Сезон ФИА ГТ окончен. Названы чемпионы, определено, кто получит приглашения в Ле-Ман на следующий год. Как и во многих других чемпионатах, следующий год станет последним, проходящим по нынешним техническим требованиям. Так что, мы стоим на пороге новой эры, что у пессимистов вызывает самые дурные предчувствия, а более позитивно настроенные граждане ждут обострения борьбы на всех трассах Европы. Правда, и тех, и других объединяет дружное восхищение последней гонкой сезона на аргентинском “Потреро де лос Фюнес”…

 

Перед стартом первой гонки на новейшем автодроме была собрана специальная пресс-конференция, в которой участвовали все кураторы этого проекта.  Глава  провинции Сан-Луис, Альберто-Хосе Перез поблагодарил всех, кто помог в строительстве этого шедевра гоночной архитектуры: “Наконец-то этот день наступил. Результаты переговоров, проведённых в Буэнос-Айресе в январе 2008, материализовались в этот прекрасный автодром. Мечта жителей Сан-Луиса, принять у себя один из главных автоспортивных чемпионатов, стала явью. Для этого пришлось потрудиться, ведь, трасса была построена в самые кратчайшие сроки. Большую часть работы выполнили сами жители нашей провинции и местные компании. Теперь мы все сможем насладиться замечательной гонкой, что станет великолепным подарком для всех любителей автоспорта в Аргентине и по всему Миру.”

 

Стефан Ратель, организатор чемпионата, в свою очередь, вспомнил всю предысторию этой трассы: “Примерно 18 месяцев назад у нас была встреча с главой аргентинского автоклуба, Карлосом-Гарсиа Ремоги. Мы обсуждали возможность проведения этапа чемпионата в Аргентине. И тогда он рассказал мне о проекте в Сан-Луисе. Затем я прибыл в это замечательное курортное местечко, чтобы своими глазами увидеть, где люди собираются построить автодром. Меня провезли по дороге, которая должна была стать частью трассы. И, признаться, я сначала не смог представить, как здесь можно что-то подобное построить. Но затем господин Траверсо, министр туризма провинции уговорил меня заключить предварительное соглашение.

 

Теперь я невероятно счастлив, что принял, на тот момент, совершенно сумасшедшее решение. Я уверен, плод колоссального труда местных жителей станет одним из символов мирового автоспорта. Все самые известные трассы обычно очень скоростные, требовательные и к пилоту, и к машине; причём они максимально используют природный рельеф, а не рассчитаны на компьютере. Трассы вроде Ле-Мана, Спа или Батёрста известны по всему Миру. Теперь в этой прославленной компании по праву будет значиться и великолепный автодром в Сан-Луисе. Без сомнения, при всех трудах аргентинского автоклуба, с участием многих местных пилотов, “АКА Аргентина”, которая провела весь сезон в нашем чемпионате, этот этап станет украшением всего года и привлечёт небывалый зрительский интерес.”

 

В свою очередь, Карлос-Гарсия Ремоги, президент спортивной комиссии аргентинского автоклуба, выразил благодарность всем, кто превратил мечту в реальность: “От имени всего аргентинского автоспорта я хотел бы поблагодарить Сан-Луис за этот великолепный автодром, который соответствует требованиям ФИА категории 2. Это один из самых красивых автодромов Мира. Я благодарен всем жителям провинции, участвовавшим в создании этого чуда. Нас ждут великие гоночные выходные. Теперь в Аргентине помимо этапа чемпионата Мира по ралли проводится и гонка ФИА ГТ, что свидетельствует о возросшей значимости нашей страны в автоспортивном плане. Отдельно следует поблагодарить Стефана Рателя, поверившего в нашу мечту!”

 

После первых сессий, свободных заездов и предквалификации, пилоты, наконец, могли объективно оценить новую трассу. Естественно, комментарии учитывали и задачи на гонку, и приспособленность машины к весьма специфическим условиям. Фредерик Маковиеки с первых же кругов своими результатами доказал, что эксперты не зря причисляли его к фаворитам гонки. Пусть, последний старт был в 2005 году на вызвавшей много споров технике (памятная попытка установить на “Феррари” вместо рестрикторов на впускном коллекторе электронный “ошейник”, ограничивающий мощность). Но постоянное совершенствование навыков в ФФСА, где, в отличие от британского ГТ, например, на страт выходят машины категории ГТ, дало свои результаты. Француз признался, что не слишком рисковал на первых кругах, ведь покрытие было ещё очень пыльным и скользким.  

