Петер Форсберг вернулся в НХЛ. Уладив визовые вопросы и разобравшись с больной лодыжкой, швед уже провёл два матча за "Колорадо". @Sport.ru вспоминает клубную карьеру "Фоппы" от судьбоносного для всей НХЛ драфта 1991-го года до сегодняшнего дня.

 

Глава 1. Детство

 

С отцом-тренером, братом-хоккеистом и ослиным упрямством Форсберг просто не мог выбрать другую дорогу. Роджер Форсберг родился на два года раньше Петера, поэтому в детстве был сильнее. Будущей звезде НХЛ это не нравилось, и он тренировался всё больше и больше. В дальнейшем Роджер свяжет свою судьбу с компьютерными технологиями, Петер же начнёт свой путь трипл-даблу (два олимпийских золота, два чемпионата мира, два кубка Стэнли) с МОДО.

 

Дружба с Маркусом Нэслундом началась именно в этом клубе. Они были идеальным сочетанием как в жизни, так и на площадке. "Мак" молчаливый скромный снайпер, "Фоппа" импульсивный, беспокойный распасовщик. Оба самые перспективные форварды Швеции 1973-го года, оба пробились в основу МОДО в начале девяностых. Форсберг перед этим в юниорской команде набрал 101 очко за 39 матчей.

 

Первые шаги во взрослом хоккее давались с трудом. Форсберг и Нэслунд были в порядке, но тренер предпочитал ветеранов. Молодёжь обделяли игровым временем. Несмотря на недоверие, несмотря на оборонительную игру практически всех команд шведской лиги, Петер набирал очки почти в каждом матче.

 

Ребятам исполнилось по восемнадцать. Впереди был драфт НХЛ. Форсберг о заокеанском хоккее слышал мало, поэтому суета 22-го июня 1991 года его не интересовала. Тем более что большинство скаутов давали не слишком лестную характеристику молодому шведу. Предполагалось, что Петера выберут либо во втором раунде, либо в конце первого.

 

Глава 2. Драфт

 

Чьё имя назовут первым, было известно всем. Эрик Линдрос в том сезоне провёл за "Ошаву" 57 матчей, набрав сумасшедшие 149 очков (71+78). Канадец и его родители спустя пару лет направят историю в удачное для Форсберга русло. "Квебек Нордикс", несмотря на нежелание Линдроса играть в городе франкофонов и слабой команде, остановили выбор на нём. Эрик сфотографировался в бело-синей форме и пожал руки руководителям. На этом его общение с "Нордикс" было закончено.

 

Спустя несколько минут "Филадельфия" под общим шестым номером взяла Форсберга. Это было сенсацией. До последнего руководство "Флаерс" было уверено в Патрике Паулине. Многообещающий форвард в итоге ни разу не забрасывал больше пятнадцати шайб и не набирал больше тридцати очков.

 

Выбрать вместо таланта посредственность "Филадельфии" не позволил европейский скаут клуба Инже Хаммарстром, который с пеной у рта доказывал, что упускать Форсберга ни в коем случае нельзя. Генеральный менеджер "Филли" Русс Фарвелл уступил. После он не сможет объяснить прессе, почему сделал такой выбор. Что такое Петер он не знал и не видел. Форсберг, удивившись столь раннему вниманию к себе, укатил обратно в Швецию.

 

"Выбрать вместо таланта посредственность "Филадельфии" не позволил европейский скаут клуба Инже Хаммарстром"

 

Глава 3. На развилке

 

Пока форвард играл за МОДО, родители Линроса заявили, что их сын не при каких обстоятельствах не подпишет контракт с "Нордикс". Хотя канадцы не оставляли надежд сохранить вундеркинда, было ясно, что обмен неизбежен. На Эрика претендовали практически все клубы лиги, предлагая взамен по несколько игроков и мешков денег. Постепенно вариантов становилось всё меньше. "Квебек" логично хотел выжать максимум из этого трейда. В конце гонки остались два клуба: "Филадельфия" и "Рейнджерс".

 

20 июня 1992-го решение было принято. Линдрос будет играть за "Филадельфию". Взамен "Летуны" отдают Риччи, Дюшена, Хексталла, Хаффмана, 7-ой номер драфта этого года, первый выбор 1993 года, 15 млн. наличными и Форсберга.

 

Однако щедрость предложений плохо повлияла на разум руководства "Нордикс". После того, как обменять Линдроса в "Филадельфию", "Квебек" обменял его ещё раз в "Рейнджерс" на Дага Уэйта, Тони Амонти, Алексея Ковалёва, вратаря Джона Ванвисбрука или защитника Джеймса Патрика, два первых выбора драфта и 12 млн.

