Бразильских футболистов в Европе уже так много, что некоторых из них начали натурализовывать и заигрывать в национальных сборных. Но были времена, когда таланты из "страны, где много-много диких обезьян" были редкостью. Тогда клубы из бывшего СССР не допускали множества селекционных промахов. @Sport.ru говорит о причинах, которые побуждают южноамериканцев (и не только бразильцев) ехать в Россию и Украину…

 

Каждый второй читатель наверняка помнит замечательную комедию "Поездка в Америку" с Эдди Мерфи в главной роли. Нечто похожее тем переживаниям, которые испытал главный герой, ощущают на себе многочисленные легионеры из-за океана. Вот только если у наследного африканского принца денежки ввиду высокого статуса водились изначально, то юные и не очень кудесники мяча получают сумасшедшие по меркам их детских лет суммы и возможность их потратить подобно снегу на голову в июне. И тогда футбол уходит на второй план, особенно если новая команда расположена в городе, где много-много соблазнов.

 

Наиболее яркий пример, вызвавший у кого злорадный смех, у кого приступ безудержного веселья – приезд в Европу талантливого по умолчанию нападающего по имени Андре. Да-да, того самого, из "Сантоса". За этим следили все: в России приглядывались, кого же откопал Газзаев, и добьётся ли новая "креатура" Валерия Георгиевича успеха в Европе, а в Украине просто ждали. Одни ждали, что наконец-то не "пальнёт в молоко" хвалёная селекционная служба "Динамо", по сути являющая собой сборище ветеранов команды, которым не удалось устроить "гражданскую" жизнь, а существовать как-то надо. Другие, наоборот, были в предвкушении грандиозного провала и оказались правы.

 

"Хороший, симпатичный парнишка. Он нравится нашим болельщицам. Но покупать за восемь миллионов человека ради лишних двух десятков девчонок на трибунах…. Не-е-ет!"

 

Андре ехал в Европу вовсе не играть в футбол – об этом говорят хотя бы многочисленные записи на его странице в Твиттере. Ранее уже было замечено, что каждый молодой футболист, приезжающий играть в другую страну, пытается обратить внимание не только на достопримечательности и прочую мелочь, но ещё и на дела футбольные. По "блогу" Андре можно было сделать один вывод – неизвестно, кем работает этот малый, но он точно не футболист. Записи одной строкой вроде "вчера с нами были две девочки по десять долларов каждая – так дёшево даже в Рио на карнавале не бывает" или "в барах крепкие напитки наливают в стограммовую посуду, и это слишком много" составляли 99.9% его содержания. Какой-то бразильский последователь Михаила Кожухова, приехавший в Киев снимать весьма познавательную телепередачу – так могли подумать многие. Но где же оператор с камерой и где сама передача, товарищи?

 

Если попытаться обойтись без шуток, то вышеупомянутые селекционеры банально "сыграли в дурака". Какие бы эпитеты не применялись для изображения в негативном свете Робсона, Маркао и других спартаковских бразильцев времён "правления" Романцева, как бы не пытались приподнести на блюдечке их деревянность и мнимую тактическую неграмотность, но они умели играть в футбол, чёрт побери! "Деревянный" Робсон забивал и "Лидсу", и "Арсеналу", и другим далеко не слабым командам. Это не отменяет его перманентной бестолковости, но от человека была хоть какая-то отдача. А теперь поставим на другую чашу весов Кавенаги. Что мы имели? Трансферный рекорд, пафосные заявления вроде "мы купили аргентинского Герда Мюллера" и… громкий пшик на выходе. Семнадцать забитых мячей за три сезона и постоянные жалобы на холодный климат. Робсон, на секундочку, забил за пять лет в два с половиной раза больше, хотя и этот результат на фоне дважды кряду выигрывавшего бомбардирскую гонку Веллитона далеко не фееричен.

 

То ли по иронии судьбы, то по чистой случайности все три героя повествования рано или поздно оказались во Франции. И что же вышло? Кавенаги выдал парочку неплохих сезонов в "Бордо", но здесь своё веское "нет" звёздной карьере Фернандо сказали травмы. Робсон пробыл несколько лет в "Лорьяне" и оставил по себе память как добротный трудяга и надёжный запасной. Андре…. Вы будете смеяться, но он не играл в футбол и в "Бордо". Нет, несколько раз он появился на поле, даже пару раз ударил по воротам, но президент клуба Жан-Луи Трио (ударение на последний слог, да-да) в "прощальном" интервью выдал идеально точную характеристику. "Хороший, симпатичный парнишка. Он нравится нашим болельщицам. Но покупать за восемь миллионов человека ради лишних двух десятков девчонок на трибунах…. Не-е-ет!".

 

"Юные и не очень кудесники мяча получают сумасшедшие по меркам их детских лет суммы и возможность их потратить подобно снегу на голову в июне"

 

Что характерно, украинские СМИ (да и российские следом за соседями) убрали из монолога Трио истинный смысл, заменив его традиционным "парень хорош и талантлив, но у нас нет денег, чтобы выкупить его контракт". Проснитесь, господа! Даже в многочисленных видеонарезках, присутствующих в интернете (этими "хайлайтами", похоже, и руководствовались киевские псевдоскауты), нет ничего, кроме многочисленных ударов с метра по пустым воротам (к слову, Андре даже в таких ситуациях частенько умудрялся позорно мазать) и парочки нечаянно обыгранных защитников на каждые пять минут видеоматериала. Смешно? Да нет, грустно. Если в случае с Филиппо Индзаги за эти достоинства можно было платить миллионы, то для бразильца не "дуболомного" телосложения неумение нормально обработать мяч на линии вратарской – диагноз. Вот только узнаю о нём не все.

 

Вот и сказке конец, как говорится. Завтра будет совсем другая история – о бразильцах уходящих, а не приходящих.

 

Иван Манчев, @Sport.ru

Sport.ru