 

Ещё один претендент на самые высокие места, “Астон” команды “Гигавейв”, самоустранился после близкого знакомства со стеной. Филипп Петер только и успел проехать шесть кругов, отметить отличный баланс шасси и необычайную духоту в салоне.

 

Кто знает, как развивались события на трасе, если бы английская машина вышла на старт – скоростные прямые вполне подходят для “ДБР9” (Роб Белл отметил, что успевал разогнаться до шестой передачи раза три-четыре на круге), а проблемы со сцеплением постепенно уходили на второй план. Пилоты накатывали траекторию и времена постоянно улучшались.

 

СтартДжейми Дейвис из “Скудерия Экосс” не мог не отметить сходство Потреро де лос Фюнес и одной из самых скоростных трасс Европы, английского Тракстона, где боковые ускорения в поворотах настолько значительны, что на некоторых машинах с большими двигателями начинаются проблемы со смазкой коленвала. Англичанин также резонно заметил, что передвижение по трассе похоже на железную дорогу – с накатанной траектории сойти невозможно из-за пыли. Новичок “БМС Скудерия”, Хосе-Мануэль Бальбяни без лишних комплексов заметил, что по началу было попросту страшно нестись в железобетонном жёлобе, пусть и широком, на скорости под 250 км/ч. Но с каждым кругом пилоты заставляли себя атаковать трассу, вместо того, чтобы она сама терроризировала своих гостей. Несмотря на длинные прямые, Потреро де лос Фюнес весьма техничен. От пилота требуется неимоверная концентрация, будь то прямая “газ в пол”, когда машина норовит выйти из-под контроля (не “Мюльсан” на “Порше-917”, но всё же), или очередной выход из хитрого поворота, когда Ньютоно-метры так и норовят пусть колёса в букс.  

 

Как уже отмечалось, квалификация и в ГТ1, и в младшей категории выдались сверхнапряжённой. Что же сказали главные герои субботних заездов?

 

Марсель Фасслер : “Было очень-очень трудно. Трасса, пусть и красивая, но предъявляет к пилоту самые жёсткие требования. В начале сессии я допустил небольшие помарки на каждом из кругов. А потом и вовсе меня развернуло. Но под конец мне удался по-настоящему быстрый круг. Я очень счастлив повторить достижение Бернда Шнайдера (5 стартов с первого места в сезоне 1997 года), ведь, я знаю, насколько Бернд быстр. Мы с ним были напарниками по “Мерседесу”, вместе выступали в ДТМ. Мы и теперь поддерживаем контакт. Я только что отправил ему СМС – пускай порадуется за меня.”

 

Фредерик Маковиеки был менее многословен (что и понятно – поул уплыл прямо из-под носа) : “Я участвовал до этого всего в одном этапе ФИА ГТ и завоевал там поул. Мне и на этот раз хотелось бы стартовать первым, но не всё получилось. Впрочем, и второе место для нашей команды - прекрасный результат.”

 

Александр Неграу : “Для меня это почти домашняя трасса. Тем более обидно, что в этой квалификации мы собрали все наши ошибки, которые допускали по ходу сезона. Хотелось бы, конечно, побороться с “Фениксом” за второе место, но не думаю, что Майк с Фабрицио подпустят нас на расстояние атаки.”

 

Матиас Руссо : “Я горд принести Аргентине этот поул. Скорее всего, это впервые, когда аргентинский пилот будет стартовать первым в ФИА ГТ, ну уж в Аргентине – точно.”

 

Ричард Вестбрук  : “Невероятная по насыщенности сессия. Я прошёл первый быстрый круг – мне тут же сообщают, что Руссо быстрее; я завершаю второй круг с улучшением – в наушниках опять повторяют, что Матиас меня опередил. Должен сказать, Руссо сегодня провёл просто блестящую квалификацию. В своё оправдание мог лишь сказать, что наш “Порше” несёт балласт не только за успешные выступления на прошлом этапе, но и за то, что в экипаже оба пилота – профессиональные гонщики.”

