Sport.ru  попытался разобраться в природе любви и ненависти, которую заключают на себе успешные клубы в футбольном мире. Что позволяет им вести себя словно напыщенным фазанам, не считаться с окружающими и лепить при этом непорочных ангелочков…

 

Не секрет, что успешные клубы привлекают к себе наибольшее внимание и пользуются наибольшим интересом и любовью во всём мире. Если ты успешный, ты запросто можешь найти поклонника в любом уголке мира точно также как и увидеть клубную футболку в любой части света, будь то Африка или Азия. На трибунах твоего стадиона всегда будет битком народа и среди знакомых лиц ты всегда найдёшь то ли китайские, то ли арабские то ли ещё какие глаза, которые будут с интересом и вожделением взирать на тебя из-под клубного шарфика или натянутой шапки с эмблемой клуба. Этот обычный атрибут успешности, особенно ярко можно увидеть на трибунах английских стадионов практически на любом матче Премьер-лиги. Но как обычно, этот аспект, как и любой другой имеет два конца. С одной стороны это приятно, это помогает быть ещё более успешным за счёт дополнительных поступлений бюджет клуба. С другой же…

 

Не секрет, что успешность английской лиги во многом стала возможной благодаря вниманию к местному чемпионату во всём мире. Финансовое благополучие лондонского "Арсенала" и манчестерского "Юнайтеда" построены на интересе к клубу болельщиков далеко за пределами страны. И уже не известно, где больше людей, готовых выложить свои кровные деньги за право обладать свежей клубной майкой  "Красных дьяволов", в самом Манчестере или далеко за его границами, а то и вовсе на других континентах. Как тут не вспомнить шутливо-стёбную песенку любого выездного лондонского суппорта на "Олд Траффорд": "До встречи на обратном пути", намекающую на то, что большая часть болельщиков манчестерского клуба после матча будет возвращаться домой вместе с приезжими фанами.

 

Всё это здорово, но эта ситуация имеет и другую сторону. После того, как "Арсенал" переехал с "Хайбери" на "Эмиратс", стало ясно, "Арсенал" уже никогда не будет таким, как прежде. И по-настоящему семейная, что традиционно для Англии, обстановка "Хайбери" навсегда ушла в небытие. То же самое касается и "Манчестер Сити". Насколько удобен и приятен новый стадион "Горожан" имели возможность убедиться тысячи болельщиков питерского "Зенита", когда их любимая команда выиграла на нём кубок УЕФА. Но "Сити оф Манчестер" лишь один из многих современных стадионов, без какой либо особой атмосферы, такой, например, какой она была на старом "Мэйн Роуд". Ради успеха, ради погони за временем клубы вынуждены лишаться части своей истории, части своей особенности и семейности, традиционности, неповторимости. Но при этом все они хотят соответствовать девизы "наш клуб – больше чем клуб". Коему из последних сил, к примеру, стремится соответствовать "Глазго Рейнджерс".

 

"Деньги решают в современном футболе практически всё. Можно даже купить себе любовь болельщиков…"

 

Когда вы зайдёте на легендарный "Ноу Камп", на его трибунах увидите надпись на каталонском "mеs que un club", что означает ни что иное, как "больше чем клуб". Конечно, не согласиться с тем, что "Барселона" уже давно стала для многих больше, чем просто футбольным клубом, а противостояние с тем же мадридским "Реалом" больше, чем просто футболом, выяснение на полях Европы, кто всех краше и милее – больше чем просто спортом. "Барселона" для десятков, а то и сотен тысяч уже давно превратилась если не в смысл, то в часть жизни так точно. Если не все, то многие счастливые и не очень моменты жизни так или иначе связаны именно с "Барсой". Так что, получается "блаугранос" особенны? Нет и ещё раз нет! Точно такими же правами на "больше чем клуб" пользует и "Атлетик" из Бильбао или "Бетис". Выступающий сейчас в Сегундо. Точно также "больше чем клубом" может называться любой клуб с любого уголка земли, который имеет традиции, историю и преданных болельщиков. Так в чём же особенность именно "Барселоны"? Пожалуй, в том, что трудно найти любой другой клуб, который пользовался бы такой любовью и в то же время был бы настолько ненавидим.

