Гёкхан Тёре – не первый легионер, который сбегает из российского клуба посреди сезона. Но именно турок и окружающие его люди могут породить весьма опасный прецедент. @Sport.ru делает свои выводы из этой истории, отмечая, что местами постсоветский футбол застрял в "эпохе малиновых пиджаков".

 

Перевозя Гёкхана Тёре в Гамбург из Лондона в числе прочих невостребованных воспитанников "Челси", один из главных претендентов на звание "Остапа Бендера европейского футбола" Франк Арнесен подчеркнул: "Торе – турок, отвыкший от ортодоксальной Турции. В Европе ему гораздо спокойнее". Тогда никто не обратил на это высказывание внимания. Но датчанин слишком хорошо разбирается в людях, если умудрился остаться в "Гамбурге" после того, как чуть не отправил клуб своей похотливостью и жаждой власти во вторую бундеслигу. Он точно знал, что Джеффри Брума не захочет менять клуб, ведь отсюда гораздо легче добраться до родного Роттердама. Он знал, что Майкл Мансьенн с радостью бросит в портовом городе якорь, чтобы доказать свою недооценённость. То же с оговорками касалось и Джакопо Салы, и человека, который летом 2012 года стал самой выгодной продажей "красноштанников".

 

Турок жуть как не хотел переезжать в РПЛ. Это знали все. Неизвестно, каким макаром его удалось уговорить решиться на столь рискованный шаг – то ли зарплату пообещали повыше, то ли гарантированное место в основе. Но дальше было только хуже. Гёкхан попал в команду, которая играла по совершенно непривычной для него схеме. И в резерве "Челси", и в "Гамбурге", и в турецких сборных разных возрастов и созывов Тёре был таким себе свободным художником с креном на фланг. Но в "Рубине" это место занято Бибрасом Натхо, игроком менее классным, но более старательным. Израильтянин, по сути, умеет не так уж и много – в его исполнении опасны разве что стандарты, но самоотдача у него как раз на том уровне, придерживаться которого требует Бердыев. Турок же главному тренеру был не слишком и нужен, раз после переезда сыграл лишь в семи матчах из восемнадцати даже с учетом дисквалификации за удаление в игре с "Кубанью".

 

"Турок жуть как не хотел переезжать в РПЛ. Это знали все. Неизвестно, каким макаром его удалось уговорить решиться на столь рискованный шаг – то ли зарплату пообещали повыше, то ли гарантированное место в основе. Но дальше было только хуже"

 

Гром грянул как-то неожиданно. Неделю назад агент игрока Георг Яблуков отправил письменную жалобу не кому-нибудь, а самому Рустаму Минниханову. Мол, дорогой Татарбаши, так и так, хороших людей обижают. История действительно оказалась удивительно мутной – по словам уроженца славного города Донецка, в нижеописанный процесс была вовлечена чуть ли не дюжина ответственных лиц, включая Курбана Бердыева. Партнёр Яблукова Бекташ Демиртас подтвердил факт преступного намерения казанской стороны.

 

"Когда обсуждался агентский договор между генеральным директором "Рубина" Громовым и г-ном Яблуковым и незадолго до завершения переговоров уполномоченный ФК "Рубин" скаут по Германии г-н Азимов попросил меня переговорить с глазу на глаз. Затем в моём присутствии он позвонил (по его словам) главному тренеру и вице-президенту "Рубина" Курбану Бердыеву. Так как разговор вёлся на русском, его сути я не понял. После разговора он сообщил мне, что согласованный агентский договор в размере 650 тысяч евро должен быть разделён и передан дальше следующими суммами: 100 тысяч евро г-ну Азимову и 170 тысяч евро на некий банковский счёт, который нам ещё сообщит г-н Бердыев".

 

Так-так… Авторитетный специалист, ведущий себя в духе узбекских хлопковых королей времён застоя – это уже подозрительно. Даже больше: в столь активное участие туркменского гуру не очень-то и верится. После того, как Анатолий Бышовец пытался "нагреть" руководство "Локомотива" на несостоявшемся в итоге трансфере Тони Каллио на целый миллион евро, подобных прецедентов в РПЛ больше не было. А правоверный мусульманин с чётками и непоколебимой верой в Аллаха как-то не очень ассоциируется с образом вымогателя.

 

Но если эта история вдруг окажется правдивой, тогда отставка Дмитрия Самаренкина обретает совсем иные очертания. Может же выйти и так, что уже экс-президент "Рубина" максимально урезал трансферный бюджет не из-за своей скупости и расчётливости, а ради того, чтобы за его спиной кто-нибудь не крутил шуры-муры. И внутриклубную оппозицию странным образом возглавил именно Бердыев…. Но стоит повториться – это лишь предположение, имеющее под собой очень шаткие пока основания.