 

Тим Муллен  : “От души поздравляю Руссо и всю командуАдвансд Инжиниринг”. Что касается нас, то нужно поблагодарить механиков, отремонтировавших машину после небольшого вылета. В гонке нам придётся совершить что-то невероятное, чтобы реабилитироваться за жестокое поражение в Золдере. Постараемся сделать всё, что в наших силах.”

 

В воскресение всем собравшимся на трибунах и окрестных холмах болельщикам предстояло увидеть захватывающее зрелище. Трудно сказать, сбросили ли темп в “Витафоне”, что было бы, не вылети Фасслер и так далее. Но феноменальная трасса подарила нам феноменальную гонку. Чего стоит хотя бы столкновение призёров уже после финиша и невероятный темп местных пилотов. Но обо всём по порядку.

 

Прогноз на победу бельгийского “Салина” перед гонкой казался весьма оптимистичным. Обе американские машины в этом году стабильно доезжали до середины дистанции в отличном темпе, а потом на них набрасывалась какая-нибудь очередная механическая хворь. Если уж кому из обладателей “С7Р” и должно было повезти, то это более опытному и известному коллективу “Ларбре”. Тем более в свете первого стартового ряда и выигранного старта. Маковиеки с Фасслером совершили своеобразную рокировку на страте и спокойно укатили от преследователей на первых кругах.

 

Ожесточённое сражение между двумя пилотами на заокеанской технике продолжалось вплоть до 19 круга, когда Марсель наконец поймал Фредерика на ошибке в медленном повороте и просочился на первое место. Первый звонок для “Ларбре” прозвучал, когда “Мако” на выходе из медленного поворота забрал очень широко и чуть не задел внешний отбойник. Окончательно гонка для французов была окончена в этом же повороте парой кругов спустя, когда за рулём был уже Бервиль. Та же самая ошибка стоила серьёзного удара левым передним колесом, и, хотя механики в спешном порядке попытались привести в чувство американского коня - не избежали схода по техническим причинам.

 

ПК КарспортК этому моменту лидировавший экипаж “Феникса” создал уже значительный отрыв от преследователей (Рикардо Ризатти отменно справился со своей вахтой и укрепил лидерство). Но второй победе Фасслера в сезоне не суждено было состояться. За 11 кругов до финиша швейцарец поймал-таки стену и сошел с развалившимся рычагом задней правой подвески. Всё это вывело в лидеры бельгийский “Салин” команды “ПК Карспорт”. Но Берту Лёнжину радоваться было некогда. Позади рычал второй, основной “Корветт” “Феникс” с претендентами на чемпионство за рулём. Хеземансу с Голлином нужно было обязательно финишировать первыми и надеяться на чудо, точнее невезение для Бартельса с Бертолини (в конце концов, сошёл же второй “Мазерати” из-за аварии).

 

Майк Хеземанс вырвался на первое место, но создать отрыв так и не смог, и Лёнжин за несколько кругов до финиша в первом повороте поймал на ошибке голландца и чистым манёвром восстановил статус-кво. В итоге, на финише двухчасовой гонки призёров разделило всего полсекунды! Но это ещё не всё. Увлечённые борьбой соперники не заметили клетчатого флага и столкнулись уже на круге почёта! В итоге “Салин” пришлось доставлять в закрытый парк судьям, а поступок Хеземанса, пустившего Лёнжина в эффектный разворот, ещё будет рассматриваться судьями.

 

Со всеми этими перипетиями борьбы за победу почти незамеченными остались подвиги ещё одной бельгийской команды, “СРТ”. Стартовав последними из-за неправильного комплекта шин в квалификации, бельгийцы провели свою, возможно, самую лучшую гонку в сезоне, даже по сравнению с победной для них дождливой Монцей. Новички, Кристиан Ледесма и Максим Суле прекрасно справились со сложнейшим испытанием – дебют за рулём шестилитрового “Корветта” на одной из сложнейших трасс в календаре.   

