртон сделал себе имя в британском чемпионате Fomula Ford, однако имя это было... девичьей фамилией его матери - его настоящая, да Силва, была слишком известна в Бразилии и, чтобы не позорить имя отца, Айртон совершил свой шаг в мир большого автоспорта именно как Сенна. В 1983-м году Сенна одержал победу в британской Формуле-3, и в том же году выиграл престижнейшую гонку в Макао. И уже следующий, 1984-й год предоставил Айртону возможность проявить себя в Формуле-1 с командой Toleman. И, несмотря на слабенький болид, уже во второй гонке сезона Сенна финишировал в очках, а на шестом этапе чемпионата буквально разгромил своих соперников под дождем в Монако, пусть и не выиграв ту гонку, но оказавшись моральным триумфатором сражения на узких улочках княжества.


Айртон в 1983-м году

По итогам первого своего сезона в Формуле-1, несмотря на низкий уровень надежности Toleman TG184 Айртон трижды финишировал на подиуме. Но кроме этого, Айртон запомнился в тот сезон, как и невероятно точный, дотошный и грамотный пилот. Много лет спустя его первый гоночный инженер Пэт Симондс вспоминал о случае на Гран-при США в Далласе, когда Айртон попал в аварию на тренировке. "Он подошел и сказал нам, что он не мог врезаться в стену, что она, должно быть, подвинулась сама! Разумеется, мы только посмеялись над молодым пилотом", - вспоминает Симондс.


Близко расположенные отбойники на трассе в Далласе таили опасность для пилотов

"Но Айртон был жутко расстроен, и настоял на том, чтобы мы пошли и посмотрели место аварии. Самое интересное мы увидели там - бетонные блоки и в самом деле передвинулись ближе к трассе после того, как кто-то из молодых гонщиков гонки поддержки в том же самом месте промахнулся в поворот и стукнул колесом о стену. Айртон всегда пилотировал на пределе, разумеется, он проезжал максимально близко к этой стене. И та пара миллиметров, на которые была сдвинута стена, действительно оказали огромное влияние. Такой невероятной точности в пилотировании я не видел никогда, вот что я тогда подумал", - рассказал Пэт Симмондс.


Пэт Симмондс и Айртон Сенна

Разумеется. самые положительные впечатления Айртон оставил не только у коллег по Toleman, но и у всего пелетона, что вылилось в итоге в приглашение молодого бразильца в легендарную Team Lotus - команду, для которой Айртон сам стал частью истории. Уже в своей второй гонке за команду Петера Уорра, Айртон одержал победу в португальском Эшториле, под проливным дождем, а, добавив к этой победе еще и триумф в Спа и четыре финиша на подиуме. Айртон завершил тот сезон на четвертом месте в чемпионате. В следующем году по итогам чемпионата Айртон повторил этот четвертый результат, записав на свой счет еще две "виктории" - в Испании и Детройте.

В 1987-м году Lotus сменила  "оперение" с традиционного черно-золотого на желтое - цвета главного спонсора, Camel, однако для Айртона абсолютно ничего не изменилось - на сей раз он сумел добиться третьего результата по итогам сезона, снова дважды одержав победы - снова в Детройте, а за три недели до этого и в Монако, с которой у Сенны были связаны с одной стороны приятные, а с другой - обидные воспоминания. Однако Айртон понимал - если он хочет добиться большего, если он хочет титулов, то ему нужно уходить в коллектив посильнее. В итоге выбор Айртона пал на McLaren, обладающий моторами Honda, к слову, теми же, на которые годом ранее перешел Lotus.  Айртон никогда не признавал авторитетов, будь то кто угодно, даже кумир бразильских болельщиков нельсон Пике. И уже в тот момент, когда Айртон поставил подпись под контрактом, Ален Прост и его менеджеры понимали - отныне легкой жизни у них не будет...


Гран-при Венгрии 1987-го года. Последний "спокойный" подиум Сенны и Алена Проста

В 1988-м году дуэт Сенна-Прост сделал McLaren MP4/4 одним из самых успешных болидов в истории Формулы-1 - 15 побед на 16 этапах стали беспрецедентным господством команды над соперниками. Что до противостояния Сенна vs. Прост, то здесь, как это логично, чемпионом мог стать только один. И этот сезон подарил болельщикам самое невероятное противостояние в истории Формулы-1, противостояние напарников на равных машинах, как на трассе, так и за ее пределами. В итоге на Гран-при Японии Айртон выцарапал-таки чемпионскую корону у Алена. За этот сезон Сенна одержал восемь побед, а одним из самых знаменательных и интересных событий стал его поул в Монако - по мнению всех, в том числе и по словам самого Айртона, во время своего быстрого круга бразилец впал в транс, что позволяло ему ехать еще быстрее, чем это просто возможно.