 

Дальше – больше. Вскоре после матча против "Интера" Тёре улетает в Стамбул, якобы подписывать контракт с новым агентом, пришедшим на смену якобы отодвинутому от "шведского стола" Яблукову. Агента этого зовут Ахмет Бюлут, и если углубиться в турецкие источники, то можно узнать, что сотрудничает он с целой группой коллег из Восточной Европы. В том числе и с закончившим несколько лет назад карьеру Степаном Томасом. А теперь – внимание! – чёрный ящик.

 

"Во время наших переговоров мне неоднократно звонили по телефону бывший игрок "Рубина", а на настоящее время (как он утверждал) скаут клуба г-н Степан Томаш и его турецкий партнёр г-н Ведат Ватанзевер. Они сообщили мне, что будут лоббировать трансфер через переводчика ФК "Рубин" г-на Яшара Озджана. Г-н Озджан имеет большое влияние на решения главного тренера. Также они сообщили свои требования. Они хотели 30 % от агентского договора, таким образом 216 тысяч евро. Они нам угрожали тем, что если мы не примем эти условия, то трансфер игрока сорвётся. Я проинформировал г-на Яблукова об этом".

 

Да, это снова Бекташ Демиртас, компаньон Яблукова. Вот и скажите теперь, откуда взялся в этой мутной истории Ахмет Бюлут, если бы всё обошлось без участия Томаса? Улика вроде бы и косвенная, но заставляющая думать о плохом. Но это ещё не всё!

 

"Все участники в своих заявлениях ссылались на главного тренер и вице-президента "Рубина" г-на Бердыева. В четверг, 27 сентября, после тренировки у меня состоялась встреча с тренером в присутствии г-на Озджана. Так как я не доверяю переводчику, я записал на лист бумаги все затребованные платежи с именами участников. Тренер мне сказал, что он ничего подобного не говорил г-ну Азимову, и что он сказал ему, чтобы он удалил его номер телефона и в будущем не работал на "Рубин".

 

Г-н Бердыев сказал мне встретиться с неким господином по имени Рустем, который со слов Бердыева в клубе всё решает. Он позвонил в моём присутствии г-ну Рустему, но не дозвонился до него. Затем тренер сообщил, что г-н Озджан организует нашу встречу. Г-н Бердыев сказал мне, что именно г-н Рустем скажет мне, куда и какие суммы необходимо переводить. Заием я ушёл. Г-н Озджан сообщил мне, что г-н Рустем собственно говоря осуждён и содержится в тюрьме, поэтому до него непросто дозвониться"

 

Что тут сказать? Здравствуй, "эпоха малиновых пиджаков". Снова здравствуй. Если всё вышеизложенное, конечно, правда. О том, кто такой "Рустем, решающий всё", любой знающий обыватель может догадаться легко – речь о Рустеме Сайманове, которого одни называют лучшим спортивным директором в истории российского футбола, а другие считают "казанским Тони Монтаной". Вся эта история кому-то может показаться глупой выдумкой по той простой причине, что в наше время подобные схемы не проворачиваются настолько явно и у всех на виду. По этой же причине с другой стороны баррикад она воспринимается за чистую монету.

 

"Что тут сказать? Здравствуй, "эпоха малиновых пиджаков". Снова здравствуй. Если всё вышеизложенное, конечно, правда"

 

Больше всех, однако, пострадали не агенты, а сам футболист. Если спор дойдёт до спортивного арбитражного суда в Лозанне, то проигравшая сторона в худшем случае отделается штрафом с шестью нулями в евро и запретом на футбольную деятельность на некоторое время. Запретом, который можно легко обойти созданием новой агентской конторы и наёмом какого-нибудь зиц-председателя, охотно выполняющего все указания реального босса. А вот Торе наверняка получит дисквалификацию за самоволку. Вряд ли кто-то будет настаивать на том, что "Рубин" не соблюдал условия контракта – в финансовом и бытовом плане турку жилось неплохо, а душевное спокойствие обеспечивать вроде как никто не обязан.

 

Самое интересное, что сбежал Гёкхан из Казани не в каком-то определённом направлении. Он просто сбежал. Подальше от всего этого бреда в духе ранних девяностых, которым наш футбол бесконечно богат. Положение дел футболиста лучше всего описывает старинная пословица "у семи нянек дитя без глазу" – Яблуков и Демиртас ругаются с Бердыевым, казанцы тоже желают чего-то сказать и сделать в ответ, а о Торе все как будто и забыли. Он сейчас скорее ценный актив, чем живой человек, как сказал бы генеральный менеджер одного из клубов НБА.

 

Лучше бы у этой истории побыстрее случился конец. Иначе она станет началом другого конца – финалом карьеры небесталанного, в общем-то, парня, который оказался не в то время не в том месте.

 

Иван Манчев, @Sport.ru

 

P.S. Всё вышеизложенное – лишь имеющая право на жизнь версия, а не черновик протокола допроса. Всего-навсего версия.

Sport.ru