 

Спустя десять дней Арбитражный суд признал законным первый обмен. А через два года Форсберг вышел на лёд в форме "Нордикс". По иронии судьбы против "Филадельфии" Линдроса. Петер набрал одно очко за передачу и попал под силовой приём Эрика. В том сезоне канадец возьмёт две индивидуальные награды ("Харт" и "Лестер"), которые станут единственными в его карьере, а Форсберг станет лучшим новичком лиги. Ничего больше на клубном уровне Линдрос не выиграет. Петер же возьмёт два кубка Стэнли, "Харт" и "Арт Росс".

 

Глава 4. Из "Квебека" в "Колорадо"

 

Через год после пришествия Форсберга в "Квебек" команды не стало. Владелец клуба Марсель Або  продал его COMSAT Entertainment Group. В НХЛ появились "Лавины" с очень грозным составом: кроме шведа бордово-синие цвета носили Джо Сакик, Адам Фут, Патрик Руа, Клод Лемье, Валерий Каменский и масса других добротных хоккеистов. Новичок лиги сходу завоевал кубок Стэнли, а Форсберг набрал 116 очков в регулярке и 21 в плей-офф.

 

В течение четырёх последующих сезонов Петер наберёт 325 очков и начнёт продолжающуюся до сих пор борьбу с травмами. Первая серьёзная случилась в победном для "Колорадо" плей-офф 2001.

 

Глава 5. Травмы

 

Во втором раунде против "Лос-Анджелеса" Форсберг заработал ушиб селезёнки, которую пришлось удалить. Не всё в порядке было с ногой – ещё одна операция. Следующий сезон был пропущен полностью. Петер вернулся к плей-офф, довёл "Колорадо" до финала конференции. А через год стал лучшим форвардом лиги и второй раз в карьере перебрался за 100 очков. Наградой стали "Арт Росс" и "Харт", а так же приз за лучший плюс-минус.

 

Затем был ворох мелких повреждений, из-за которых Форсберг сыграл всего 39 матчей, локаут, возвращение в МОДО, столкновение с Франценом, перелом руки и знакомый нож хирурга.

 

"Первая серьёзная травма случилась в победном для "Колорадо" плей-офф 2001"

 

 

Глава 6. "Филадельфия"

 

Локаут донельзя изменил НХЛ. Теперь было не важно, сколько клуб зарабатывает. На первый план вышло умение тратить деньги. "Колорадо" имел в составе большое количество свободных агентов. Форсбергу могли дать максимум 13.5 млн на четыре года. Швед был оскорблён. Нужно было искать новые варианты. Играть в Западной конференции Петер не хотел, дабы не выходить на лёд против своей бывшей команды. До второго августа телефон агента Форсберга Дона Бейзли молчал. Третьего "Филадельфия" и хоккеист сошлись на 11.5 млн за два сезона.

 

Если первый из них можно признать успешным – 60 матчей, 75 очков и выход в плей-офф, второй получился ужасным. "Филадельфия" прочно осела на последнем месте. Форсберг ничем не мог помочь клубу, а клуб не мог ничего дать игроку. Петера обменяли в "Нэшвилл", который не скрывал кубковых амбиции. В итоге "Хищники" вылетели уже в первом раунде.

 

Глава 7. Снова травмы

 

С годами и без того хрупкое здоровье Форсберга стало сбоить регулярно. Из-за повреждения лодыжки швед не мог нормально кататься, терял равновесие, заработал проблемы с паховыми кольцами. Для него разрабатывали индивидуальные коньки, врачи бились над больной ногой, но всё без толку. С конца 2007-го по 2009-й Петер практически не играл, если не считать несколько матчей за "Колорадо" и МОДО, а сообщения в прессе отправляли его на покой. Сам швед вроде был не против. "Возвращения не будет. Нога не позволяет мне играть" – говорил он.

 

Глава 8. Последнее возвращение

 

Но лодыжка спустя пару месяцев всё-таки дала добро. Первыми претендентами на звёздного шведа стали клубы КХЛ. По сообщения СМИ, Петер подписал контракт с "Ак Барсом" и должен был появиться в России, но владелец гольф-клуба и обувной фабрики слишком обеспеченный человек, чтобы позариться на нефтяные деньги.

 

Он выбрал НХЛ и зарплату в миллион долларов. "Попытаюсь в последний раз заиграть на высоком уровне. Точно в последний".

 

Василий Богачёв, @Sport.ru

Sport.ru