Великими не рождаются, великими становятся… Этот тезис подтверждается довольно часто, но только не в случае с Жюстин Энен. Великая теннисистка, кажется, самим своим рождением перевернула представление современного человека о женском теннисе. То, что ранее казалось чем-то недостижимым, космическим или вселенским по масштабу, произошло наяву. Причём длилось несколько лет. @Sport.ru рассказывает о восхождении, триумфе и уходе из спорта властительницы мировых кортов последних лет.

Бельгийский теннис до Жюстин не отличался какими-то великими достижениями. Конечно, параллельно с Энен начинала свой путь и её постоянная соперница – нынешняя королева подиума – Ким Клийстерс. Но при этом лучшая теннисистка последних лет в игре и вне её всегда сохраняла самое главное – чувство собственного достоинства, соединённое с профессионализмом и отсутствием какой-либо заносчивости, спесивости относительно коллег.

В одном из своих многочисленных интервью Энен сказала следующие слова: "Меня уважают, но не боятся". Эта фраза очень точно отражает и внутренний мир теннисистки, и её, так скажем, игровую траекторию. Она никогда не пыталась унизить оппонентов, даже когда выигрывала с большим превосходством.

Также отличительной особенностью бельгийской спортсменки явилось то, что она может играть всегда. В любых условиях. При любой погоде и внешних обстоятельствах. В данном случае это не яркие метафоры, придающие тексту дополнительную экспрессивность, а констатация фактов: в памятном полуфинале US Open-2003 Жюстин Энен-Арденн (в тот момент она носила двойную фамилию) играла против Дженифер Каприати, в концовке матча у бельгийки, по её собственному признанию, сводило ногу, наступило обезвоживание. Сразу после победной встречи Энен была доставлена в больницу. Тем временем, оставалось лишь десять часов до финального поединка с… Ким Клийстерс! Однако Жюстин нашла в себе силы выйти на корт и, более того, уйти с него победительницей, притом уверенно – второй сет вышел для Клийстерс просто ужасающим – 1:6.

Таких вех в карьере Жюстин было немало: по сути, весь её теннисный путь от юниорки до первой ракетки планеты – это путь преодоления и утверждения. В самом хорошем смысле этого слова. Можно вспомнить более ранний период – 2001 год, когда Энен победила в Австралии (в частности, - в Канберре) четырёх своих соперниц. Они возглавляли список сеяных. И это тоже своего рода спортивный подвиг. В таком определении нет ни доли пафоса – опять же, если спортсмен заслуживает самых высоких похвал (как в случае с бельгийкой) – то их должно воздать.

"Таких вех в карьере Жюстин было немало: по сути, весь её теннисный путь от юниорки до первой ракетки планеты – это путь преодоления и утверждения"

Энен-Арденн и сама много раз говорила о том, что старается играть в умный теннис. Разнообразный и вариативный. Такого сейчас не очень много. И ещё одна важная особенность бельгийки – универсализм. Способность одинаково успешно играть на любых покрытиях. Именно она покончила с гегемонией сестёр Вильямс, которые безраздельно господствовали на кортах до неё. Силовой теннис с широкой игрой на задней линии, а ещё подачи за 200 км/ч – вот козырные карты американок. Тогда как Жюстин сумела добавить и в других качествах: резкость, манёвренность, разнообразие.

Традиционно её признают королевой грунта, однако были достижения и на других покрытиях – на том же харде, к примеру. Победа на US Open-2003 – тому подтверждение.

Был в карьере Энен и ещё один драматичный эпизод: Олимпийские Игры 2004 года в Афинах. Мало того, что бельгийка пропустила несколько месяцев и, по сути, только стартовала в сезоне именно на Олимпиаде – она сумела ещё и выиграть афинские соревнования. Полуфинал против Анастасии Мыскиной болельщики не забудут никогда. В том числе и российские. Хотя он и не принёс нам положительных эмоций. Но не восхищаться героизмом Энен-Арденн невозможно. Наперекор обстоятельствам, она шла к поставленной цели. И достигла её. Камбэки в теннисе – явление нередкое, но чтобы такие, как в решающем сете в полуфинале Олимпиады… Такое бывает, но настолько нечасто, что всякий, кто стал свидетелем таких метаморфоз, может считать себя "по-болельщицки" счастливым.

"Камбэки в теннисе – явление нередкое, но чтобы такие, как в решающем сете в полуфинале Олимпиады…"

Так вот, бельгийская теннисистка проигрывала в третьем сете 1:5, казалось бы, сейчас россиянка выйдет в финал и дело с концом. Но произошло то, что никак нельзя объяснить логикой. Энен не только отыгралась с такого чудовищного для себя счёта, но и выиграла партию со счётом 8:6. Играя при этом далеко не с самой слабой представительницей тура. Пробравшись таки в финал, бельгийка обыграла там на тот момент лицо французского тенниса – Амели Моресмо и стала олимпийской чемпионкой.

Перефразируя классика, об Энен можно сказать так: "есть женщины в бельгийских селениях". Жюстин никогда не ныла, порой не отказывалась играть даже в самых критических ситуациях и всегда оставалась сама собой. Возможно, это самое ценное из того, что привлекало миллионы поклонников к её персоне.

В эпиграфе романа Колин Маккалоу "Поющие в терновнике" есть притча о птице, которая поёт лишь раз в жизни, когда умирает. Но поёт настолько красиво, что никакие соловьиные трели не могут сравниться с этим божественным голосом. Вот Энен в теннисе пела долго, но несравнимо прекраснее, чем её соперницы. Ведь любой спорт – это тоже элемент искусство. И бельгийка действовала именно в русле такого тенниса – поэтического, можно сказать. И всё, что она ни собирала – было заслуженно, в том числе и 4 трофея "Ролан Гаррос".

Теперь она покинула корт. Кажется, навсегда. И теперь вроде как мир потускнел. На авансцену вышла делавшая первые шаги на корте вместе с ней Ким Клийстерс, а с ней ещё совсем юная Каролина Возняцки. Но стиль Жюстин Энен не забудут никогда. Даже те, кто был без ума от сестёр Вильямс…

                                                                                                                                                                                                                   Даниил Ляхович, @Sport.ru