 

Естественно, все взоры были обращены на машину, финишировавшую пятой - экипаж “Витафона” опять стал чемпионским! На сей раз (второй после сезона 2006) корону ГТ1 примеряют Михаэль Бартельс и Андреа Бертолини. Весь сезон немецко-итальянский дуэт был неоспоримым фаворитом, и украшением года для “Витафона” стала победа в 24-часовом марафоне в Спа. Там же, к слову, экипаж создал существенный задел в личном зачёте, ведь, по ходу гонки разыгрывается двойная порция зачётных баллов.

 

Вот, что сказал Михаэль Бартельс после финиша аргентинской гонки: “Естественно, это незабываемый день. Мы знали ещё до приезда, что на бумаге всё выглядит легко и просто. Но на самом деле самые сложные гонки начинаются тогда, когда чемпионство практически в кармане. Но всё же нам удалось справиться с этим давлением. Конечно, всё это возможно благодаря тесному сотрудничеству между “Мазерати Италия” и нашей немецкой командой. Само собой разумеется, пилотский состав тоже не подкачал. За время работы с Андреа я получил неоценимый опыт.” Остаётся только добавить, что в командном зачёте первые два места уже давно застолбили “Витафон” и “Феникс-Карспорт”. Это даёт им возможность выставить на марафон в Ле-Мане по одному экипажу. Кстати, заявка эта предоставляется именно команде, а не самой машине, так что с техникой возможны самые различные варианты.

 

Берт Лёнжин : “Сезон был просто ужасный, так что пообеда на последнем этапе стала невероятно важной для нас, с учётом следующего года. Машина и шины отработали просто отлично. Впервые в сезоне мы были конкурентоспособны все два часа гонки. Ни Энтони, ни я не допускали никаких ошибок. Сказать по правде, мы бы не смогли настичь Марселя, но в борьбе с Майком и Фабрицио мы преуспели, и второе место было точно наше. Немного везения – и вот, гонка наша! Сражение с Майком настолько захватило нас, что мы оба не заметили, что гонка закончилась. Он немного помог мне развернуться, и поначалу я был просто в бешенстве, но сейчас всё нормально.”

 

Энтони Кумпен : “Такого неудачного сезона я и припомнить не могу. В прошлом году мы практически не слезали с подиума – шесть финишей в первой тройке и сражение за чемпионат. Теперь мы работаем уже на следующий сезон, ищем спонсоров, и эта победа очень кстати! Я очень горжусь нашей командой. Несмотря на тяжелейший сезон, они смогли собрать все силы и предоставить нам отличную машину на эти выходные. Наконец, и “Пирелли” сегодня были на высоте.”

 

Адвансд ИнжинирингМайк Хеземанс : “С 90 кило на борту по-любому будет тяжело. Я лидировал, но допустил ошибку на входе в первый поворот. Вроде бы проходил его так же, как кругом назад, но всё равно выскользнул наружу. В квалификации машина была просто ужасная. Хорошо, что у Фабрицио есть кое-какой опыт выступлений на тяжёлых “Феррари”, и он помог настроить наш “Корветт”. Правда, с утра нам пришлось поменять настройки полностью, сами понимаете, большой риск, но он в принципе оправдался – мы ехали в темпе лидеров.”

 

Фабрицио Голлин : “Всё было возможно в этой гонке. После квалификации команда доверилась моему опыту выступлений на тяжёлых машинах и полностью поменяла настройки. Что ж, мы были конкурентоспособны на протяжении всей гонки, а шины выдерживали длинные отрезки. Не так уж и плохо после провального начала выходных.”

 

Максим Суле : “Превосходный результат для нас! Я узнал о том, что буду выступать всего лишь полторы недели до старта. Выходные начались не самым лучшим образом – у нас сломался карданный вал в свободных заездах, и вместо того, чтобы тренироваться, изучать трассу, нам пришлось наблюдать за работой механиков. Конечно, огромное им спасибо, что выполнили её на самом высоком уровне. Мы попытались сделать всё, что в наших силах, но при старте с последнего места финиш на подиуме равносилен победе.”

 

Кристиан Ледесма : “Я должен поблагодарить команду за превосходную машину. Я не выступал на технике подобной мощности уже лет десять, но смог быстро адаптироваться к “Корветту”. У меня не было особо много времени для практики из-за проблем в субботу, так что я счастлив, что не подвёл команду и напарника.” 