На последний этап чемпионата мира Айртон приехал в ранге чемпиона мира, и болельщики приготовили для него приятный сюрприз

В следующем сезоне, все же, Ален Прост и Айртон поменялись ролями, и после весьма спорного финала сезона француз оформил свой третий титул. После аварии в шикане на Сузуке Прост сошел с трассы, Сенна гонку продолжил и одержал уверенную победу, но из-за инцидента с Аленом Айртона дисквалифицировали и чемпионом мира стал француз. В итоге Айртон долгое время "угрожал" Федерации автоспорта своим уходом из Формулы-1, поскольку считал решение FISA несправедливым и обвинял Федерацию, а именно - ее президента Жана-Мари Балестра в подыгрыше своему соотечественнику. Однако в конечном итоге, после отдыха в Бразилии во время зимнего перерыва, Айртон все же принял решение остаться. А вернулся в чемпионат еще более злым и жадным до побед...


Прост уже покинул кокпит, Сенна же ожидает, пока его вытолкают на трассу маршалы - однако это не поможет, и Айртон будет дисквалифицирован за "возвращение в гонку не в том месте, в котором её покинул"

В 1990-м году снова разборки за титул велись между Сенной и Простом, и снова на Сузуке. однако на сей раз все прошло куда как "проще" - во всяком случае, без вмешательства FISA... Айртон попросту протаранил на старте гонки Проста, а, поскольку бразилец в тот момент лидировал по очкам, он и стал чемпионом после обоюдного схода. Фактически, этот таран был местью за 89-й, когда Сенну, по мнению самого бразильца, незаслуженно лишили чемпионского титула. К слову, Прост в том году уже не был напарником Сенны - если Айртон был недоволен после концовки 89-го FISA, то Прост остался недоволен руководством McLaren, обвинил их в полной поддержке бразильца и... ушел в стан непримиримого врага команды из Уокинга - Ferrari! Но в итоге даже это не помогло французу в борьбе с Сенной в 90-м...

К тому времени Айртон уже стал легендой у себя на Родине, в Бразилии, и жители южноамериканской страны боготворили Сенну. Но не только за спортивные заслуги - Айртон проявлял себя еще и с человеческой, духовной стороны - с одной стороны материальная поддержка нищим из фонда имени Айртона по борьбе с бедностью, а с другой - счастье, которое он приносил жителям Бразилии каждое второе воскресенье по ходу сезона Формулы-1 своими победами... В 1991-м году Айртону не было равных на трассах Формулы-1, и он с легкостью оформил свой третий титул. За этап до конца, на Гран-при Японии, его главный соперник в том сезоне, Найджел Мэнселл еще имел теоретические шансы на титул, однако совершил ошибку и вылетел с трассы. В тот момент Айртон уже стал чемпионом. На последних кругах гонки Айртон легко справился с Герхардом Бергером, своим напарником по команде, но перед самым финишем пропустил австрийца к победе в знак признательности и благодарности за хорошую поддержку по ходу всего сезона.


Гран-при Японии 1991-го года. Айртон пропускает Герхарда Бергера к победе

1992-й год, однако, сложился для Mclaren уже не так хорошо - британская команда явно уступала Williams, которые сумели построить очень быстрый и инновационный болид. Но даже в таких условиях, в роли отстающего, Айртон сумел оформить три победы по ходу сезона - в Монако, Бельгии и Венгрии. Особенно запоминающимся оказался триумф на узких улочках княжества - в Монте-Карло Айртон был намного быстрее Мэнселла, безоговорочно бывшего самым быстрым в пелетоне за счет своего FW14B. Мартин Брандл отметил тогда: "Сенна наделен талантом от Бога, талантом, который я больше нигде не встречал. У него фантастическое шестое чувство, он ощущает машину как никто другой. Он всегда выжимает из болида больше, чем-то, на что он способен".


В Монако Айртон всегда был лучшим - но в 1992-м году это проявилось особенно, он сумел опередить на финише Мэнселла, не уступавшего среднюю ступень пьедестала почёта на протяжении первых пяти этапов чемпионата

В общей сложности шесть завоеванных побед в Монте-Карло сделали Айртона просто королем на улочках этого княжества - превзойти этот результат не удалось до сих пор никому. даже Михаэлю Шумахеру. Но для Айртона государство на Лазурном берегу стало еще и родным домом - добившись успеха Айртон, как и многие, переселился именно в Монако. Живя неподалеку от трассы, Айртон в 1988-м, после своего неожиданного для многих схода (Айртон на тот момент уверенно лидировал, но врезался в рельс безопасности перед входом в туннель) отправился не в боксы своей команды, McLaren, а отправился домой, где и пропал на несколько часов. В паддоке потеряли бразильца, но, как выяснилось, он просто принял душ и лег спать, не ожидая подобного переполоха...


