После того как в декабре прошлого года руководство “Хонда” приняло решение покинуть Формулу-1, все забеспокоились, как бы вслед за конкурентом за ручкой чемодана не потянулась и “Тойота”. Но опасения оказались беспочвенными. До поры. Перед оставшейся в “Королевских автогонках” японской командой была поставлена задача качественно улучшить результаты и, более того, в первых шести гонках нового чемпионата добиться первой в своей истории победы.

 

Надо сказать, что значительный прогресс в выступлениях уже достигнут, хотя иллюзия первой Виктории уже однажды маячила на горизонте…

 

К приходу в Ф-1 “Тойота” готовилась со всей тщательностью, свойственной японцам. В этот проект были вложены гигантские деньги и на 2002-й год её бюджет намного превосходил бюджеты лидеров, не говоря уже обо всех остальных “конюшнях”. О серьёзности намерений “Тойоты” сразу же добиться значительных успехов говорили и запросы в отношении пилотов. Среди прочих японцы приглашали присоединиться к ним и Михаэля Шумахера, но получили вежливый отказ. В этом отношении они походили на “Ягуар”, который перед своим пришествием в 2000-м году строил наполеоновские планы и для начала попробовал заполучить того же Шумахера или Мику Хаккинена, в итоге заключив контракт с новоиспечённым вице-чемпионом мира Эдди Ирвайном.

 

На предложение “Тойоты” с энтузиазмом откликнулся опытный гонщик Мика Сало. В скорости финна никто не сомневался, особенно после того, как ему выпал случай заменить в 1999 году в составе “Феррари” сломавшего ногу Шумахера-старшего, с чем он неплохо справился, внеся свой вклад в завоевание “алыми” Кубка конструкторов. В 2000-м Сало продолжил карьеру в “Заубере”, а в 2001-м отказался от места боевого пилота с целью участия в тестах готовящейся стартовать в чемпионате “Тойоты”. Такова была вера в успех предприятия. Вторым пилотом стал шотландец Алан МакНиш.

 

"К приходу в Ф-1 “Тойота” готовилась со всей тщательностью, свойственной японцам"

 

Однако вложенные в команду огромные средства не принесли сколько-нибудь видимой отдачи. Сверхобеспеченная “Тойота” прозябала в стане аутсайдеров, бюджет которых был во много раз меньше. Результат – два очка, добытые Сало ещё на старте сезона и осознание того, что не всё в “Большом цирке” решают деньги. В число ответственных за провал занесли и пилотов, причём, если скорость МакНиша и вызывала определённые вопросы, то Сало, без сомнения, выжимал из машины всё то немногое, на что она была способна.

 

Тем не менее сезоны 2003 и 2004  “Тойота” провела с новой парой пилотов – Оливье Панисом, Кристиано Да Маттой. Впрочем, последнему не удалось полноценно провести второй год в Ф-1, так как на его место был взят досрочно покинувший “Рено” Ярно Трулли. Паниса же со следующего года был призван заменить Ральф Шумахер. Именно на долю третьей за четыре сезона пары пилотов и пришёлся пока самый удачный в истории “конюшни” год.

 

2005-й начинался - лучше не придумаешь. В первых пяти гонках Ярно Трулли трижды поднимался на подиум, причём два раза на вторую его ступень. Впоследствии обороты стали набирать и другие команды, но японцы хоть и отступили немного, ещё возвращались в том году на пьедестал, притом, что по ходу сезона “проснулся-таки” Ральф Шумахер. В итоге “Тойота” финишировала четвёртой в командном зачёте и вновь начала строить глобальные планы. Увы, 2006-ой и 2007-ой обернулись для японцев полнейшим разочарованием. Зато в 2008-м пилоты “Тойоты” вернулись на подиум (Ральфа Шумахера заменил Тимо Глок), но терпение руководства подходило к концу. А тут ещё главный конкурент “Хонда” решила покинуть первенство.

 

Перед стартом восьмого для “Тойоты” сезона в “Королевских автогонках” руководитель команды Тадаши Ямашина заявил следующее: "Бюджет команды сокращался несколько раз. Его ограничили, когда “Хонда” заявила об уходе из Формулы 1, и в том же месяце, после пересмотра прибыли по итогам года, бюджет снова уменьшился, - цитирует его слова F1News со ссылкой на “Рейтер”. - У меня нет примеров, которые могли бы проиллюстрировать масштабы этих сокращений, но я не видел ничего подобного за всё время, проведённое с командой в Формуле 1. Первая победа и хорошие результаты очень важны, но есть и другие факторы. Это - бизнес, мы должны сделать команду жизнеспособной и готовиться к очередному сокращению бюджета в следующем году".

 

 "Первая победа и хорошие результаты очень важны, но есть и другие факторы"

 

Так что шутки в сторону. Времени на раскачку у японцев в запасе не было: либо машина становилась конкурентоспособной с самого начала, либо с формульным проектом можно было начинать прощаться уже сейчас. И старт первенства удался на славу – даже лучше, чем в достопамятном 2005-м. Три подиума в четырёх гонках, поул-позишн и два старта со второго места – таковы текущие достижения Ярно Трулли и Тимо Глока в нынешнем чемпионате.

 

По скорости в гонке “Тойота”, если и уступает “Брауну” и “Ред Буллу”, то совсем незначительно и совершенно явно опережает всех остальных. Теперь команде как воздух нужна победа. Что, как ни она, способно придать новых сил и заставить на время замолчать скептиков из числа руководства, считающих Формулу 1 лишним пунктом в числе прочих трат компании? Чего же не хватает для достижения этой цели?

 

В распоряжении “Тойоты” сильный состав пилотов: опытнейший скоростной Ярно Трулли и только набирающийся опыта на высшем уровне, но уже заявивший о себе, как о быстром гонщике Тимо Глок. На счету Трулли пока числится всего одна победа, добытая итальянцем в 2004-м году в Монако за рулём “Рено”. Систематического опыта побед у него нет, зато в крови есть скорость. Порою у Ярно случаются провальные гонки, но когда всё идёт по намеченному плану, сладить с ним представляется задачей проблематичной. Есть хватка и у Глока, не раз прорывавшегося на высокие места из глубины пелотона.

 

"В распоряжении “Тойоты” сильный состав пилотов: опытнейший скоростной Ярно Трулли и только набирающийся опыта на высшем уровне, но уже заявивший о себе, как о быстром гонщике Тимо Глок"

 

Одержать первую победу в Бахрейне после вчистую выигранной квалификации помешала выбранная тактика использования резины, в Австралии быстрее оказались “Брауны”, в Малайзии решение судей “заморозить” гонку лишило Тимо Глока шансов догнать лидировавшего Батона и лишь в Китае японская команда, ввиду разных обстоятельств, не имела реальных шансов на триумф. Видимо, “Тойоте” банально не хватает опыта больших побед, ну и фарта, куда уж без него.

 

С этапа в Барселоне многие конкуренты начнут выступать на обновлённых болидах, также как и у “Тойоты” оснащённых двойными диффузорами. Японцам необходимо продолжать прогрессировать, чтобы не затеряться среди всех остальных и осуществить наконец свою давнюю цель – выиграть Гран При. Получится ли? Узнаем.

 

Николай Никифоров, Sport.ru

    

  

Sport.ru