 

В ГТ2 всё прошло как нельзя лучше для местной команды “Адвансд Инжиниринг Пеком”. Поул, конвертированный в победу на домашней трассе – что может быть лучше? Но не всё так просто. Да, первый отрезок выдался на заглядение, и Матиас Руссо долгое время даже сражался с земляками на “Феррари 550” категории ГТ1! Но в смену раллиста Луиса Переза-Компанка темп упал, и в лидеры вышел сверхтяжёлый (75+35 кило) “Феррари” чемпионов Виландера и Бруни. Возможным оправданием Луису может неверный выбор шин – как это знакомо по ралли… Ценою титанических усилий Руссо (и, может быть, неторопливой езды лидеров) аргентинцы, к неописуемому восторгу и ликованию трибун и окрестных холмов вышли вперёд на самых последних кругах! На третье место, благодаря столкновению машин “ЦР Скудерии” и “Проспида” вышел второй экипаж скудерии синьора Амато Феррари.

 

Что касается сражения за путёвку в Ле-Ман, то интрига умерла на 6 круге, когда Эмануэль Коллар отправил свой “Порше” на рандеву со стеной. Таким образом, вторую путёвку на северо-запад Франции получает “БМС Скудерия  Италия”. Несмотря на название, команда вполне может привезти в Ле-Ман и “Порше”, если вдруг машины из Штутгарта чудесным образом преобразятся. А позывы к тому имеются – в ЛМС модель “911 ГТ3”  получился некоторый весовой гандикап.    

 

Матиас Руссо: “Это был наш первый год в ГТ2, мы многому научились, прогрессировали. Я ещё не могу поверить, что нам удалось сегодня победить! Я невероятно счастлив за всю команду.”

 

Луис Перез-Компанк: “Невероятные выходные. Я до сих пор не могу поверить, что Матиас смог завоевать поул, и мы сегодня на глазах родных зрителей одержали эту историческую победу! Я очень благодарен всей команде, механикам, инженерам, товарищу по экипажу.”

 

Тони Виландер:  “Мне следует извиниться за ошибку в квалификации. 6 поворот оказался серьёзным испытанием для всех пилотов, и мой первый же быстрый круг закончился именно там. После этого выходные проходили вполне успешно. Я очень рад за наших коллег по “Феррари”, ребят из экипажа под номером 95. Одержать победу на глазах соотечественников должно быть невероятно приятно.”

 

Джанмария Бруни: “Гонка сложилась очень хорошо, особенно в начале. Было нелегко, особенно на прямых – мы теряли слишком много из-за нехватки максимальной скорости – сказывался балласт. Вне траектории было очень пыльно, так что при обгоне нужно было соблюдать повышенную осторожность. Всё-таки, пару раз я был слишком осторожен. Отличный финал сезона на невероятной трасе. Я покрутил жука перед трибунами, поблагодарив зрителей за их энтузиазм и за эту невероятную трассу. Надеюсь мы станем постоянными гостями здесь.”

 

Чемпионы ФИА гт 2008Томас Бьяджи: “Поздравляю Бартельса и Бертолини с этим титулом, они его заслужили. В нашей категории стоит похвалить Матиаса и Луиса за эту превосходную гонку. Трасса мне безумно понравилась, так что я уже с нетерпением жду следующего сезона, чтобы вернуться сюда.”

 

Кристиан Монтанари: “Нормальный результат для нас. Мы упорно трудились, и под конец гонки темп был отличный. Сезон был очень трудный для нас, но этот результат всё-таки оставляет в целом приятные воспоминания на межсезонье.”

 

Вот так прошла эта удивительная гонка вокруг озера. Праздник окончен, и впереди болельщиков ждёт томительное межсезонье. Календарь следующего чемпионата вряд ли порадует фанатов многоэтапных первенств – за год пилотам предстоит покорить всего лишь девять трасс. С учётом экономического кризиса не совсем понятно, кто будет участвовать в старшей категории (точнее, на технике какой свежести будут соревноваться пилоты). Но оптимист поправит свои розовые очки и уверенно будет смотреть в будущее, что бы оно не приготовило. Реалист же, оживит в памяти воспоминания об этой феноменальной гонке, прикинет возможные расклады и…будет надеяться на лучшее!

 

Олег Стожков, Sport.ru

 

Sport.ru