Стюарды ещё эвакуируют болид, а Айртон уже дома и принимает душ

После неудачного 1993-го года, во многом связанного с потерей Honda в качестве моториста и перехода McLaren на моторы Ford, Сенна поставил своей целью переход в Williams. Титул в 1993-м взял непримиримый соперник Айртона, Ален Прост, однако и Айртон запомнился несколькими уверенными гонками, среди которых стоит отметить феноменальный Гран-при в Доннингтоне - когда под дождем Сенна за три четверти круга сумел прорваться с пятого места в лидеры гонки. В последней же гонке сезона, в Австралии, Сенна одержал победу. Эта победа стала последней в карьере талантливого бразильца, и этим триумфом он поставил жирную точку в своих отношениях с командой McLaren - в следующем, 1994-м году Айртон уже "собрал чемоданы" к сэру Френку Уильямсу...


Айртон празднует свою победу в Доннингтоне. 1993-й год

1994-й должен был стать сезоном, в котором самый быстрый гонщик пелетона выступал бы на самой быстрой машине... Однако Федерация автоспорта перед сезоном спутала все карты Williams, изменив регламент и, тем самым, испортив Williams песню - преимущество команды из Гроу стало уже не столь впечатляющим. Чтобы добиться большего в команде пошли на риск, но он не оправдался - несмотря на два поула в начале сезона, даже Айртону не удавалось справиться с болидом, и бразильский Волшебник не сумел закончить ни одной гонки. С каждой минутой давление на Williams становилось все больше и больше...


Начало карьеры в Williams ознаменовалось для Сенны только сходаи и авариями

Третий же этап сезона, Гран-при Сан-Марино с самого начала начла подтверждать от статус. который он получил позднее - черный уик-энд. Сначала жуткая авария пилота Jordan Рубенса Баррикелло, а затем и гибель Роланда Ратценбергера в квалификации... Третий подряд завоеванный поул не принес Айртону никаких положительных эмоций... Продолжилась "жатва" и на старте гонки - авария Педро Лами и Юрки Ярвилехто сопровождалась градом осколков, попавших на трибуны и нанесших серьезные травмы зрителям. На трассу вышел пейс-кар, а после рестарта, в скоростном повороте Tamburello, на полной скорости Айртон Сенна, трехкратный чемпион мира проехал по прямой и ударился в бетонную стену. Осколок подвески пробил шлем Сенны, нанеся тяжелую черепно-мозговую травму, несовместимую с жизнью. Однако врачи делали все возможное, гонка была остановлена, а Айртон был отправлен в больницу, сражаться с самым страшным соперником - смертью...


Имола. За секунду до трагедии...

А спустя несколько часов Великого Бразильца не стало... Он скончался в госпитале Маджиоре... Все сводки новостей в те дни были заполонены информацией из Имолы. После фатальных аварий Сенны и Ратценбергера автодром был подвергнут серьезной реконструкции, но это уже не могло вернуть жизнь Айртону... Причиной аварии Сенны назвали неисправность рулевой колонки. Дэмон Хилл, напарник Сенны заявлял тогда: "Я единственный человек, который знает, каково это - управлять FW16 в Tamburello". Не исключал даже сам Хилл и пилотской ошибки. Особенно учитывая сложность в управлении болидом Williams, на которую ссылался британец и серьезное давление, оказываемое как на команду, так и на Айртона. Вполне возможна, по мнению Хилла была банальная пилотская ошибка, ведь Айртон всегда пилотировал на пределе возможного...


Гран-при Монако. Первый этап чемпионата мира без "Волшебника"...

На Родине же Айртона не могли поверить в случившееся. После того, как тело Волшебника было перевезено из Италии в Бразилию на улицы Сан-Паулу вышли более миллиона человек. В стране был объявлен трехдневный национальный траур, и попрощаться с Айртоном пришли свыше полутора миллионов человек. Он был кумиром в своей стране, и, остается им и по сей день, с 41-й победой и 65-ю поулами являясь одним из самых успешных гонщиков в истории "Королевских гонок"... Покойся с миром, Айртон...


Александр Кожевников, @Sport.ru

 

Sport.ru