За последние 2 года российский спорт потерял множество профессиональных команд. Впереди возможное исчезновение ФК "Москва", "Крыльев Советов" и "Лады". Sport.ru размышляет, почему в нашей стране невозможно создать самоокупаемый клуб, а в Европе и Северной Америке – держаться на плаву только за счёт богатых спонсоров.

 

Финансовые проблемы у российских команд в последнее время становятся печальной тенденцией. Но в тенденции этой нет ничего удивительного. Добиться того, чтобы в данный момент времени футбольный или хоккейный клуб был самоокупаемым, невозможно. Дело тут совсем не в кризисе.

 

За последние несколько лет количество денег в профессиональных видах спорта существенно увеличилось. Чтобы команда оставалась конкурентоспособной, в неё нужно вкладывать всё больше и больше. Посмотрите на суммы трансферов или зарплаты игроков. Ещё 5-6 лет назад трудно было представить, что за одно лето клуб может потратить на переходы игроков больше 200 миллионов евро, а хоккеистам в России будут готовы платить по 10 млн. долларов в год.

 

Но если европейские и североамериканские команды действительно имеют право распоряжаться такими деньгами, то в России подобные суммы только развращают большой спорт. К хорошему привыкаешь быстро, но на данный момент в нашей стране по-прежнему ни один профессиональный клуб не зарабатывают самостоятельно. Бюджет формируют спонсоры, которые содержат команду по разным причинам, одна из которых – благотворительность.

 

Возможно, руководители клубов и рады были бы изменить ситуацию, но в настоящих условиях это просто нереально. Копилка европейской команды пополняется в 3 потока: атрибутика+билеты, продажа прав на телетрансляции, спонсоры. Но, во-первых, уровень жизни в России не самый высокий. Большинству россиян просто не по карману регулярно покупать билеты на стадион, даже если они будут стоить 300-400 рублей. По той же причине болельщики равнодушно относятся к клубной атрибутике.

 

"Копилка европейской команды пополняется в 3 потока: атрибутика+билеты, продажа прав на телетрансляции, спонсоры"

 

Во-вторых, как это не странно, ни футбол, ни хоккей в России никому не интересны. Рейтинги спортивных телетрансляций проигрывают всему, чему можно проигрывать. Если футбол/хоккей просто так никто не смотрит, то о платных трансляциях, которые составляют существенную часть бюджета зарубежных команд, и речи быть не может. Дабы не быть голословным, можно обратиться к мнению генерального директора канала "Спорт" Василия Кикнадзе: "Сумма, за которую нам предлагали сублицензию, была в 6 раз больше, чем та сумма, которую мы могли выручить от реализации рекламных возможностей – то, за счёт чего живет канал. Не только мы отказались участвовать в объявленном "НТВ-плюс" тендере. Ни одна телекомпания не согласилась участвовать на предлагавшихся условиях".

 

Ну а в-третьих, не будем забывать о российском менталитете. Даже малейший намёк на то, что за просмотр футбола придётся платить, вызывает у болельщика ярость. Слишком сильно русский человек любит халяву.

 

В Европе и за океаном ситуация прямо противоположная. Билеты там значительно дороже, чем в России, но стадионы в большинстве своём заполняются, атрибутику с прилавков просто сметают. Например, в прошлом плей-офф НХЛ на домашних матчах "Калгари" стадион постоянно был окрашен в красный цвет. Почти все 20 000 хоккейных болельщиков пришли на арену в свитерах любимой команды.

 

"Во-вторых, как это не странно, ни футбол, ни хоккей в России никому не интересны. Рейтинги спортивных телетрансляций проигрывают всему, чему можно проигрывать"

 

Ну и трансляции за рубежом приносят клубам немалую часть бюджета. В той же английской Премьер-лиге даже аутсайдеры чемпионата получают за телекартинку столько, что на эти деньги можно неплохо существовать. Примечательно, европейцев, которых бы возмущало платное телевидение, совсем нет.

 

Конечно, у многих команд, даже самых крупных, есть долги. Но это часть футбольного бизнеса. Даже если клуб становится банкротом, он при грамотном руководстве может вернуться на былые позиции. Пример "Пармы" и "Фиорентины" всем известен.

 

Болельщики существуют для команды, команда – для болельщиков. Но в России на деньги спонсора можно жить и без фанатов, а фанатам необязательно ходить на стадион, чтобы команда существовала. Такая ситуация для нас вполне привычна.

 

За границей убыточный проект невозможен, просто потому что спорт – это бизнес, который должен приносить прибыль, а если этого не происходит, клуб либо переезжает в другой город, либо меняет владельца, либо просто ликвидируется. В России, напротив, команду, которая приносит доход, создать не представляется возможным. Профессиональный спорт в нашей стране существует, пока есть заинтересованные в нём богатые меценаты. Но они всё чаще находят другие варианты для траты денег, либо деньги эти вдруг заканчиваются.

 

Можно ли что-то поменять – вопрос риторический.

 

Материалы по теме:

 

"Улетают "Крылья"

 

"Гуд бай, "Москва", гуд бай!"

 

Василий Богачёв, Sport.ru

Sport.ru