Даже учитывая тот факт, что девиз КХЛ - "Обогнать и перегнать НХЛ" был отложен на дальнюю полку в преддверии олимпийских игр, за прошедшие пять с половиной лет уже можно подбивать некоторые итоги, и @Sport.ru пытается разобраться – было ли оправданным создание такой структуры как КХЛ…

Несмотря на то, что КХЛ взяла очередной перерыв в связи с тем, что сейчас опять пройдут международные матчи, робота в самой лиге кипит и сияет всеми цветами радуги и не только. Клубы и руководство КХЛ обсуждают новый регламент, который должен будет изменить отношение к российским командам, да и вообще – сделать настоящую "уравниловку" никогда бы не помешало, ведь то же самое уже давним давно сделали и в НХЛ. Правда, не всё что хорошо на севере Америки применимо к суровым российским реалиям. @Sport.ru вспоминает, что копии зачастую являются хуже оригинала, и бездумное копирование отнюдь не идет на пользу отечественному хоккею.

Система драфта и обменов.

Увы, тут руководители столкнулись с возможностями нашего спорта, которые зачастую нельзя преодолеть честными прозрачными методами. Обмены вообще стали отдельной песней, так сказать, притчей в языцех. В самых лучших побуждениях, в НХЛ отказались от прямых плат за игроков, чтобы сделать команды, которые не способны вбухивать миллиарды долларов, конкурентно способными. На самом деле, системы драфта и обменов связаны друг с другом куда сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Университеты, АХЛ – все они просто не прекращают поиск талантливых хоккеистов по всей Земле, и в итоге именно в Америке собираются самые лучшие представители спортивной братии. В России всё наоборот – никто официально не говорит, что, например, "Донбасс" за того же Торянника заплатил немаленькую сумму, все говорят о мифическом обмене. Но, увы, такой чистоты как в НХЛ пока добиться не удалось, и не факт что прежде, когда-нибудь…. Ну вы поняли. Та же история и с драфтом молодых игроков – так как не налажена система поиска, игроки зачастую с довольно малых лет воспитываются в одном клубе – советская система подготовки превращает церемонию в фарс, и если пару игроков реально куда-то перейдут, а не перепишутся на бумаге, то абсолютно не факт, что через несколько лет они заиграют на самом высоком уровне. В отличие от той же НХЛ, где первый номер драфта является такой грозной силой, что драка за молодых иногда переходит все границы.

Коммерческая лига?

Дальше – хуже. НХЛ уже много-много лет позиционирует себя как самоокупающаяся лига, которая может содержать клубы в абсолютном порядке – ярок пример "Финикса", которые четыре года находился на балансе НХЛ, и уж точно не был самой худшей командой в чемпионате. Да, прибыль с каждым годом снижается, потому что Национальная Хоккейная Лига, по своей сути, настоящий бизнес-проект, который подвержен рискам из-за кризисов и прочих элементов экономической жизни в стране. КХЛ – абсолютно другая структура, которая хоть и задумывалась о том, чтобы в перспективе стать прибыльной, но в итоге всё замкнулось на нашем менталитете. Практически каждая команда принадлежит или городскому совету, или же государственной компании, и в этом случае просто невозможно привести всех к одному знаменателю. Зачем-то введен лимит легионеров, который был призван помочь российской сборной подготовится к домашней олимпиаде, но в итоге не принес ожидаемых дивидендов – только Прохоркин, и с большой натяжкой Ничушкин реально появились в ореоле внимания тренеров сборной. 

"Потолок" зарплат.

В этом направлении ведется настоящая борьба – впервые в этом сезоне были открыты бюджеты клубов (или как клубы просто пытались показать своё благосостояние), но сам смысл этого введения так и не был понят руководителями лиги. Опять таки, в Америке всё делается ради двух вещей – "уравниловки" и бизнеса. И если со вторым мы худо бедно разобрались (в отличие от КХЛ), то первая часть Марлезонского балета вообще не функционирует. Перед началом этого чемпионата вновь подняли этот пресловутый "потолок" – а зачем? Чтобы богатые клубы стали еще богаче? А бедные просто влачили своё существование? Когда в НХЛ под процессом времени все клубы стали равны перед законом и спортивным богом, то у нас вообще странно ожидать того, что "Газпром" будет вливать денег меньше, чем "Инвестбанк", который и вовсе загнулся, подставив под угрозу один из клубов КХЛ. И такими темпами останутся два-три гранда, а остальные будут просто существовать – борьба за спортивный принцип в России терпит очень громкий крах, и этому помочь пока не нужно. Возможно, принятие нового регламента хоть как-то развеселит "болото", но, честно говоря, отношение к делу нормальное, пожалуй, только у Фетисова. А один человек скорее в этом болоте завязнет еще сильнее.

Работа с болельщиками.

Вероятно, тема болельщиков одна из самых больных тем в российском хоккее. Ну не хочет зритель ходить на команды, которые не представляют интереса, система абонементов разработана слабо, а просто завлекать людей на арены практически никто не хочет. Мало того, доходит дело до того, что ленятся даже развешивать афиши перед каждым матчем – а как потенциальный зритель узнает о матче? Интернет дело хорошее, но им тоже нужно уметь пользоваться. Ну и, конечно же, без изюминки не обойтись. Взять, к примеру, "Чикаго", маркетологи которого в 2008-м, когда клуб был 29-м по посещаемости домашних матчей во всей лиге, запустили программу BlackHawks Mobile. Они оперативно рассылали болельщикам информацию о результатах "индейцев", крупных сделках и передвижениях внутри организации, скидках на атрибутику и пакеты с билетами, ну и заодно разыгрывали небольшие призы. За первый год этой услугой воспользовались 30 тысяч человек, а в июне 2010-го представители клуба в качестве важных гостей на крупном маркетинговом форуме объяснили коллегам, как им удалось собрать 75 тысяч подписчиков. Продажи фирменной продукции резко возросли, процент людей, которые бы смотрели, слушали и посещали матчи "БлэкХокс", скакнул с 8 до 43 (четвертый показатель во всей НХЛ), а посещаемость "United Center" несколько последних сезонов радует цифрами в 21,5-22 тысячи за матч, и по этому показателю "индейцы" лидеры во всей лиге. В КХЛ же всё куда проще – платежеспособность зрителей в России намного меньше, чем в США, и поэтому владельцы просто не заморачиваются – а зря, ведь от этого точно теряется зрелищность.

Конечно, КХЛ – это лига не без плюсов, но сама идея бездумного копирования идей старшего брата в 2008-м году была откровенно глупой. Сейчас потихоньку с этим наследством разбираются в условиях накопления опыта, но до реального претендента не только по качеству игроков, но и по остальным компонентам российской лиге еще очень далеко. И даже если начать реформацию прямо сейчас – не факт, что в условиях российского спорта эти начинания дойдут до конца. Но попытаться всё же стоит, правда нужно включать смекалку самим.

 

Владимир Гарец, @Sport.ru 

Sport.ru