 

Почему так получается? Как клуб успешный и популярный, каталонский клуб к тому же и очень богатый. А с высоты своего величия может позволить смотреть на других сверху вниз. Например, забирая у "Валенсии" идола "Местальи" Давида Вилью преподнести это не как воровство невесты из-под носа жениха, а как великую честь, что такой уважаемый шах положил глаз на красавицу и сделал её любимой женой. Сомневаюсь, что болельщики самой "Валенсии" в восторге от такого почёта. Вы резонно возразите, что это удел современного футбола и в нём всегда богатые забирают игроков у бедных. Да! Но почему именно в случае с "Барселоной" это вызывает столько разговоров? Почему это не так раздражает в случае с "Реалом"? Всё очень просто, сегодня "Барселона" сверхуспешна! И пусть Лигу Чемпионов выиграл "Интер", думаю, мало кто усомнится в том, кто на сегодня является самым сильным в мире. А там где успех, наряду с уважением всегда присутствует и зависть, которая легко трансформируется в ненависть. Вспомните времена "галактикос" в Мадриде. Ещё вопрос, кого было больше, тех, кто любил тот "Реал" или тех, кто его ненавидел.

 

"Могу себе позволить жить так, как хочу. И плевать на всех…"

 

Вот по этому пути идёт сейчас и "Барса", наживая по пути, как новых почитателей, так и ещё больше недругов. И трансфер лучшего испанского нападающего из Примеры лишь первая ласточка. После предполагаемой покупки самого сильного (наряду с Фернандо Торресом) испанца из-за границы, Сеска Фабрегаса, эта тенденция лишь усилится. Правда, тут стоит быть честным и признать, что в случае с Сеском и "Арсеналом" не стоит воспринимать ситуацию, как с уводом невесты у "Валенсии", всё-таки лондонцы более чем успешны в финансовом плане и могут пойти на это лишь  сугубо из экономической выгоды. Но кого это, по большому счёту, волнует то? Болельщики воспримут это лишь как прихоть капризной девицы, не знающей куда деть свои миллионы и готовой выбросить, пусть и за красивую, но абсолютно ненужную вещь (тут идёт речь не конкретно о Сеске или Вилье) целое состояние, как то было в прошлом сезоне с защитником донецкого "Шахтёр" Дмитрием Чигринским.

 

Разговор о том, кто  выиграл, а кто проиграл в деле с Чигринским оставим на потом, тут же остановимся на том кристальном имидже, который при всех своих далеко ни кристальных поступках, старается держать  "Барселона". В пику всему футбольному миру, а никак иначе этот ход и назвать нельзя, каталонцы вместо того, чтобы обзавестись титульным спонсором, сами стали на своих футболкам рекламировать  Unicef, кичась тем, что только "Барса" не наживается на самом святом – клубной эмблеме, а сама ещё занимается благотворительностью. Но извините, если вы такие благородные, дарите добро людям тихо, и не кричите об этом на всех углах. Для многих деньги от титульного спонсора возможность всего лишь выжить в реалиях профессионального футбола и тех цен и зарплат, который растут как раз из-за таких бонз, как "Барселона". 

 

Другой аспект, вызывающий раздражение, что чуть ли не все поголовно игроки выражают мысль, что играть за "Барсу" их мечта и венец карьеры, как будто другие клубы кругом ущербны и неинтересны. Так может стоить изолировать её от остального мира, чтобы он не чувствовал себя таким ущемлённым? Я не хочу показать каталонцев исчадием ада и представить её болельщиков в дурном свете. Клуб действительно велик, с великолепной историей и замечательными игроками, как в прошлом, так и в настоящем. И проблема не в одной лишь "Барсе", повторюсь, так было и с "Реалом" времён Фигу-Зидана, так было и чуть раньше с "Миланом", скупавшим все сливки мирового футбола. Просто хочу сказать, не надо думать, что свет сошёлся на ком-то клином, и кто-то более велик или особенен, чем другой. Не надо делать из себя икону, смотреть на мир сверху вниз. Да, "Барселона" – больше чем клуб. Но точно также, как и "Килмарнок" из восточного Эйршира, что на юго-западе Шотландии. А чтобы далеко не ходить, можно привести пример и с Россией, где московский "Спартак", питерский "Зенит", московское "Динамо" (вставьте в этот список любой другой свой любимый клуб) имеет право быть, пусть чуточку, но всё же больше, чем просто футбольным клубом.

 

Александр Нешта. Sport.ru

Sport.ru